СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гражданско-правовых компетенций в курсе «Граждановедения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня над проблемой гражданско-правового воспитания работают многие школы и во многих ведётся курс «Граждановедения». Разрабатывая данный курс за основу взяла  учебное пособие Никитина А. Ф. «Граждановедение», поурочные разработки по граждановедению Вяземского Е. Е., а также методическое пособие «Я – гражданин России» Иоффе А. Н. Курс рассчитан для учащихся 5 – 9-ых классов и ведётся второй год в параллелях 5-х и 7-х классов. Особенностью курса является планирование занятий, рассчитанных на тесное взаимодействие учителей истории и обществознания с классными руководителями.

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданско-правовых компетенций в курсе «Граждановедения»»

Из опыта формирования гражданско-правовых компетенций в курсе «Граждановедения»

(выступление на Педсовете учителя истории и обществознания МБОУ «СШ №7» г. Смоленска Макаренковой О.А.)


Наша школа является участником муниципальной экспериментальной площадки по проблеме повышения уровня правовой культуры участников образовательного процесса. Сегодня над проблемой гражданско-правового воспитания работают многие школы и во многих ведётся курс «Граждановедения». Разрабатывая данный курс творческая группа учителей истории и права за основу взяла учебное пособие Никитина А. Ф. «Граждановедение», поурочные разработки по граждановедению Вяземского Е. Е., а также методическое пособие «Я – гражданин России» Иоффе А. Н. Курс рассчитан для учащихся 5 – 9-ых классов и ведётся второй год в параллелях 5-х и 7-х классов. Особенностью курса является планирование занятий, рассчитанных на тесное взаимодействие учителей истории и обществознания с классными руководителями.

Основная цель, как мы считаем, является формирование главных качеств гражданина – это ответственность и дисциплинированность, потому что только на этой основе можно развивать все остальные необходимые качества, которые и делают человека человеком и гражданином своей страны.

Работая по программе курса, мы понимаем, что нельзя превращать эти факультативные занятия в обычные уроки, знания, полученные на занятиях, должны стать личными убеждениями. Значит, необходим минимум теории и максимум практической деятельности самих учащихся, так чтобы определённые качества формировались через ситуацию, созданную учителем, но ни в коем случае не навязанную. Практика показывает, что часто ученики при малейшем ощущении навязанности занимают «глухую позицию обороны» и в этом случае ни о каком формировании гражданских качеств личности речи быть не может.

Для успешной реализации цели и задач курса необходима заинтересованность учащихся. Не для кого ни секрет, что часто на обычных уроках чуть ли ни основной мотивацией деятельности является получение оценки. На занятиях «Граждановедения», где отметки не ставятся, система оценивания необходима, но она должна быть иной. Здесь больше подходит моральное поощрение, создание ситуации личностного успеха, предоставление возможности проявить себя. Создание положительной мотивации – наиболее сложная часть работы при подготовке к каждому занятию. Пробудить живой интерес самих учащихся и их стремление к продуктивной деятельности на занятиях очень сложно.

Сначала, уроки «Граждановедения» оставались для детей рядовыми уроками среди многих подобных, где ими привычно занималась пассивная позиция и нежелание выходить за какие-то привычные рамки, причём, это можно сказать даже о пятиклассниках, которые в силу возраста легко принимают новые нестандартные формы работы. Наибольшей сложностью было подобрать такие формы работы, при которых истинная мотивация должна быть скрыта, при этом ориентироваться в работе с учащимися нужно было на более привычные и знакомые виды деятельности на начальном этапе курса, а затем усложнять и разнообразить их. В силу специфики возраста и предыдущего опыта учащихся, когда учитель чаще всего выступает в роли «диктатора», поддерживающего дисциплину и культуру общения, сведённую к минимуму с помощью подавления, так или иначе ученики поставлены обычно во время урока в жёсткие рамки поведения и общения, которые необходимы для того, чтобы учитель мог провести урок по классической схеме. С чем же мы сталкиваемся в результате отказа от данных позиций и переходя к предоставлению максимума свободы самовыражения учащихся и роли учителя лишь как организатора или даже сотоварища поиска истины? Дети пользоваться предоставленными свободами не умеют, учить их этому – процесс длительный и крайне сложный, но необходимый. Постоянно существует опасность превратить занятие в неорганизованный стихийный хаос, которым управлять практически невозможно и результативность работы сводится к нулю.

Например, работа строится на проектной деятельности и важнейшим элементом является предъявление проекта классу. Дети должны выступать перед одноклассниками, но они, как правило, заинтересованы только в своём выступлении, а чужие выступления им слушать неинтересно. Выступающие пытаются перекричать одноклассников, и если учитель наведёт дисциплину силой своего авторитета, то ни о каком формировании ответственности, толерантности, умения слушать других речи быть не может. Основой правильного поведения в данной ситуации может быть уважение друг к другу, но это качество личности наиболее труднодостижимо, т.к. воспитать его в рамках школы практически невозможно. Наш опыт работы показывает, что положительных результатов занятия в рамках данного курса принести не могут без изменения социального опыта, выходящего за рамки урока. Что имеется в виду. Те положительные качества, а о компетенциях в данном контексте мы говорим как об изменении качеств самой личности ребёнка, должны положительно изменять его окружающий мир. Т. е. в школе, дома и, по возможности, во дворе с друзьями он мог проявлять и закреплять то положительное, что он приобрел на занятиях. И это самое сложное в нашей работе, это и есть наивысшая цель и смысл всего курса, то к чему необходимо стремиться всеми возможными способами и средствами, иначе это будет ещё один предмет, который «дети проходили в школе», т. е. проходили мимо, по принципу: не уму, не сердцу. Для достижения этой цели нужен коллектив единомышленников, работающих в едином ключе, не зависимо от преподаваемого предмета. На этом этапе работы мы используем сравнительно небольшой набор методов и приемов.

Базовым методом является проектная деятельность учащихся. Данный метод позволил, с одной стороны, поощрять самостоятельность учащихся в выборе темы и подборке материала, а с другой стороны – это коллективная работа, которая требует объединения мысли и действий, оценки результатов уже предпринятых действий. В результате совместной деятельности дети учатся эффективно сотрудничать, устанавливать контакты друг с другом (чтобы учились работать с разными людьми, рабочие группы формировались периодически с помощью жеребьевки). Наряду с формированием коммуникативных компетенций, обучающимися осознавалось важность такого качества как ответственность, без которой успешная работа группы была невозможной. Темы проектов в разных классах выбирались не только исходя из программы курса, но и предпочтения детей. Наиболее удачными были проекты «Моя семья», «Мое генеалогическое древо», «Школа будущего», «Герои рядом» и др.

Метод ассоциограммы стал одним из средств формирования представлений и выстраивания между ними связей. Каждой предложенной ассоциации должно быть дано обоснование. Особенно важна в этой работе – полная свобода творчества учащихся и мастерство учителя, который без давления направляет мысль ребят в нужное русло. Метод формирует умение логически мыслить, развивает речь, умение грамотно аргументировать свою точку зрения. Например, к понятию «право» были подобраны детьми такие ассоциативные слова, как справедливость, закон, государство, уважение, свобода и другие, которые объяснялись исходя из личного социального опыта.

При использовании метода коллективного рассказа по теме учащиеся создают коллективный рассказ на заданную тему. По правилам каждый должен сказать только одну фразу, причем, она должна быть логически связана с предыдущей. Данный метод позволяет формировать умение учеников улавливать логику одноклассников и «вписываться» в общую логику не уходя от темы.

Игровые методы (деловая игра, психологическая, ролевая) сложны в организации, предварительной подготовке, в распределении ролей и в возможности повлиять на результат, подчас он может оказаться противоположным поставленным учителем целям. После игры необходимо проводить коллективное обсуждение в очень корректной форме, иначе дети впоследствии не будут доверять учителю, раскрываться в полной мере. В тоже время эти методы позволяют наиболее успешно формировать важнейшие качества личности: дисциплинированность, ответственность, терпимость, отзывчивость, так как сюжеты игр берутся из реальной жизни, а это позволяет получить жизненный опыт и самостоятельно задуматься о наличии у самого себя необходимых навыков и личных качеств. Здесь опять важна позиция учителя, он должен быть не над детьми, а вместе и заодно с ними.

тся поделиться некоторыми соображениями на перспективу.

Не возможно не согласиться с мнением многих учителе и методистов, высказанном в различных СМИ, что в школе необходимо создать детско-взрослую общность, где педагоги растят и пестуют ростки ответственности школьников, а школьники, в свою очередь, вдохновляют педагогов на ответственное поведение и поступки. Вот, на наш взгляд, в чем истинный смысл и цель образования - в развитии ответственности, дисциплинированности и других важнейших качеств и навыков без которых о настоящем гражданском воспитании речи быть не может.

Способов формирования детско-взрослых образовательных общностей в педагогике накоплено немало (школы-общины, школы республики, справедливые сообщества, школа-хозяйство и т. д.). Каждая школа вольна выбрать свой путь. Главное – помнить, что «вырастить» общность совсем не то же самое, что выстроить организацию. Организация – это целевое объединение людей по заранее определенной структуре, а общность – объединение людей на основе общих ценностей и смыслов.

Наша школа является экспериментальной площадкой по гражданско- правовому воспитанию. Помимо той работы, которая ведется и мы о ней говорили, необходимо перейти на другой уровень. Здесь на первое место выдвигается такое понятие как дисциплина – важнейшая, актуальнейшая педагогическая, воспитательная категория. Именно она стоит у истоков воспитания таких качеств как ответственность, нравственность человека, а в целом – правовое сознание граждан нашего общества. Дисциплина – это то, с чем ребенок не рождается, то чего в нем от природы нет, это то, что в него необходимо вложить воспитанием. Дисциплина – это «температура школьного тела», сигнализирующая о его здоровье или о болезни. К сожалению, у большинства учителей и школьников дисциплина ассоциируется с запретами и наказаниями и поэтому часто вызывает отрицательные эмоции. А зря! Решение вопроса дисциплины это сохранение детской школьной свободы как главного условия здорового развития ребенка. Мы уверены: дисциплина – общий, беспристрастный и бескомпромиссный защитник всех жителей школы.

Великий советский педагог Макаренко утверждал, что « дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение». Ему принадлежит замечательная формула, снявшая противоречие между дисциплиной-свободой и дисциплиной-запретом: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему.

Итак, обобщая все это, можно заключить, что дисциплина – понятие для школы законное и необходимое, она не только не унижает ребенка или педагога, а возвышает обоих – это условие успешной совместной работы, это коллективная ценность, которую необходимо созидать, беречь, всячески поддерживать. Убеждены: если мы, педагоги, не воспитаем у школьника дисциплину, есть опасность, что в обществе не вырастет законопослушная личность, значит, не появится правовое государство. Недисциплинированный работник не нужен работодателю. А стране он нужен? Вспомним большинство катастроф последнего времени, исключая террористические акты: в основе каждой из них «человеческий фактор» Этим словосочетанием вуалируется человеческое разгильдяйство, иначе говоря – недисциплинированность. Это всем известные истории ЧП на Саяно-Шушенской ГЭС, пожар в клубе «Хромая лошадь» и др.

Теперь о конкретных действиях. Фундаментом, на котором держится школьный уклад, основным законом, определяющим качество школьного бытия, объективно являются и должны неукоснительно выполняться правила поведения школьника – ядро школьного законодательства. Это первая встреча молодого человека с законом, с долгом и ответственностью как социальным предписанием.

Как это можно сделать.

  1. Подобно конституции учащиеся совместно с педагогами разрабатывают очень конкретные и выполнимые правила поведения для школьников, учителей и администрации. Все эти правила вывешиваются на самом видном и доступном для всеобщего обозрения месте школы. Вырабатывается система поощрений и наказаний


  1. Весь школьный коллектив выбирает из числа и учеников, и учителей, и администрации, и, возможно, родителей Совет справедливейших, который разбирает все нарушения правил и выносит решения. К его защите могут прибегнуть и учителя, и ученики, и родители. Его решения обязательны для исполнения. Совет заседает регулярно и публично, его посетить может любой желающий.

  2. В младшем звене ведётся разработка устного кодекса элементарных основ этики поведения – умения дружить, уважения к учителю, почтения к старшим, заботы о девочках и др.


  1. В среднем звене свой совет справедливейших можно создать и внутри каждого отдельно взятого класса, где правила классного сообщества могут расти, множиться и взрослеть вместе с возрастом и зрелостью учеников. С ростом одного лишь «классного законодательства» можно достичь такого роста и развития правового сознания, которого не достичь никакими спецкурсами и классными часами с одной лишь говорильней.


  1. Старшая школа – время самостоятельного действия, время заботы и передачи своих правовых знаний другим: правовые отряды, волонтерство, шефство, наставничество над младшими.

Перечисленные мероприятия и есть школа правового поведения не в теории, а в действии. Сегодня существует проблема: законы и права надо не только знать, а и уметь отстаивать их так, чтобы, отстаивая свои права не ущемлять права других людей.

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!