СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие функциональной грамотности у обучающихся начальных классов. Работа над словарными словами (из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье представлена работа учителя по формированию функциональной грамотности у обучающихся начальных классов. Подробно рассказана работа над словарными словами

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие функциональной грамотности у обучающихся начальных классов. Работа над словарными словами (из опыта работы).»

Семёнова Л.И.

Выступление на ГМО, 24.11.2021

Формирование и развитие функциональной грамотности у обучающихся начальных классов. Работа над словарными словами (из опыта работы).


  1. Притча «Чайная церемония».

Притча «Чайная церемония» - это притча о наших знаниях и применении их на практике, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников»


  1. Что же такое Функциональная грамотность?

Это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. приближение образовательной деятельности к жизни.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.


3. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.

  1. На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет.

Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, т.е. словарных слов.

Работа по правописанию словарных слов требует от учителя особых приемов и предусматривает четыре основных линии:

1.Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимися слов, а также новых значений тех слов, которые же имелись в их словарном запасе.

2. Уточнение словаря - самая широкая сфера словарной работы. Уточнение словаря может быть определено как словарно - стигматическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.

3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

4.Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.


5. Из опыта работы:

- (10-15 мин)

  1. Все слове слова изучаем группами.

а) в 1 классе – изучали по 1 новому слову,

во 2 классе – брали в 1 полугодии и начале 2-го полугодия тематические группы. Остаток учебного года - закрепляем – как в учебнике.

В 3 классе (очень много слов для изучения и повторения), поэтому взяла группу слов по алфавиту, как в учебнике.


2)Как работаем?

Понедельник:

  1. Проверочный диктант по написанию ранее изученных слов.

  2. Изучение новых слов.

Вторник

Списать слова, разделяя их для переноса + орфограммы.

Устно придумать словосочетания с этими словами.

Среда

Работа в парах. Записать эти же слова под диктовку. Обозначить орфограммы.

Четверг

Запись слов по памяти.

Творческая работа: Придумать маленький рассказ или небылицу, используя слова данной группы (устно).

Пятница – итоговое закрепление

Творческие работы.

Написание Сенквейна, акростихов, Работа с транскрипцией. Работа на карточках, кроссворды и т.д


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!