СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование функциональной грамотности в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность - это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Отсюда одна из важнейших задач современной школы- формирование функционально грамотной личности, способной все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки использовать для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, социальных отношений, общения.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование функциональной грамотности в начальной школе"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Белоярский Новобурасского района Саратовской области имени Бабушкина А.М.»










«Формирование функциональной грамотности в начальной школе»




Работу подготовила:

Евстифеева Лариса Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ п.Белоярский

Новобурасского района

Саратовской области

имени Бабушкина А.М.»



Саратов


2022г.



Содержание



Введение…………………………………………………………………………………..3 -4стр.

  1. «Теоретические основы функциональной грамотности»……………………..4 стр.

  2. «Основные составляющие функциональной грамотности младших школьников……………………………………………………………………..5-7 стр.

а) Читательская грамотность…………………………………………………………….5 стр.

б) Естественнонаучная грамотность…………………………………………………….6 стр. 

в) Компьютерная и информационная грамотность…………………………………….7 стр.


III. Модель таксономии Блума…………………………………………………………….8 стр.


Заключение…………………………………………………………………………………9 стр.

Литература…………………………………………………………………………………10 стр.

































Введение

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается такой бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только журналы, газеты и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно работать, покупать товары, посещать вебинары и видеоконференции, получать образование, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.

И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.

Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек инициативен, самостоятелен, готов обучаться всю свою жизнь, уверенно выбирает свой профессиональный путь, способен принимать нестандартные решения. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.

Цель данной работы – изучить основные направления развития функциональной грамотности младшего школьника на уроках и обосновать технологии их возможного применения на практике.

Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:

 рассмотреть общие теоретические основы функциональной грамотности личности;

 изучить особенности функциональной грамотности младших школьников;

 предложить основные индикаторы развития функциональной грамотности младших школьников, а также некоторые приемы их развития.

















  1. Теоретические основы функциональной грамотности

Основы функциональной грамотности закладываются, как уже было сказано, уже на первых годах учебы (1 - 4 классы), когда идет упор на стимулирование речевой деятельности: ученик учится слушать, говорить, читать, писать, считать. Все в комплексе влияет на развитие общеучебных навыков (развивающих интеллект, выполняющих оценивание, организационные качества).

Требования современности таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо решить рационально и неординарно решение. Поэтому и перед нами ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию. Отсюда одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, способной все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки использовать для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, социальных отношений, общения.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только узнает новые понятия, но и имеет представление, как и где эти знания использовать в повседневной жизни.

Но есть проблема, она состоит в том, что многие педагоги дают глубокие знания по предмету, но не обучают детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Педагог должен научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию. При этом:

  • формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

  • развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен

обладать младший школьник?

1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.



  1. Основные составляющие функциональной грамотности младших школьников


Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их приёмы развития.

а) Читательская грамотность

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. «Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA в области читательской грамотности. Поэтому должна быть выработана определенная тактика по обеспечению нового формата обучения языковой личности, способного реально и продуктивно вписаться в любую жизненную сферу.

Этапы работы с текстом в начальной школе

1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, выделять опорные слова, составлять план, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать прочитанному собственную оценку, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять с жизненными позициями персонажей свои убеждения, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

  • формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

  • развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

Издательством "Планета" был выпущен ряд эффективных образовательных курсов для работы с текстом, которые можно успешно использовать с целью формирования читательской грамотности учащихся младших классов.

Задание на работу с незнакомыми словами. Ребенку необходимо прочитать устаревшие словосочетания, определить их значение и закрасить смысловые пары соответствующим цветом.

Составление рассказа по предложению. На основе одного предложения, взятого из ранее прочитанного ребенком произведения, нужно либо восстановить события, которые были до, либо продолжить рассказ. Здесь мы видим как работу с текстом, поскольку ребенку необходимо вспомнить, о чем шла речь в рассказе, так и развитие читательского воображения.

Диалог с автором текста. Ребенку предлагаю ответить на поставленный вопрос, высказать свою точку зрения по смыслу текста, с которым он познакомился. Также он должен выбрать одну из пословиц, раскрывающих смысл рассказа, и доказать, почему подходит именно она. Еще одно интересное задание - палитра чувств. С помощью этого метода ребенок сможет проанализировать, как изменялось состояние героя, в какой последовательности и почему одно чувство сменялось другим.

Прочитав отрывок из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане…", ребенок не только отвечает на вопросы по содержанию отрывка, но и самостоятельно эти вопросы придумывает, а также выписывает из текста устаревшие слова. Также предлагаю обратить внимание на интересное задание по выписыванию неизвестных слов и работу с Толковым словарем. В нем учитывается разный уровень восприятия текста детьми. Каждый ученик сначала самостоятельно выпишет непонятные именно для него слова, затем сформулирует свои предположения насчет толкования этих слов, а затем сравнит свои записи со словарем.

Разнообразные и увлекательные задания образовательных курсов издательства "Планета" помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное. Занимаясь по данным пособиям, выпускники начальных классов подготовятся к освоению программы средней школы. Они получат качественную базу для дальнейшего обучения

Приемы развития читательской грамотности:

1.Проект «Чтение в радость».

Это проект поддержки и развития чтения, который состоит из нескольких взаимосвязанных программ и проектов, которые в свою очередь используют различные формы и методы работы по развитию читательских навыков детей.

2. Технология «БиС». Технологическая карта «Устный урок».

Развитие основных видов мышления, входящих в состав ведущей учебной деятельности. Части урока: ТСЗ (тематический словарный запас) перекрестный опрос, критический опрос. Применение МПМ (матрицы посадочных мест). Приложение 2.

2.Тренинги для развития быстрого чтения.

«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.

4. Нестандартные тексты (рекламы, афиши, упаковки, билеты…)

5.Технология критического мышления (работа с деформированным текстом).

6.Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS.

б) Естественнонаучная грамотность 

Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

Приемы  развития математической грамотности:

1.Уровневая дифференциация обучения.  Технология «Б и С». Биоинформатика - способность мышления обрабатывать информацию (биологическая среда и информационные возможности мозга). Синергетика - взаимодействие всех субъектов обучения, направленное на качественное усвоение учебной информации (самоорганизация).

БиС-технология формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее. Задания даются по трем уровням: НПС (низкий порог сложности),  ППС (промежуточный порог сложности), ВПС (высокий порог сложности). К каждой теме создан свой ОСУД – алгоритм выполнения действий.

2. Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.):

Например, игра «Кафе». Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов. Покупатель выбирает еду из предложенного меню и оплачивает монетами определённую сумму, которая указана на ценнике. Продавец выполняет заказ покупателя, подавая картинки с изображением еды. Эксперт проверяет правильно ли заплатил покупатель и правильно ли дал продавец сдачу.

3. Нестандартные задачи.

Приемы развития естественнонаучной грамотности:

1.     Прием «Проблемная ситуация»

Данный прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Например, во время познавательной экскурсии на природу определить стороны горизонта по расположению объектов природы.

2. Прием «Ключевые слова». Умение работать с информацией.

 Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы

3. Приём «Хорошо - плохо».

Формирует:

·      познавательные умения;

·      умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

·      умение разрешать противоречия;

·      умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

4.Технология проектной деятельности;

в) Компьютерная и информационная грамотность

Компьютерная и информационная грамотность – это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников.

Большую популярность среди учащихся и учителей имеет онлайн-платформа «Учи.ру». На данной платформе в интерактивной форме учащиеся могут закрепить знания по изученным темам, самостоятельно изучить материал, также у школьников есть возможность поучаствовать в образовательных марафонах, олимпиадах в онлайн-режиме.  

Цифровые инструменты в современном мире помогают не только представить серьёзный материал в наглядной и доступной форме, но и реализовать деятельностный подход в обучении.

 На основании сказанного выше можно создать формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе: функциональная грамотность = усвоение + применение на практике»





  1. Модель таксономии Блума

Немного хочется обратить внимание на модель таксономии Блума. Одним из эффективных подходов к составлению заданий на развитие функциональной грамотности является использование теоретической модели таксономии Блума.

В своей книге «Таксономия образовательных целей» Блум выделил шесть уровней познавательной деятельности, а так же классифицировал их в порядке возрастания сложности:

  • знание (механическое запоминание информации - фактов, терминов, процессов и т.п.);

  • понимание (способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал);

  • применение (умение использовать знания в новых ситуациях);

  • анализ (способность разделять целое на части для лучшего понимания);

  • синтез (умение комбинировать элементы для создания нового целого);

  • оценка (способность оценивать значение или использование информации на основе определенных стандартов).

Разработаны разноуровневые задания на основе таксономии Блума. (уровни понимания текста).





































Заключение:

Из сказанного следует, что на формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в младшей школе. При этом следует обращать внимание на важность тщательной подготовки к планируемому уроку. В нем должны учитываться требования программы, а также необходимость детей быть активными в познавательном процессе. Ученику важно проявлять активность в мышлении, умении представлять, выражать свои мысли, делать предположения и аргументировать сказанное. Комплекс мер позволит обеспечить позитивное отношение к учебе, процессу познания, что будет проявляться не только в процессе дальнейшего обучения в школе, ВУЗе, но и в труде, отдыхе, в повседневной жизни.

При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить.

1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.

3.Учите детей учиться.

4.Необходимо чаще использовать вопрос: почему?, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.

6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.































Литература

Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.

Базарнова, Е. Н. Формы работы на уроках математики в процессе решения текстовых задач [Электронный ресурс] / Е. Н. Базарнова // Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»». – 2014. – 4 сентября.

https://www.planeta-kniga.ru/blog/funkcionalnaja-gramotnost-mladshih-shkolnikov/

https://nsportal.ru/user/974601/page/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/uchebnye_zadaniia_po_taksonomii_bluma



















11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!