«Формирование и развитие жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
в условиях обучения на дому»
Халилова А.Г. учитель
начальных классов
Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.
Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.
Работа по развитию жизненных компетенций должна носить «сквозной» характер, то есть осуществляться и в учебной, и во внеучебной деятельности.
Задачи:
- дать детям знания и представления о различных объектах окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания);
- научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами и их услугами;
- сформировать устойчивые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.
Формирование жизненных компетенций
- знания и умения бытового труда ( личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой , обувью и другими предметами обихода);
- умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений ( торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта);
- бытовые умения;
- умение организовывать свой досуг;
- умение общения;
- представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми;
- эмоционально- положительное отношение к окружающим;
- развитие нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности.
Для детей, имеющих диагноз тяжелая умственная отсталость, в условиях обучения на дому, жизненные компетенции включают в себя:
- сформированные навыки самообслуживания;
- сформированное умение ориентироваться на себе и в пространстве;
- сформированные навыки социального поведения.
Основные направления формирования жизненных компетенций:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;
- о способности вступать в коммуникацию со взрослыми по интересующим вопросам;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми повседневной жизни;
- осмысление своего социального окружения соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Показатели:
1. Социально-бытовые навыки:
- навыки личной гигиены;
- знание своего «Я» (фамилия, имя, возраст, адрес);
- санитарно – гигиенические навыки (одевание, раздевание, шнуровка, застёгивание и расстегивание пуговиц, приём пищи);
- навыки правильного поведения (во время приёма пищи, прогулки, игры, учёбы, совместной деятельности);
- навыки бытового труда(уход за одеждой и обувью, заправка постели, уборка игрушек и принадлежностей, вытирание пыли, влажная уборка).
2. Коммуникативные навыки (вербальные, невербальные):
- со взрослыми в учебно - воспитательном процессе;
- со взрослыми в игровой деятельности, трудовой деятельности;
- со взрослыми в повседневных делах;
- в учебном процессе: включаться в диалог, просить о помощи, обращаться с просьбой, предлагать свою помощь;
- со сверстниками в игровой и трудовой деятельности под руководством взрослого.
3. Самоконтроль, саморегуляция поведения:
- ориентировка в доме;
- ориентировка на улице, в ближайшем окружении;
- навыки организации досуга;
- ориентировка в магазине, в аптеке;
- знание правил собственной безопасности;
- навыки культуры поведения.
Вывод:
Формирование жизненной компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях обучения на дому - это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет учитель, создана ли система работы по формированию социально-бытовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения и насколько всё это интересует детей и родителей.
Мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем.
Это действительно так, ведь жизнь этих детей −
в наших руках.
Список литературы
- И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум
«Мониторинг жизненной компетенции обучающихся с легкой умственной отсталостью: проблемные аспекты и пути решения»
- ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 19 ДЕКАБРЯ 2014 Г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»