«Формирование гражданской идентичности младшего школьника
на уроках окружающего мира»
Содержание.
1.Пояснительная записка.
2.Рабочие программы 1 -4 класс.
3.Приложение
а) Приложение 1
Диагностические материалы по оценке сформированности гражданской идентичности у младших школьников.
б) Приложение 2
Примерные сценарии занятий родителей с детьми.
Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей современного образования.
Предмет «окружающий мир» - выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми; осознание своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
Важнейшим запросом общества к образованию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании ответственных граждан и снижении социальной напряженности в обществе. Семья – одна из важнейших ступеней бытия человека, именно в ней происходит первичная социализация ребенка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «я» и самооценка.
Задачи по формированию гражданской идентичности наиболее эффективно могут быть решены, когда на уроках окружающего мира устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения учащихся связывается с культурными традициями прошлого.
Формирование гражданской идентичности невозможно без знания основных событий истории Отечества, героического прошлого России, без представления о связи своей семьи с историей страны.
Внимание можно уделить и знакомству детей со святыми, которые являются нашими невидимыми заступниками и помощниками в добрых делах. Детям важно помнить о тех святых, имена которых они носят. Это поможет им задуматься о том, как вести себя, чтобы быть достойными этих имен.
Формирование идентичности младшего школьника средствами предмета «Окружающий мир « возможно, если создать определенные условия для такого формирования.
Модуль разработан для преподавания в 1 – 4 классах на уроках окружающего мира по 4 урока в каждом классе. Уроки модуля отличаются от обычных содержанием и формами преподавания.
Цель данного модуля:
- создание условий для формирования гражданской идентичности младшего школьника на уроках окружающего мира через установление более тесной связи с семьей.
Задачи:
- разработка содержания уроков с выходом на взаимодействие с семьей;
-подбор заданий, формирующих активное взаимодействие с семьей.
- включение родителей в активные формы формирования гражданской идентичности у детей (составление семейных родословных, творческие проекты, презентация семейных реликвий, альбомов, домашних музеев, увлечений семьи, традиций).
В начальной школе ребята учатся работать в группах, парах постоянного и сменного состава. Создают краткосрочные и долгосрочные проекты, проекты на бумажном и электронном носителях. На уроки приглашаются родители, бабушки и дедушки.
1 класс.
№ | Тема урока | Форма проведения. | Планируемые результаты | Обратная связь |
1 | Мы и наш мир | Виртуальное путешествие | С опорой на собственный опыт путем сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – позже, теперь; давно-недавно»; различать разные народы и страны. | Изготовление кукол в традиционном костюме одного из народов нашей Родины. |
25 | Мы в семье. | Рассматривание семейного альбома. | Умение различать ступени родства, уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; способность оценивать свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» | Создание родословной своей семьи (яблоня с плодами) |
26. | Моя семья – часть моего народа | Презентация семейных проектов. | Уметь находить ласковые слова при общении в семье, знать некоторые семейные традиции. | Разучивание старинных названий предметов домашнего быта нашего края. |
63 | Всему свой черед. | Урок «открытия» нового знания. | Умение приблизительно определять возраст мужчин и женщин; соотносить возрастные признаки в их внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), зимой(сумерки); называть возрастные этапы жизни(детство, молодость, зрелость, старость); | Наблюдение за взрослыми людьми на улицах села, обмен своими впечатлениями. |
2 класс
2 | Мы – союз народов России. | Заочное путешествие по станциям. | Знать некоторые особенности традиционной культуры народа нашего края(одежда, блюда национальной кухни, праздники и обычаи) | Проект « Сборник пословиц народов нашего края» |
6 | Календарь – хранитель времени, страж памяти. | Урок - практикум | Сформировать понятие о календаре как древнем явлении мировой культуры. Познакомить с разными видами старинных и современных календарей. Научить ориентироваться на страницах календаря. | Устный рассказ «Особенные (памятные) семейные даты». |
18. | Народный календарь. | Деловая игра. | Сформировать представление о народном календаре. Учить соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. | Узнать особенности местного народного календаря у родственников старшего поколения. |
41 | Растения в домашней аптечке. | Урок-исследование. | Знать названия наиболее распространённых лекарственных растений нашего края, места их произрастания, их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений, целебные свойства. Знакомство с лекарственными растениями домашней аптечки. | Проект «Лекарственные растения в домашней аптечке моей семьи» |
3 класс.
3 | Тепло родного дома. | Урок-экспедиция в деревенский дом. Встреча со старожилами села. | Знать трехчастную структуру старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матрицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме. Их аналоги в устройстве старинного жилища своего края, а также названия с местных языков. | Рисунок деревенского дома своей малой родины. |
4. | В красном углу сесть – великая честь. | Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники. | Знать роль и назначение красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного почетного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье. | Изучить свой дом |
10. | Мое имя – моя честь. | Ролевая игра. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям; стремиться проявлять уважение к своим родителям. | Узнать значение своего имени. |
11. | Добрые дети – дому венец. | Защита творческих работ. | Знать традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отраженные в народных сказках, пословицах | Творческая работа. |
4 класс
4. | Права ребенка | Учебная конференция. | Знать права детей, объяснять связь между правами и обязанностями, принцип расширения прав и обязанностей по мере взросления. | Создать свою конвенцию о правах ребенка. |
33. | В путь по реке времени. | Урок- путешествие в историю. | Знать прошлое своего народа, своей семьи; знать великие события и тех, кто внёс значительный вклад в историю и культуру Отечества. | Беседа с бабушками и дедушками, старожилами села. |
58 | Нет в России семьи такой… | Презентация семейных проектов. | Семейные воспоминания о Великой Отечественной войне. Знание вклада каждой семьи в победу | Проект «Моя семья в годы великой Отечественной войны» |
67 | Начни с себя. | Творческий отчет. | Посильный вклад детей в развитие семьи, школы, родного края, страны. | Практические дела. |
Ожидаемые результаты формирования идентичности школьника:
освоение новых знаний и видов деятельности, обогащающих социальный опыт младшего школьника.
Литература:
Для учащихся:
1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая
Окружающий мир: учебник для 1 - 4 класса общеобразовательной школы в 2-х частях/
Москва «Просвещение» 2023 год.
2. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая
Окружающий мир: рабочая тетрадь для 1 - 4 класса общеобразовательной школы в 2-х частях/.
Для учителя:
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
«Я познаю мир» (энциклопедия)
MULTIMEDIA-поддержка курса:
КИМы: Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир».
М.: Экзамен, 2020. (Серия «Учебно – методический комплект»)
Электронные образовательные ресурсы.
- http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - Детские электронные презентации и клипы.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – Игры, презентации в начальной школе.
http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - Учительский портал.
http://900igr.net/prezentacii-po-okruzhajuschemu-miru.html - Презентации по окружающему миру.
http://www.daler.ru/wallpapers/Природа/2.html - Картинки о природе.
http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - Открытый класс.
Приложение 1.
Диагностические материалы по оценки сформированности гражданской идентичности у младших школьников в семье
Тест 1. «С чего начинается Родина»
Проведение данного анкетирования позволит определить уровень сформированности когнитивной составляющей гражданской идентичности у младших школьников. Тест включает следующие вопросы:
1. Какие цвета присутствуют на государственном флаге нашей страны?
2. Какой город является столицей нашей Родины?
3. Какие народные сказки ты знаешь?
4. Как зовут твоих дедушек и бабушек?
5. Назови дни рождения мамы и папы?
6. Кто является президентом нашей страны?
7. В каком городе, районе, селе ты живешь?
8. Назови реки нашей страны?
9. Какие марки отечественных машин ты знаешь?
10. Назови диких животныхобитающих в твоем крае?
11. Какая птица изображена на гербе нашей страны?
12. Кто из русских поэтов написал сказку О рыбаке и рыбке?
13. Какой праздник отмечают только в России?
Ответы детей на эти вопросы покажут, какие знания, представления о стране, семье сформированы у ваших детей, какие проблемы имеются.
Тест 2. « Кто Я?»
Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности, определения ее мотивационной готовности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. Ребенку следует объяснить, какую функцию он выполняет в жизни.
Условно можно выделить шесть основных сфер жизни, которые могут быть представлены в идентификационных характеристиках:
1.Семья: Я- сын, дочь, внук, племянник, брат, сестра.
2. Родина: Я – москвич, Я – россиянин , Я – сибиряк, Я – кавказец и т.д.
3.Народ: Я – русский, Я- еврей, Я- татарин, Я- якут и т.д.
4.Учеба: Я – ученик, Я - первоклассник, Я- дежурный.
5.Досуг: Я – спортсмен, Я – певец, Я- фигуристка, Я –футболист, фотограф и т.д.;
6.Отношения: Я – друг, Я- помощник, Я- хозяин, Я- командир, Я- человек.
Образец: Я – мальчик, хороший.
1. Я …
2. Я …
3. Я…
4. Я…
5. Я…
6. Я…
Теперь каждую отдельную социальную роль и характеристику ребенка оцените по четырехзначной системе
«+» – знак «плюс» ставится, если в целом ребенку данная роль нравится;
«-»- знак «минус»- если в целом ребенку данная роль не нравится;
«±» – знак «плюс-минус» – если данная роль ребенку и нравится, и не нравится одновременно;
«?» – знак «вопроса» – если ребенок не знает на данный момент времени, как он относится к этой роли.
Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. После того как ваш ребенок написал свои роли и характеристики и поставил знаки, подведите итог: сколько всего получилось ответов, сколько ответов каждого знака.
Если у ребенка больше плюсов, это значит, что ребенок сознает себя частью семьи, страны, сообщества, коллектива и стремится быть положительным. Если же у ребенка больше знаков минус, то это говорит о том, что у ребенка низкий уровень социальной идентичности.
Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности ребенка переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности ребенка к изменениям, готовности к переменам.
Социальная идентичность преобладает в случае, когда у ребенка наблюдается высокий уровень определенности схемы «мы – другие» и низкий уровень определенности схемы «я – мы». Личностная идентичность превалирует у детей с высоким уровнем определенности схемы «я – другие» и низким уровнем определенности схемы «мы – другие».
Таким образом, соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько ребенок осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе
Приложение 2
Примерные сценарии занятий родителей с детьми
1. Тема "Семейный сад".
Сад – хорошая метафора для семьи. Каждый отдельный цветок красив и неповторим, и каждый является составной частью большого красивого семейного сада. И хотя маленькие дети еще не в состоянии понять связь между метафорой и реальностью, тот факт, что они сажают семейный сад и наглядно демонстрируют свою семейную общность, делает этот вид деятельности очень важным.
Ход задания
1. Из цветной бумаги вырежьте множество стеблей, листков и цветков простой формы.
2. Расстелите на столе оберточную бумагу и разложите на ней части растений. Вместе с ребенком нарисуйте по всей длине бумаги землю для вашего сада.
3. Вверху на листе бумаги составьте из частей цветок и «посадите» его в нарисованную землю, на цветке ребенок пишет свое имя.
4. Затем сажают все цветки, и на цветках ребенок пишет имя всех членов семьи.
5. После того, как будут посажены все цветы, предложите детям нарисовать в саду солнышко, облака, птиц, жуков, бабочек. Когда сад будет готов, этот лист бумаги, превратившийся в сад, можно повесить на
стену в кухне или детской спальне, чтоб ребенок видел всегда, что он не один, а они все вместе составляют красивый сад. Всем в саду хорошо.
6. В течение нескольких следующих дней обращайте внимание ребенка на сад. Говорите, что каждый цветок такой красивый и необычный и если бы его не было, то сад бы опустел. Необходимо беречь каждый цветок в нашем саду.
2. Тема "Наш семейный паровоз".
Создаем проект семейное панно, использую семейные фотографии и картинки из старых журналов.
Работа над проектом "Наш семейный паровоз" позволяет воспитать у детей чувство уважения к своим родителям, ответственности за свою семью и гордости.
Ход задания
1. Рисуем или вырезаем картинки и приклеиваем на большом ватмане паровоз и вагончики.
2. Затем подбираем из семейного альбома фотографии членов семьи и приклеиваем их или просто помещаем кого-то в паровоз, а кого-то в вагончике. Чтобы разместить всех членов семьи на паровозике, нужно провести беседу, и ответить на вопросы:" А кто у нас в семье машинист? Кто помогает машинисту, а кто просто пассажир?" В зависимости от того, кто из членов в семье дорог ребенку и ребенок понимает, кто материально содержит семью, кто создает уют в доме, кто играет с ребенком. Ваш ребенок расставляет членов семьи по значимости. Обсудите вклад, который вносит в семью каждый из ее членов. Попытайтесь довести до группы мысль, что дети тоже вносят свой вклад в благополучие семьи, например, дают старшим членам семьи возможность гордиться способностью заботиться о младших, помогать им и учить их. Данное панно можно поместить в зале или на кухне, на виду у ребенка и время от времени обращаться к нему и хвалить сына или дочь на успехи в учебе, творческих делах, спорте. Говорить об успехах папы и мамы, братьев и сестер.
3. Тема "Флаг моей семьи".
В этой деятельности должен принять участие каждый член семьи. До изготовления флага семьи, обсудите с детьми ваши интересы, любимые занятия, дайте характеристику нравственных, духовных качеств семьи, какие мечты есть у ваших детей. Расскажите, что такое флаг, какую содержательную нагрузку он несет. Покажите государственный флаг России, обсудите, что означают цвета данного флага. Выберите цвета с ребенком для вашего флага. И приступайте к раскраске. Флаг можно изготовить их альбомного листа, из белого материала или из цветной бумаги.
Ход задания
1. Раскрасьте флаг.
2.. В верхней части флага напишите фамилию семьи. В центре флага
нарисуйте солнце.
3. Обведите ладони детей и все членов семьи, чтобы они располагались вокруг солнца кругом или полукругом. Один палец каждой ладошки должен немного пересекаться с пальцем следующей.
4. На ладошках напишите имена всех членов семьи.
5. Прикрепите флаг к древку и повесьте его в комнате ребенка.
Творческая игра с родителями «Герб моей семьи».
Цель игры: анализ результатов работы с родителями по формированию гражданской идентичности.
Организация игры: Всем участникам предлагается создать свой семейный герб и девиз, отражающие гражданскую позицию членов семьи.
Инструкция: На больших листах бумаги с помощью красок или фломастеров Вам нужно будет изобразить свой семейный герб, снабженный девизом, отражающие Вашу гражданскую позицию, суть Ваших жизненных целей, позиций и самопонимания себя как гражданина, как члена семьи и общества. В идеале каждый человек, разобравшийся в символике Вашего семейного герба и прочитавший Ваш девиз, смог бы четко понять, с кем он имеет дело и в какой семье воспитывается ребенок.
На эту работу отводится примерно 30 минут. После завершения создания девизов и гербов участникам предлагается поочередно по кругу рассказать о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они сделали бы своему сыну или дочери, чтобы надпись отражала основной жизненный принцип, ту позицию, те качества, которые они хотят видеть в своих детях. Далее предлагается обсудить, что именно показалось похожим и близким в гербах и девизах, что в них является наиболее важным. Следует особое внимание уделить таким вопросам:
- Есть ли в девизе и гербе социальное и личное, можно ли выделить гражданское и этнокультурное?
- Если в гербе использовались социальные, гражданские атрибуты, с чем это связано? Если нет, какие объяснения можно дать этому факту?
- Как может повлиять такой герб и девиз на воспитание детей в семье?
Дома каждый родитель предложить своему сыну или дочери нарисовать герб семьи и девиз в его понимании. После чего необходимо сравнить позиции родителей и детей.
9