Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ»
Выполнила: студентка 24 группы отделения преподавания в начальных классов Аравенкова Виктория Александровна
Проблемы
- зачем учителю развивать креативное мышление у обучающихся?
- как учитель должен развивать креативное мышление у обучающихся?
- какие задания способствуют развитию креативного мышления?
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность -способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности –письму и чтению, говорению и слушанию.
Что такое креативное мышление?
Креативное мышление -компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Актуальность
You can also split your content
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих (креативных) способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. При доминировании творческой деятельности на уроках, появилась необходимость изменить характер учебного процесса, способы деятельности учащихся, стили взаимоотношений учащихся и учителя, стиль педагогической деятельности учителя.
Креативное мышление характеризует 4 основных качества:
- Быстрота
- Гибкость
- Оригинальность
- Точность
Факторы, влияющие на креативность
Внутренние (личностные):
- уверенность в своих силах
- склонность к риску
- развитое чувство юмора
- любовь к фантазированию
- нацеленность на достижение результата
Внешние (ситуативные):
- физические условия
- социально-эмоциональные условия
- психологические условия
- интеллектуальные условия
Методические пособия для учителя
Урок
Задания для развития креативного мышления
Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того, чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям.
4 класс - предмет ОРКСЭ.
Задание: нарисовать «душу».
4 класс – предмет литературное чтение.
Задание: проиллюстрировать пословицу, загадать пословицу с помощью рисунка.
Окружающий мир 2 класс
Возьмите любое утверждение и придумайте доводы за и против.
Мы возьмём утверждение: «Инопланетян нет».
Доводы в его поддержку: никто их не видел; другие планеты непригодны для жизни.
Доводы против: некоторые утверждают, что видели инопланетян; учёные нашли немало планет, где могут быть условия для возникновения жизни.
Ребусы
Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха. Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из Яндекс. Учебника.
Источники информации
https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__ pisa.pdf
https:// externat.foxford.ru/polezno-znat/razvitie-kreativnogo-myshleniya-u-detej
https://open-lesson.net/125 /
https:// infourok.ru/formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-posredstvom-razvitiya-kreativnogo-myshleniya-5621714.html
https://coko24.ru /