СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной читательской грамотности на уроках ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Использования притч на уроках ОРКиСЭ  как один из приёмов формирования читательской грамотности.

Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них заложена мудрость.

Притчи могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания предмета ОРКиСЭ, ибо в них заложен глубокий смысл и большой воспитательный аспект. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной читательской грамотности на уроках ОРКСЭ»

читательская грамотность Формирование функциональной грамотности на уроках ОРКСЭ

читательская грамотность

Формирование функциональной грамотности на уроках ОРКСЭ

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. 1. Уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. Уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. Уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить 4. Уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. Уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа) 6. Уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
  • Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
  • 1. Уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
  • 2. Уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
  • 3. Уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить
  • 4. Уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
  • 5. Уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа)
  • 6. Уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
Использования притч на уроках ОРКиСЭ как один из приёмов формирования читательской грамотности. Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них заложена мудрость.

Использования притч на уроках ОРКиСЭ как один из приёмов формирования читательской грамотности.

  • Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них заложена мудрость.
Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире. Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире. К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг… Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

Притча о Добре и Зле. Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

Притча о Добре и Зле.

Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

1.  Человек и природа Прочитай притчу Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

1. Человек и природа

Прочитай притчу

Вырос в поле цветок и радовался:

солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни…

А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько.

Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

2.  Здоровье как ценность Прочитай притчу Однажды ученик подошел к своему учителю и спросил: «Почему говорят, что не в деньгах счастье, ведь за деньги можно купить всё?». На что учитель ответил: «За деньги можно купить еду, но нельзя купить аппетит. Можно купить кровать, но нельзя купить сладкий сон. За деньги можно нанять себе прислугу, но нельзя купить друзей. Можно купить хороший дом, но не купишь семейный уют и благополучие. Можно купить развлечения, но нельзя купить радость. Деньгами можно оплатить образование, но ум на деньги не приобретешь. И, самое главное, никакие деньги не принесут счастья, если нет у человека здоровья»

2. Здоровье как ценность

Прочитай притчу

  • Однажды ученик подошел к своему учителю и спросил: «Почему говорят, что не в деньгах счастье, ведь за деньги можно купить всё?». На что учитель ответил: «За деньги можно купить еду, но нельзя купить аппетит. Можно купить кровать, но нельзя купить сладкий сон. За деньги можно нанять себе прислугу, но нельзя купить друзей. Можно купить хороший дом, но не купишь семейный уют и благополучие. Можно купить развлечения, но нельзя купить радость. Деньгами можно оплатить образование, но ум на деньги не приобретешь. И, самое главное, никакие деньги не принесут счастья, если нет у человека здоровья»
3.  Традиции и обычаи

3. Традиции и обычаи

Прочитай притчу Ходят по земле Жадность, Глупость и Зависть. Стараются людей поссорить. Шепчет правителю Жадность: «Там и травы зелёные, и камни твёрже, и бараны толще». Хочется правителю ту землю завоевать, да народ не идёт на войну: «В соседней стране тоже люди живут. Они нам ничего плохого не сделали». «Какие же они люди? - встревает Глупость. – У них и волосы не такие, и глаза другие. Что замышляют их головы?» Так и жили рядом, опасаясь и подозревая друг друга. Но с самых древних времён были мудрецы, которые говорили: «Все люди, все народы – братья, все достойны уважения. Все в праве одинаково радоваться солнцу, любить своих детей, иметь хлеб и крышу над головой, не страдать от голода и болезней. Но иногда нет – нет, да и услышишь: «Наш народ не то, что ваш!» Значит, ходит ещё где – то рядом Жадность, Глупость и Зависть. Если встретитесь с ними, вспомните, что говорит народная мудрость: «Дружбой мир обретёшь, враждой беду наживёшь».

Прочитай притчу

  • Ходят по земле Жадность, Глупость и Зависть. Стараются людей поссорить. Шепчет правителю Жадность: «Там и травы зелёные, и камни твёрже, и бараны толще». Хочется правителю ту землю завоевать, да народ не идёт на войну: «В соседней стране тоже люди живут. Они нам ничего плохого не сделали». «Какие же они люди? - встревает Глупость. – У них и волосы не такие, и глаза другие. Что замышляют их головы?» Так и жили рядом, опасаясь и подозревая друг друга. Но с самых древних времён были мудрецы, которые говорили: «Все люди, все народы – братья, все достойны уважения. Все в праве одинаково радоваться солнцу, любить своих детей, иметь хлеб и крышу над головой, не страдать от голода и болезней. Но иногда нет – нет, да и услышишь: «Наш народ не то, что ваш!» Значит, ходит ещё где – то рядом Жадность, Глупость и Зависть. Если встретитесь с ними, вспомните, что говорит народная мудрость: «Дружбой мир обретёшь, враждой беду наживёшь».
Духовные традиции – главное богатство многонациональной России.

Духовные традиции – главное богатство многонациональной России.

 4. Права человека как ценность Прочитай притчу  Много лет тому назад, люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение - светила ярко, и всякий путник без труда находит дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу. Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды u солнце, день и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроен им?» Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их чётко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».

4. Права человека как ценность

Прочитай притчу

  • Много лет тому назад, люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение - светила ярко, и всякий путник без труда находит дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу. Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды u солнце, день и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроен им?» Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их чётко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».
5.  Семья Прочитай притчу Однажды за столом дети спросили отца, почему одни семьи живут хорошо, а в других все плохо и все постоянно чем-то недовольны и ругаются. Отец с любовью посмотрел на детей, почесал за ухом и сказал, что завтра утром расскажет все детям, что да как. На следующий день отец повез всех на реку. В телегу он положил шесть маленьких бочонков и шесть плетеных корзинок. Как только они добрались до речки, отец поставил бочонки на землю и попросил детей набрать воды в каждый бочонок. Он дал каждому по корзине и стал наблюдать, как резво дети кинулись выполнять его просьбу. Но как они не силились, ничего не получалось. Корзина — не ведро, как дети не старались быстро добежать до своего бочонка, все из нее успевало пролиться на песок. После тщетных попыток уставшие и сердитые дети подошли к отцу и сказали, что это сделать просто невозможно.

5. Семья

Прочитай притчу

Однажды за столом дети спросили отца, почему одни семьи живут хорошо, а в других все плохо и все постоянно чем-то недовольны и ругаются. Отец с любовью посмотрел на детей, почесал за ухом и сказал, что завтра утром расскажет все детям, что да как.

На следующий день отец повез всех на реку. В телегу он положил шесть маленьких бочонков и шесть плетеных корзинок. Как только они добрались до речки, отец поставил бочонки на землю и попросил детей набрать воды в каждый бочонок. Он дал каждому по корзине и стал наблюдать, как резво дети кинулись выполнять его просьбу.

Но как они не силились, ничего не получалось. Корзина — не ведро, как дети не старались быстро добежать до своего бочонка, все из нее успевало пролиться на песок. После тщетных попыток уставшие и сердитые дети подошли к отцу и сказали, что это сделать просто невозможно.

На что отец и мать посмотрели друг на друга, взяли у детей по корзине и отправились к реке. Отец набрал воды в корзину, а мать, следуя за отцом, подставляла свою корзину вниз, чтобы туда попадала протекающая вода. Таким образом, подменяя корзину одна одной, они с легкостью наполнили все шесть бочонков. — Ну, ладно, — посмотрел на удивленных и уставших детей отец, — Вы наверняка сильно устали, так набегались. Айда, домой кушать! И все они вместе отправились восвояси, где их ждала сытная каша, приготовленная утром. Голодные дети сразу же уселись за стол и стали ждать, пока мама накроет обед.

На что отец и мать посмотрели друг на друга, взяли у детей по корзине и отправились к реке. Отец набрал воды в корзину, а мать, следуя за отцом, подставляла свою корзину вниз, чтобы туда попадала протекающая вода. Таким образом, подменяя корзину одна одной, они с легкостью наполнили все шесть бочонков.

— Ну, ладно, — посмотрел на удивленных и уставших детей отец, — Вы наверняка сильно устали, так набегались. Айда, домой кушать!

И все они вместе отправились восвояси, где их ждала сытная каша, приготовленная утром. Голодные дети сразу же уселись за стол и стали ждать, пока мама накроет обед.

На белоснежную скатерть поставили чугунок ароматной каши, и выдали каждому по большой ложке с очень длинной рукоятью. Как не старались дети, но никто так и не сумел такой длинной ложкой попасть себе в рот. Все в итоге падало на пол. — Этими ложками невозможно поесть! — воскликнул самый младший, голодный и рассерженный мальчуган. На что отец и мать улыбнулись, взяли ложки у детей, и принялись кормить друг друга. Естественно, что все у них получалось. — Теперь, я надеюсь, вы поняли, чем отличается хорошая семья от плохой? — посмотрел на детей отец. — Ведь, когда в семье все делается рука об руку, и каждый старается не для себя, а для другого — тогда и работа быстрее делается, и все сыты, довольны и счастливы. В этом и заключается смысл настоящей и хорошей семьи.

На белоснежную скатерть поставили чугунок ароматной каши, и выдали каждому по большой ложке с очень длинной рукоятью. Как не старались дети, но никто так и не сумел такой длинной ложкой попасть себе в рот. Все в итоге падало на пол.

— Этими ложками невозможно поесть! — воскликнул самый младший, голодный и рассерженный мальчуган.

На что отец и мать улыбнулись, взяли ложки у детей, и принялись кормить друг друга. Естественно, что все у них получалось.

— Теперь, я надеюсь, вы поняли, чем отличается хорошая семья от плохой? — посмотрел на детей отец.

— Ведь, когда в семье все делается рука об руку, и каждый старается не для себя, а для другого — тогда и работа быстрее делается, и все сыты, довольны и счастливы. В этом и заключается смысл настоящей и хорошей семьи.

Рефлексия Я на этом уроке понял(а), что Меня удивило, что Мне было: интересно/скучно, трудно/легко, безразлично

Рефлексия

  • Я на этом уроке понял(а), что
  • Меня удивило, что
  • Мне было: интересно/скучно, трудно/легко, безразлично
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!