СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности в начальной школе. Конструктор рабочих программ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности в начальной школе. Конструктор рабочих программ»

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе.  Обновленный ФГОС НОО Заседание МО НК Май,2022

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе. Обновленный ФГОС НОО

Заседание МО НК

Май,2022

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Вопросы перед учителем: как научить ребенка учиться ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе?

Вопросы перед учителем:

  • как научить ребенка учиться ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом?
  • Как вызвать активную познавательную деятельность?
  • Как вызвать положительное отношение к учебе?
Активные формы и методы работы Новые технологии Что делать учителю? (проектная деятельность, проблемное обучение, методика ТРИЗ, сингапурские методики, мастерские, Кейсы, интеграция, групповые, сотрудничество) Формирование функциональной грамотности

Активные формы и методы работы

Новые технологии

Что делать учителю?

(проектная деятельность, проблемное обучение, методика ТРИЗ, сингапурские методики, мастерские, Кейсы, интеграция, групповые, сотрудничество)

Формирование функциональной грамотности

Функциональная грамотность Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.

Функциональная грамотность

Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.

Какую информацию получаем?

Какую информацию получаем?

Явная информация Неявная информация Время Стоимость Название Т.д. Во сколько мне надо выйти Обратно на чем поеду домой Почему хочу пойти на этот спектакль

Явная информация

Неявная информация

  • Время
  • Стоимость
  • Название
  • Т.д.
  • Во сколько мне надо выйти
  • Обратно на чем поеду домой
  • Почему хочу пойти на этот спектакль
Задание: прочитать рассказ по ролям Поиск характера героев Анализ настроения Особенности поведения Словесный портрет Придумать продолжение  КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Задание: прочитать рассказ по ролям

  • Поиск характера героев
  • Анализ настроения
  • Особенности поведения
  • Словесный портрет
  • Придумать продолжение

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ФГ в начальной школе Читательская Естественно-научная Математическая, финансовая Креативное мышление https://www.sledspb.org/ начальная-школа  https://urok.1sept.ru/articles/688028  https://pedsovet.su/kriticheskoe_myshlenie_v_nachalnyh_klassah  http ://romni-school.ucoz.ru/OVZ/doklad_funkcionalnaja_gramotnost_shkolnika_v_nacha.pdf   КАК ФОРМИРОВАТЬ?

ФГ в начальной школе

  • Читательская
  • Естественно-научная
  • Математическая, финансовая
  • Креативное мышление
  • https://www.sledspb.org/ начальная-школа
  • https://urok.1sept.ru/articles/688028
  • https://pedsovet.su/kriticheskoe_myshlenie_v_nachalnyh_klassah
  • http ://romni-school.ucoz.ru/OVZ/doklad_funkcionalnaja_gramotnost_shkolnika_v_nacha.pdf

КАК ФОРМИРОВАТЬ?

Читательская грамотность выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка и т.д. умение выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов,  сделать выводы из сформулированных тезисов,  вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста. связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения.

Читательская грамотность

  • выбрать из текста или придумать к нему заголовок;
  • сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  • объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте;
  • сопоставить основные части графика или таблицы;
  • объяснить назначение карты, рисунка и т.д.
  • умение выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую
  • сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера,
  • обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов,
  • сделать выводы из сформулированных тезисов,
  • вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.
  • связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников,
  • оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире,
  • найти доводы в защиту своей точки зрения.
Естественно-научная грамотность объяснение и описание явлений;  использование и построение моделей явлений и процессов; прогнозирование изменений;  формулирование выводов на основе имеющихся данных;  анализ этих выводов и оценка их достоверности; выдвижение гипотез и определение способов их проверки;  формулирование цели исследования;  построение плана исследования; дискуссия по естественнонаучным вопросам.

Естественно-научная грамотность

  • объяснение и описание явлений;
  • использование и построение моделей явлений и процессов;
  • прогнозирование изменений;
  • формулирование выводов на основе имеющихся данных;
  • анализ этих выводов и оценка их достоверности;
  • выдвижение гипотез и определение способов их проверки;
  • формулирование цели исследования;
  • построение плана исследования;
  • дискуссия по естественнонаучным вопросам.
Математическая и финансовая грамотность Схематическое изображение информации Знания простейших финансовых операций Решение логических задач, связанных с жизнью Математические игры

Математическая и финансовая грамотность

  • Схематическое изображение информации
  • Знания простейших финансовых операций
  • Решение логических задач, связанных с жизнью
  • Математические игры
Креативное мышление умение использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.  Драматизация Творческие задания

Креативное мышление

  • умение использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. 
  • Драматизация
  • Творческие задания
Создание банка заданий по ФГ (приложение к рабочей программе) Название ФГ приём пояснение пример

Создание банка заданий по ФГ (приложение к рабочей программе)

Название ФГ

приём

пояснение

пример

Обновленный стандарт в НО ⮚ Вариативность; ⮚ Планируемые результаты: предметные, метапредметные и личностные; ⮚ Основная образовательная программа (ООП): пояснительная записка; содержательный раздел; ⮚ Требования к рабочим программам: виды, структура, тематическое планирование; ⮚ Рабочая программа воспитания; ⮚ Требования к структуре рабочей программы воспитания; ⮚ Программа формирования универсальных учебных действий (УУД); ⮚ Предметные области и предметы в учебном плане; ⮚ Объем урочной и внеурочной деятельности; ⮚ Адаптированные программы для детей с ОВЗ; ⮚ Использование электронных средств обучения (ЭСО) и дистанционных технологий (ДТ); ⮚ Деление обучающихся на группы; ⮚ Информационно – образовательная среда; ⮚ Оснащение кабинетов; ⮚ Психолого – педагогическое сопровождение; ⮚ Повышение квалификации педагогов.

Обновленный стандарт в НО

  • ⮚ Вариативность;
  • Планируемые результаты: предметные, метапредметные и личностные;
  • ⮚ Основная образовательная программа (ООП): пояснительная записка; содержательный раздел;
  • Требования к рабочим программам: виды, структура, тематическое планирование;
  • Рабочая программа воспитания;
  • ⮚ Требования к структуре рабочей программы воспитания;
  • ⮚ Программа формирования универсальных учебных действий (УУД);
  • ⮚ Предметные области и предметы в учебном плане;
  • ⮚ Объем урочной и внеурочной деятельности;
  • ⮚ Адаптированные программы для детей с ОВЗ;
  • ⮚ Использование электронных средств обучения (ЭСО) и дистанционных технологий (ДТ);
  • ⮚ Деление обучающихся на группы;
  • ⮚ Информационно – образовательная среда;
  • ⮚ Оснащение кабинетов;
  • ⮚ Психолого – педагогическое сопровождение;
  • Повышение квалификации педагогов.
Изменения в работе учителя Единые требования к РП Включение программы воспитания в учебный процесс Должностная инструкция учителя начальных классов Первично РП, учебник –помощник

Изменения в работе учителя

  • Единые требования к РП
  • Включение программы воспитания в учебный процесс
  • Должностная инструкция учителя начальных классов
  • Первично РП, учебник –помощник
Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/  https://youtu.be/Y88g9kVijb0

Конструктор рабочих программ

https://edsoo.ru/

https://youtu.be/Y88g9kVijb0

Пояснительная записка Конструктор рабочих программ по обновленным ФГОС 2021   Примерны рабочие программы (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.)по всем предметам расположены на сайте https://fgosreestr.ru/  НО ЛУЧШЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОНСТРУКТОРОМ РАБОЧИХ ПРОГРАММ   Важно!  Учебники разные, а рабочая программа теперь будет одна для всех!  Темы между классами переставлять нельзя.  Внутри одного класса можно.  Новых учебников 1 сентября 2022 г пока не будет. Что делать в переходный период 22-23 г?  Использовать электронные ресурсы, учебники в формате pdf,, можно организовать проектно-исследовательскую деятельность по изучению нового материала по разным источникам и т. д

Пояснительная записка

Конструктор рабочих программ по обновленным ФГОС 2021 Примерны рабочие программы (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.)по всем предметам расположены на сайте

https://fgosreestr.ru/

НО ЛУЧШЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОНСТРУКТОРОМ РАБОЧИХ ПРОГРАММ

Важно!

Учебники разные, а рабочая программа теперь будет одна для всех! Темы между классами переставлять нельзя. Внутри одного класса можно. Новых учебников 1 сентября 2022 г пока не будет.

Что делать в переходный период 22-23 г?

Использовать электронные ресурсы, учебники в формате pdf,, можно организовать проектно-исследовательскую деятельность по изучению нового материала по разным источникам и т. д

Алгоритм работы с конструктором 1. Регистрация (Ф. И. О., регион, муниципалитет, образовательная организация, должность, электронная почта, пароль). 2. Выбрать предмет и класс, нажать активную кнопку «Создать рабочую программу». 3. Заполнить раздел «Тематическое планирование», в котором обязательными для заполнения являются разделы: «Наименование разделов и тем программы», «Количество часов всего», «Электронные (цифровые) образовательные ресурсы».

Алгоритм работы с конструктором

1. Регистрация (Ф. И. О., регион, муниципалитет, образовательная организация, должность, электронная почта, пароль).

2. Выбрать предмет и класс, нажать активную кнопку «Создать рабочую программу».

3. Заполнить раздел «Тематическое планирование», в котором обязательными для заполнения являются разделы: «Наименование разделов и тем программы», «Количество часов всего», «Электронные (цифровые) образовательные ресурсы».

4 Заполнить остальные разделы: «Поурочное планирование»( по желанию), «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса». 5. Корректировать можно только черновик. 5. По завершению работы над программой необходимо нажать вкладку «Создать файлы». 6. Готовая рабочая программа будет доступна для скачивания в «Личном кабинете» в разделе «Завершенные рабочие программы».

4 Заполнить остальные разделы: «Поурочное планирование»( по желанию), «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса».

5. Корректировать можно только черновик.

5. По завершению работы над программой необходимо нажать вкладку «Создать файлы».

6. Готовая рабочая программа будет доступна для скачивания в «Личном кабинете» в разделе «Завершенные рабочие программы».

✅ В ТП возможно распределить часы между темами, поменять темы внутри раздела местами. ✅ Объем контрольных работ = 10% от общего количества часов ТП. ✅ Ячейки можно оставить незаполненными (даты, например, пока не расписания, ЭОР не на каждый урок и т.д.) ✅ Темы для поурочного планирования можно взять из раздела «Тематический классификатор» или прописать свои. ✅ Если количество часов программы и учебного плана по какому-либо предмету не совпадает, то разрабатываем самостоятельно. ✅ Рабочая программа воспитания может быть учтена в двух местах: в личностных результатах, в поурочном планировании. Вопрос взят на контроль, возможно, что-то добавят. ✅ Несоответствие примерных РП и УМК: РП на первом месте. Учебник – инструмент. Подгоняем. Скоро будет сформирован новый ФПУ, учебники постепенно обновят.

✅ В ТП возможно распределить часы между темами, поменять темы внутри раздела местами.

✅ Объем контрольных работ = 10% от общего количества часов ТП.

✅ Ячейки можно оставить незаполненными (даты, например, пока не расписания, ЭОР не на каждый урок и т.д.)

✅ Темы для поурочного планирования можно взять из раздела «Тематический классификатор» или прописать свои.

✅ Если количество часов программы и учебного плана по какому-либо предмету не совпадает, то разрабатываем самостоятельно.

✅ Рабочая программа воспитания может быть учтена в двух местах: в личностных результатах, в поурочном планировании. Вопрос взят на контроль, возможно, что-то добавят.

✅ Несоответствие примерных РП и УМК: РП на первом месте. Учебник – инструмент. Подгоняем. Скоро будет сформирован новый ФПУ, учебники постепенно обновят.

Сроки До 5 июня сделать РП по одному предмету, используя конструктор. Можно тематическое планирование сделать не в конструкторе, а в документе WORD, но разделы должны быть сохранены, изменяются только темы в разделах. До 18 июня у учителя должны быть РП по всем предметам. До 18 июня создать банк приемов по ФГ

Сроки

  • До 5 июня сделать РП по одному предмету, используя конструктор.

Можно тематическое планирование сделать не в конструкторе, а в документе WORD, но разделы должны быть сохранены, изменяются только темы в разделах.

  • До 18 июня у учителя должны быть РП по всем предметам.
  • До 18 июня создать банк приемов по ФГ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!