СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гражданско-правовой культуры на уроках по основам права и гражданственности

Нажмите, чтобы узнать подробности

описание опыта работы по формированию общей и правовой культур в коррекционной школе

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданско-правовой культуры на уроках по основам права и гражданственности»

Формирование гражданско-правовой культуры на уроках по основам права и гражданственности


Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

 (К.Д.Ушинский)


Одной из закономерностей зрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования. Основу такой системы составляет высокий уровень гражданско-правовой культуры членов данного общества. Для построения в России правового государства, для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодого человека с развитым правосознанием. Актуальность данной темы определяется особой доминирующей ролью правовой и гражданско-правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе именно культура уважения к праву выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации образования в качестве главного результата рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня гражданственности и правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

Наибольшими возможностями в построении системы правового образования обладают учебные заведения, поскольку для их развития характерны такие основные тенденции, как демократизация образования; включение ресурса свободы (свободы личности ребенка, учительского труда); значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования; разрастание рынка образовательных услуг; включение в сферу образования ценностных установок и механизмов складывающегося гражданского общества; вариативность образования (на уровне системы образования, образовательного учреждения, содержания образования и технологий его реализации и т. д.) и др. В связи с этим практика настоятельно диктует необходимость создания системы правового образования школьников, нацеленной на формирование демократической правовой культуры, основанной на усвоении нравственно-правовых ценностей и принципов, отказе от позитивистского подхода и приоритетов законопослушности, преодолении правового нигилизма.
Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.

Целью является формирование у учащихся правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения, воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам, развитие интереса к правам человека среди учащихся, обучение школьников приемам безопасного и ответственного поведения, развитие умения пользоваться своими правами, личными свободами и следовать своим обязанностям. Правовая культура формируется постепенно. Раньше всего закладывается фундамент - элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, милосердие, доброта. Без них правовая культура не может быть полноценной.

Анализ понятия «гражданско-правовая культура» как вида социальной культуры позволяет рассматривать ее в качестве способности человека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за принятое решение и последствия его реализации. Данный подход позволяет смоделировать личность ученика, имеющего адекватные современному развитию общества знания:

  • об обществе, его целях и ценностях;

  • о правах человека и способах их реализации;

  • о необходимости непрерывного гражданско-правового образования в течение всей жизни;

  • о способах достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.

Такой ученик научится:

  • отстаивать свои права и права других людей;

  • ставить цель и выбирать пути ее достижения на основе нравственных и нормативных требований;

  • грамотно и осознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями мира.

Ему должны стать присущи следующие качества:

  • гибкость и открытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в суждениях и действиях;

  • готовность к исправлению своих ошибок, коррекции своего поведения на основе общепризнанных норм;

  • конструктивность и настойчивость в реализации правовых норм;

  • объективность;

  • ответственность за принятое решение и за последствия его реализации.

Правовая культура личности включает правовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека. Весь процесс формирования правовой культуры учащихся, рассматривается как целостная система во взаимосвязи компонентов правовой культуры и введение комплекса педагогических условий.

Изучение предмета «Основы права и российской гражданственности» в 10, а затем и в 11 классе играет важную роль в формировании, прежде всего, социальной компетенции выпускника школы. Адаптационный цикл позволит учащимся с ОВЗ усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношении человека к природе, обществу, самому себе. Уроки в дальнейшем помогут учащимся ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (гражданин, член семьи, избиратель, собственник, работник-работодатель), смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, думается, что человек, обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям, попавшим в беду, остановить преступление. Он может вместе с такими же, как сам, сделать нашу Россию процветающей страной. В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования школьников. Это объясняется двумя основными причинами: 1.необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения детей; 2. степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом .

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и все члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.

Коренные изменения, сопутствующие становлению гражданского общества и правового государства, вызвали в жизни необходимость формирования правовой культуры и общественной позиции молодого гражданина. Сегодня трудно жить в обществе, не зная юридических правил, призванных регулировать поведение людей. Почти каждый наш поступок, так или иначе, обусловлен правом и связан с ним. Чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право, как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечить организацию и порядок во взаимоотношениях между людьми.

Чем раньше школьники начнут изучать вопросы, связанные с правом, тем более подготовленными они войдут во взрослую жизнь.  Непосредственной целью гражданско-правовой культуры обучающихся является формирование их правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

    Формирование человека, обладающего гражданско-правовой культурой – одна из важнейших задач при работе с детьми с ОВЗ. Чтобы понять, зачем юному жителю нашей страны знать правовые понятия и юридические термины, необходимо помочь ему осознать себя тем гражданином, каковым он является с момента рождения, привлечь личность к осознанию самого себя гражданином можно только путем интереснейших практико-ориентированных видов деятельности. Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других. На уроках нам приходится рассматривать и часто моделировать, проигрывать реальные ситуации, что возможно проследить при изучении некоторых тем.

В 10 классе расширяются элементарные знания основ права, полученные на уроках обществознания в 8 и 9 классах: государство и право, наследственное право, семейное право, административное право, трудовое право, уголовное право.

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию (процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия), что должно привести к социальной адаптации (процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и/или моральной травмы) Дети, получающие образование в специализированных учреждениях, с первых же дней начинают отставать от своих сверстников. Прежде всего, в силу тяжести интеллектуального нарушения, дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели. 


Михайлова С.А., учитель ОКОУ «Льговская школа-интернат»

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!