СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физики и математики как условие развития компетентностей учащихся»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер – класс

Тема: «Формирование  функциональной грамотности учащихся на уроках  физики и математики  как  условие развития  компетентностей  учащихся»

 Форма проведения: практическое занятие

Цели  мастер - класса : познакомить с собственным педагогическим опытом  применения практико-ориентированных заданий  и   технологии критического мышления  для формирования функциональной  грамотности  учащихся.

Задачи мастер- класса :

-способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие предметной  грамотности учащихся;

- содействовать профессиональному общению;

-вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Просмотр содержимого документа
««Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физики и математики как условие развития компетентностей учащихся»»

Нуркаева Наталья Александровна

ГБОУ СОШ с.Волчанка


Мастер – класс

Тема: «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физики и математики как условие развития компетентностей учащихся»

Форма проведения: практическое занятие

Цели мастер - класса : познакомить с собственным педагогическим опытом применения практико-ориентированных заданий и технологии критического мышления для формирования функциональной грамотности учащихся.

Задачи мастер- класса :

-способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие предметной грамотности учащихся;

- содействовать профессиональному общению;

-вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.


ХОД

  1. Вступление

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер – класс на тему «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физики и математики как условие развития компетентностей учащихся».

И начать я его хочу с басни К. Анкундинова «Ученый кот»

У кошки маленький котеночек подрос.

— Как дальше быть? — возник вопрос.

Ловить мышей — такая штука,

Что тут нужна теперь наука.

Решила мать, что впору

Послать котенка в школу,

И вот за партой в классе

Сидит пушистый Вася...

С усердием большим, как наказала мать,

Принялся кот науку постигать.

Он изучил до тонкости по темам

Строение мышей (по графикам и схемам).

Их чучела изготовлял из тряпок

В кружке «умелых лапок».

Решал, едва не плача,

Он про бассейн задачу.

(Сколь выльется сметаны,

когда открыты краны.)

Был в геометрии как дома,

Знал доказательств остроту;

Тригонометрия знакома

Была прилежному коту.

И через десять лет, науками богат,

Понес домой наш кот из школы аттестат...

В то время у какой-то горки

Мышонок вылезал из норки,

Хоть Васька изучал мышиный род по книгам,

Исконного врага узнал он все же мигом.

Но как его схватить?

Нельзя же прыгнуть сразу!

Тут надо применить

Научных знаний базу...

Вот неизвестного мышонка

За икс он принял очень тонко.

Затем в системе CGS

Нашел его удельный вес.

v — скорость, ускоренье — а.

(А брызги сыплются с пера!)

По теореме Пифагора

Он путь нашел довольно скоро;

Привел ответы, глядя в книгу,

К логарифмическому виду;

Вписал последнюю строку

И приготовился к прыжку...

Пока ученый кот над уравненьем бился,

Мышонок-неуч в норке скрылся.

Запомните, друзья, соль истины такой:

Теория мертва без практики живой.


И в нашей жизни бывают ситуации, похожие на бессмысленные старания кота Васьки. И тогда я задумалась о том, зачем и чему мы учим детей? На своих уроках я стараюсь разбирать с учащимися задачи, имеющие практическую направленность. Сегодня я хочу поделиться с вами теми наработками, которые имею на сегодняшний день.

  1. Основная часть мастер-класса

Расхождение слова и дела – вот основной недостаток уроков физики и математики в школе. Пересказать текст, доказать теорему, дать определение могут многие; ответить на измененный вопрос – уже меньше, а решить задачу – уже отдельные.

Мы часто недоумеваем, почему так происходит, обвиняем учащихся в неспособности учиться. Однако дело зачастую не в учениках, а в нас самих. Ведь мы предлагаем учащимся «сырой кусок теории» и требуем его немедленно проглотить. А между тем всем нам понятно, что между сырым куском и съедобным продуктом лежит определенная технология приготовления, о которой надо всегда помнить.

В настоящее время для человека чрезвычайно важно не столько

энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности.

Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А теперь я хочу задать вам несколько вопросов?

-Чему вас учили на уроках физик и математики? (ответы: считать, решать задачи…)

Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.

-А зачем в школе учат решать задачи? И что такое задача? (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)

В педагогической литературе задача рассматривается как проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь.

В словаре Ожегова определение задачи звучит следующим образом: «Задача – упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления»

Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, содержание которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития предметной грамотности является практико-ориентированное задание, а так же критическое мышление. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь».

Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить обучающимся самим открывать знания и способы действий. Самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути - именно этому нужно учить ребят.


Практико-ориентированные задачи – это задачи, требующие в своем решении

реализации всех этапов метода моделирования.

Решение практических задач , как правило, содержит четыре основных этапа

1.Анализ условия задачи.

Задача формулиру­ется на описательном языке. От правильной постановки задачи, указания ресурсов, которыми мы располагаем, зависит успеш­ность ее решения. Этому нужно учиться каждому, так как пригодится специалисту любого профиля.

2.Построение математической модели задачи.
Перевод исходной задачи на математический язык: вводятся переменные, ищутся связи между ними и устанавливаются ограничения на них, которые записываются в виде уравнений, неравенств или их систем. Любая математическая задача - модель каких-то прикладных задач (экономических, физических, биологических, технических и т.п.).

3. Решение математической модели задачи.

Изучается полученная модель. Если задача извест­ная, то она решается по соответствующему ей алго­ритму. Если задача никогда не решалась, то ищется необходимый алгоритм.

4.Интерпретация решения. Это перевод реше­ния задачи на исходный язык.

Рассмотрим несколько задач

Задача№1.Размеры кузовов самосвалов МАЗ-205 и ЗИЛ-130 соответственно

равны (м): 6,07×2,64×2,44 и 6,72×2,39×2,18

Какой из них более вместителен?

Решение.

  1. Составляем математическую модель: кузов самосвала представляет собой геометрическую фигуру – прямоугольный параллелепипед. Задача сводится к нахождению объёмов 2х параллелепипедов.

  2. Решаем математическую задачу: объём прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле:

V=abc, где a, b и c – это размеры кузовов

Подставляем данные в формулу: VМ=6,07·2,64·2,44=39,1(м3)

VЗ=6,72·2,39·2,18=35,0(м3)

  1. Переводим математическое решение на язык исходной задачи:

Ответ: Более вместительным оказался кузов самосвала МАЗ-205.


Задача №2 «Задача о браслете»: В научно-исследовательский физический институт пришла девушка и обратилась к сотрудникам института с просьбой определить вещество, из которого сделан её браслет. Могут ли сотрудники института выполнить просьбу девушки, и каким образом?

Проанализируем решение данной задачи на каждом из этапов решения задачи.

  1. На этапе осмысления условия задачи, учащиеся анализируют данные задачи и приходят к выводу, что вещество можно определить по его удельной плотности, для этого надо знать объем, массу браслета. Значения плотности указаны в таблице в учебнике физики. Так же учащиеся учитывают условие, каким должен быть браслет, чтобы имело смысл проводить исследования по нахождению удельной плотности вещества, из которого он сделан (браслет изготовлен из однородного металла, в нем нет пустот, на браслете нет украшений из камней и других металлов).

  2. На этапе составления плана задачи проанализировав её условие, учащиеся приходят к выводу, что им недостает данных (масса и объем браслета) и требуется их найти. Составляется план действий:

    • браслет нужно взвесить – найдем массу;

    • опустим в мензурку с водой – найдем его объем;

    • затем разделив массу на объем, получим плотность;

    • посмотрев в таблицу плотностей определить вещество, из которого сделан браслет.

На данном этапе решения задачи сообщим учащимся недостающие данные: пусть браслет имеет массу 3,86 г; объем 0,2 см3.

  1. При осуществлении плана решения задачи учащиеся составляют краткую запись и проводят вычисления сначала по отдельности, потом сверив свои результаты, проверяют правильность своих вычислений:

Сверив свои результаты учащиеся, открыв таблицу плотностей, видят, что это золото.

  1. На заключительном этапе решения задачи – этапе изучения найденного решения –учащиеся еще раз проверяют по таблице плотностей, что вещество, из которого сделан браслет это золото. Далее учащимся предлагается ответить на вопрос: не нужно ли посоветовать заказчику обратиться за помощью еще в какую-нибудь лабораторию за дополнительным исследованием? Нужно, ведь на самом деле, даже если браслет изготовлен из однородного вещества, то это может быть сплав. Скорее всего, это именно так, поскольку для изготовления ювелирных изделий чистое золото не используется. Ответ формулируется следующим образом: заказчику сообщается, что браслет сделан из золота и даются рекомендации провести дополнительные исследования в химической лаборатории.

При решении «Задачи о браслете» не только проявляется связь между учебными предметами (математика и физика) и реальными жизненными ситуациями, но и развиваются умения учащихся по самоорганизации своей деятельности.


Технология критического мышления  — современная «надпредметная» технология.

Она решает следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания. Познавательный процесс должен пройти три этапа: вызов, осмысление и размышление.

В технологии критического мышления главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Для работы с текстом применяют разнообразные приёмы. Среди них: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, сводные таблицы, и т. д.


Стратегия ИНСЕРТ («Условные значки») способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Использую информационно-насыщенные тексты, можно из материалов ОГЭ по физике.


При работе с текстом дети используют следующую систему разметки.

«V» — знал, но забыл (известная информация по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).

«+» — никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация).
«-» — противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).
«?» — мало информации по этому поводу, хотелось бы больше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).

4. После прочтения школьники обсуждают результаты и составляют одну на двоих (или одну на группу) таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы. Таблица выглядит так:

 V

 

+

 

 

?

 

В качестве домашнего задания можно дать на «разработку» пункты, попавшие в графу «?».

Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.




3. Подведение итогов мастер-класса

Учитель: При использовании практико-ориентированных заданий в корне меняются соотношения «педагог- обучающийся»: ученик определяет цель деятельности- педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания- педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает - педагог содействует, обучающийся активен- педагог создает условия для проявления активности. Таким образом, практико-ориентированное задание способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивать исследовательские, рефлексивные умения.

Трудности ставят перед нами задачи, выполнение которых позволит нам более активно применять практико-ориентированные задания в своей практике.

4. Рефлексия

Учитель: Итак, подведем итог мастер-класса. Приемом рефлексии - оценочное окно.

Окно состоит из 4 частей

  1. Собственная деятельность в мастерской

  2. Ценность данных заданий для школьника

  3. Возможность использования данных заданий на ваших уроках (степень приобретения опыта)

  4. Удовлетворение от работы

С помощью цветной фишки оцените работу (красная-5б,синяя-4б, зеленая-3б).

Учитель : Оцените, коллеги, результаты совместной работы.

(Участники проводят оценивание)







Предлагаю несколько примеров практико – ориентированных задач по

теме Тела вращения. Решение задач

Цилиндр

  1. При постройке водопровода длиной 1 метр были использованы трубы диаметром 60сантиметров. Определите объем земли, подлежащей вывозу.


  1. Определите вместимость зернового элеватора, имеющего 40 резервуаров. Размеры резервуаров: высота 30м, диаметр 10м. Объемная масса зерна 0,8т.



  1. Для хранения нефтепродуктов в сельском хозяйстве часто используют горизонтальные цилиндрические резервуары диаметром 3250мм и длиной 8983мм. Какова номинальная емкость резервуара? Сколько алюминиевой пудры необходимо для его покраски, если на 100м2 поверхности требуется 5кг?



Конус

  1. Коническая куча зерна имеет высоту 2,4м, а окружность основания 20 метров. Сколько тонн зерна в куче, если масса 1м равна 750кг?


  1. Щебень укладывается в кучу, имеющую форму конуса с углом откоса 30. Какой высоты должна быть куча, чтобы ее объем был равен 10м3 ? .


  1. Сосуд имеет вид усеченного конуса, высота которого 27см и длины окружностей оснований равны 66см и 96см. Сколько литров вмещает сосуд?


Шар


1 Внутренний диаметр чугунного полого шара равен 8см, а его внешний диаметр 10см. Определите массу шара, если плотность чугуна равен7,3г/см3.


  1. Сколько кожи потребуется для изготовления покрышки футбольного мяча диаметром 20см, если на обрезки и швы идет 8% материала?


3 В каком случае расходуется больше материала: на никелировку одного шара диаметром 8см или на никелировку 10 шаров диаметром по 2см каждый?

Рассмотрим примеры практико-ориентированных задач.

1. Рассчитайте расход масляной краски, идущей на окраску помещения (высота 3м, ширина 4м, длина 5м), если на окраску 1м2 требуется 0,2 кг (окна и двери занимают 12% площади поверхности).

2. Сколько литров побелки надо налить в емкость для краскопульта диаметром 20 см и высотой 60 см.

3. Рассчитать массу стальной трубы длинной 7,5 см, зная что внешний и внутренний диаметры ее соответственно 155 и 135мм, а плотность стали равна 7960кг/м3 .

4. Сварщику необходимо изготовить бункер, имеющий форму правильной четырехугольной призмы, длина стороны основания которого равна 1,4м, а высота – 2,3м. Сколько стали необходимо для выполнения работы? ( на швы следует добавить 3% материала)

5. Рассмотрим задачу связанную с конусом. Сначала обсуждается одна из ситуаций, в которой фигурирует объект, имеющий форму конуса (это куча щебня), ищется решение проблемы измерения необходимых для решения задачи величин.

Задача. Найти объем кучи щебня.
— Будем считать, что куча щебня имеет форму конуса. Какие элементы конуса необходимо знать, чтобы вычислить искомые величины?
— Радиус основания, длину образующей и высоту конуса.
— Высоту и радиус основания невозможно найти непосредственным измерением. Как найти радиус основания в этом случае?
— Пусть у нас имеется, например, мягкая метровая лента. Измерим ею длину окружности основания кучи щебня и разделим это число на 2π.
— Каким образом можно измерить длину образующей?
— Перекинув метровую ленту через вершину кучи, мы определим длину двух образующих. Разделим ее на 2.
— Осталось определить высоту кучи щебня.
— Зная радиус и длину образующей, вычислим по теореме Пифагора высоту кучи щебня. 
— Теперь мы можем вычислить площадь поверхности и объем кучи щебня. После измерения получили: длина окружности кучи щебня равна 7,2 м. Длина двух образующих — 2,6 м. Найдите объем этой кучи, считая π = 3.
— Вычислим радиус основания конуса: 
Длина одной образующей равна 1,3 м. Высоту конуса вычислим по теореме Пифагора
Тогда 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!