Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе. Обновленный ФГОС НОО
Заседание МО НК
Май,2022
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.
Вопросы перед учителем:
- как научить ребенка учиться ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом?
- Как вызвать активную познавательную деятельность?
- Как вызвать положительное отношение к учебе?
Активные формы и методы работы
Новые технологии
Что делать учителю?
(проектная деятельность, проблемное обучение, методика ТРИЗ, сингапурские методики, мастерские, Кейсы, интеграция, групповые, сотрудничество)
Формирование функциональной грамотности
Функциональная грамотность
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.
Какую информацию получаем?
Явная информация
Неявная информация
- Время
- Стоимость
- Название
- Т.д.
- Во сколько мне надо выйти
- Обратно на чем поеду домой
- Почему хочу пойти на этот спектакль
Задание: прочитать рассказ по ролям
- Поиск характера героев
- Анализ настроения
- Особенности поведения
- Словесный портрет
- Придумать продолжение
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
ФГ в начальной школе
- Читательская
- Естественно-научная
- Математическая, финансовая
- Креативное мышление
- https://www.sledspb.org/ начальная-школа
- https://urok.1sept.ru/articles/688028
- https://pedsovet.su/kriticheskoe_myshlenie_v_nachalnyh_klassah
- http ://romni-school.ucoz.ru/OVZ/doklad_funkcionalnaja_gramotnost_shkolnika_v_nacha.pdf
КАК ФОРМИРОВАТЬ?
Читательская грамотность
- выбрать из текста или придумать к нему заголовок;
- сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте;
- сопоставить основные части графика или таблицы;
- объяснить назначение карты, рисунка и т.д.
- умение выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую
- сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера,
- обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов,
- сделать выводы из сформулированных тезисов,
- вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.
- связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников,
- оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире,
- найти доводы в защиту своей точки зрения.
Естественно-научная грамотность
- объяснение и описание явлений;
- использование и построение моделей явлений и процессов;
- прогнозирование изменений;
- формулирование выводов на основе имеющихся данных;
- анализ этих выводов и оценка их достоверности;
- выдвижение гипотез и определение способов их проверки;
- формулирование цели исследования;
- построение плана исследования;
- дискуссия по естественнонаучным вопросам.
Математическая и финансовая грамотность
- Схематическое изображение информации
- Знания простейших финансовых операций
- Решение логических задач, связанных с жизнью
- Математические игры
Креативное мышление
- умение использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
- Драматизация
- Творческие задания
Создание банка заданий по ФГ (приложение к рабочей программе)
Название ФГ
приём
пояснение
пример
Обновленный стандарт в НО
- ⮚ Вариативность;
- ⮚ Планируемые результаты: предметные, метапредметные и личностные;
- ⮚ Основная образовательная программа (ООП): пояснительная записка; содержательный раздел;
- ⮚ Требования к рабочим программам: виды, структура, тематическое планирование;
- ⮚ Рабочая программа воспитания;
- ⮚ Требования к структуре рабочей программы воспитания;
- ⮚ Программа формирования универсальных учебных действий (УУД);
- ⮚ Предметные области и предметы в учебном плане;
- ⮚ Объем урочной и внеурочной деятельности;
- ⮚ Адаптированные программы для детей с ОВЗ;
- ⮚ Использование электронных средств обучения (ЭСО) и дистанционных технологий (ДТ);
- ⮚ Деление обучающихся на группы;
- ⮚ Информационно – образовательная среда;
- ⮚ Оснащение кабинетов;
- ⮚ Психолого – педагогическое сопровождение;
- ⮚ Повышение квалификации педагогов.
Изменения в работе учителя
- Единые требования к РП
- Включение программы воспитания в учебный процесс
- Должностная инструкция учителя начальных классов
- Первично РП, учебник –помощник
Конструктор рабочих программ
https://edsoo.ru/
https://youtu.be/Y88g9kVijb0
Пояснительная записка
Конструктор рабочих программ по обновленным ФГОС 2021 Примерны рабочие программы (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.)по всем предметам расположены на сайте
https://fgosreestr.ru/
НО ЛУЧШЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОНСТРУКТОРОМ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
Важно!
Учебники разные, а рабочая программа теперь будет одна для всех! Темы между классами переставлять нельзя. Внутри одного класса можно. Новых учебников 1 сентября 2022 г пока не будет.
Что делать в переходный период 22-23 г?
Использовать электронные ресурсы, учебники в формате pdf,, можно организовать проектно-исследовательскую деятельность по изучению нового материала по разным источникам и т. д
Алгоритм работы с конструктором
1. Регистрация (Ф. И. О., регион, муниципалитет, образовательная организация, должность, электронная почта, пароль).
2. Выбрать предмет и класс, нажать активную кнопку «Создать рабочую программу».
3. Заполнить раздел «Тематическое планирование», в котором обязательными для заполнения являются разделы: «Наименование разделов и тем программы», «Количество часов всего», «Электронные (цифровые) образовательные ресурсы».
4 Заполнить остальные разделы: «Поурочное планирование»( по желанию), «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса».
5. Корректировать можно только черновик.
5. По завершению работы над программой необходимо нажать вкладку «Создать файлы».
6. Готовая рабочая программа будет доступна для скачивания в «Личном кабинете» в разделе «Завершенные рабочие программы».
✅ В ТП возможно распределить часы между темами, поменять темы внутри раздела местами.
✅ Объем контрольных работ = 10% от общего количества часов ТП.
✅ Ячейки можно оставить незаполненными (даты, например, пока не расписания, ЭОР не на каждый урок и т.д.)
✅ Темы для поурочного планирования можно взять из раздела «Тематический классификатор» или прописать свои.
✅ Если количество часов программы и учебного плана по какому-либо предмету не совпадает, то разрабатываем самостоятельно.
✅ Рабочая программа воспитания может быть учтена в двух местах: в личностных результатах, в поурочном планировании. Вопрос взят на контроль, возможно, что-то добавят.
✅ Несоответствие примерных РП и УМК: РП на первом месте. Учебник – инструмент. Подгоняем. Скоро будет сформирован новый ФПУ, учебники постепенно обновят.
Сроки
- До 5 июня сделать РП по одному предмету, используя конструктор.
Можно тематическое планирование сделать не в конструкторе, а в документе WORD, но разделы должны быть сохранены, изменяются только темы в разделах.
- До 18 июня у учителя должны быть РП по всем предметам.
- До 18 июня создать банк приемов по ФГ