СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики в 3 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Для успешного обучения должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Для успешного обучения должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Для успешного обучения должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Для успешного обучения должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.мВ начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Для успешного обучения должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Для успешного обучения должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики в 3 классе»

Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики в 3 классе

Зайцева Ирина Петровна,

учитель начальных классов



В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Для успешного обучения должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.



Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.



Логическими универсальными действиями являются:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.



Действия постановки и решения проблемы предполагают:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Как и любое свойство личности, познавательные УУД формируются в деятельности, причем не изолированно, а в тесном взаимодействии с потребностями и с другими мотивами.

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника «Математика» 3 класс Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких.

Тема 1. Повторение, обобщение материала, изученного во 2-м классе.

Задания, развивающие логическое мышление. Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел:
а) …5, 7, 9, …;
б) …5, 6, 9, 10, …;
в) …21, 17, 13, …;

Задачи на смекалку По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело?

Магический квадрат



12

18

10


8



Исключить лишнее уравнение: 3 × а+4=7 18-5 × а=8 2 × а+4=20 9-а=6

Решение ребусов:

Преобразование модели :

Ориентирование в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Какую из этих медалей вручили жители деревни Уткино лучшему фермеру, если известно, что периметр этой медали равен 12см?

Тема 3. Доли.

Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Есть 3 воздушных шарика. Это двадцатая часть тех шаров, которые нужны для игры «Попробуй проколи!» Сколько шаров нужно ещё купить, чтобы устроить эту игру?

Тема 4. Нумерация. Самостоятельное чтение и объяснение информации, заданной с помощью схем, краткой записи.

Тема 5. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Формирование основных мыслительных операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия.

а) Х+3=120 б) Х:3=120 в)Хх3=120 г) Х-3=120

Майя составила несколько схем к этим уравнениям. К какому уравнению составлена каждая схема?

Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений

«Блиц-турнир».

а) Пешеходу надо пройти а км. Он шёл 4ч со скоростью b км/ч. Сколько километров ему ещё осталось пройти?

б) Автобус ехал 2 ч со скоростью с км/ч и 3ч со скоростью d км/ч. Какое расстояние проехал автобус?

в) Самолёт пролетел за 2 ч y км. Какое расстояние он пролетит за 5ч, если будет лететь с той же скоростью?

Найдите к каждой задаче соответствующую схему

Тема 8 Повторение, обобщение изученного в 3-м классе.

Формирование умения сравнивать и группировать предметы.



Для диагностики и формирования познавательных УУД целесообразны следующие

виды заданий:

-«найди отличия»

-«поиск лишнего»

-упорядочивание

-составление схем-опор

-работа с разного вида таблицами

-на ориентировку в пространстве

-составление и распознавание диаграмм

-на умение составлять схемы

-математические «лабиринты»


Результативность познавательных универсальных учебных действий.


Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;

  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • уметь устанавливать аналогии;

  • владеть общим приемом решения учебных задач;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.



Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий, являющихся важнейшим элементом структуры учебной деятельности, становится главной задачей на начальном, базовом образовании, и от того, насколько они будут сформированы, зависит успешность дальнейшего обучения.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!