СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья рассказывает о том, как на уроках литературного чтения формировать функциональную грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения»

Турова Надежда Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Васильевская средняя школа»

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

 «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». 

А. Н. Толстой.



В последнее время в нормативных образовательных документах государственного и стратегического значения России формирование функциональной грамотности позиционируется как одна из главных и ведущих задач компетентностно-ориентированного обучения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. И конечно, базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения.

За основу в своей работе я выбрала технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

Рассмотрим несколько приёмов, используемых на моих уроках литературного чтения для формирования функциональной грамотности.

Приём – «Чтение с остановками».

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»

Этот прием чаще использую в 4 классе. Он применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Приём «Уголки»

Приём «Уголки» обычно использую при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Написание творческих работ» 

Хорошо зарекомендовал себя приём «Написание творческих работ» на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Тайм-аут»

Этот прием использую после прочтения текста для самопроверки и оценки понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе. Дети читают текст, работают в парах. Ребята задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся во­просы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

Приём «Крестики-нолики»

Этот прием предполагает два вида работы:

1.Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.

2.У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».

При использовании на уроках литературного чтения указанных приемов у ребят образуются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими для формирования функциональной грамотности. Я считаю, что курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.

Таким образом, при условии использования в своей работе передовых педагогических технологий, на мой взгляд, становится выполнимой главная цель формирования функционально-грамотной личности, т.е. формирование интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина.












2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!