СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей

Просмотр содержимого документа
«Формирование фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР»

Консультация для воспитателей учителя-логопеда по теме:

«Формирование фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР»

Умение слышать в речевом потоке и выделять из него отдельные звуки должно быть сформировано у детей дошкольного возраста. Сформированность этого умения позволит создать необходимые предпосылки для обучения грамоте и поможет предотвратить возможные нарушения в письменной речи при переходе в первый класс, тем самым, обеспечивается преемственность в обучении и взаимосвязь со следующей ступенью системы образования.

Основной целью деятельности заключается в формировании у детей всех сторон речи. Многократное повторение речевого материала, необходимое для закрепления правильного речевого высказывания, требует обширного наглядного материала, большого количества дидактических и игровых пособий, ведь повторения одних и тех же слов утомляет не только ребенка, но и взрослого.

Коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Фонематическое восприятие – первая ступень, двигающая к овладению грамотой, а звуковой анализ – это вторая ступень. Важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте является умение слышать каждый отдельный звук в слове, отделять его от рядом стоящего звука, знать из каких звуков состоит слово.

Детей с ОНР обязательно нужно учить слышать и различать фонемы родного языка в потоке речи, потому что у них всегда наблюдается несовершенство слухового внимания и зрительного восприятия, мышления и памяти. Обследование детей 5-ти лет показывает основные затруднения и нарушения в речи. Они не различают на слух фонемы родного языка, часто допускают различные ошибки при воспроизведении слов, особенно сложной звуковой структуры, сокращают или увеличивают количество слогов в словах, переставляют слоги местами, переставляют согласные звуки соседних слогов. Узнавание звука в ряду слов оказывается слишком сложным для них. Не все дети справляются с заданием на опознание правильного и искаженного звучания слов. Многие неправильно определяют звучание фраз при произнесении слов-паронимов, хотя произношение звуков было им доступно.

Эти проблемы указывают на низкий уровень развития речи, связанный с несформированностью фонематического восприятия. Дошкольников нельзя оставить без своевременной помощи. Дефектам фонематического восприятия надо придать первостепенное значение и выстроить коррекционную работу методически грамотно, вести в системе и в постоянном режиме. Игровые технологии позволят тренировать навык у ребенка в занимательной форме и довести его до совершенства.

На начальном этапе целесообразно привлекать внимание ребенка к устной речи. На следующем этапе детей педагог учит сопоставлять одинаковые звуковые комплексы по мелодике и займется сопоставлением слов. На этом этапе формируем представление о фонематическом восприятии на звуках раннего онтогенеза. Далее следует работа на сопоставление слогов. Это более сложная деятельность для ребенка с ОНР. А завершает навык формирования фонематического восприятия работа над сопоставлением звуков, что является самым трудным и сложным, но очень важным в коррекции. Теперь можно приступить к постановке звука речи, так как эффективная коррекция речевых нарушений у детей с ОНР возможна только при опережающем обучении фонематическому восприятию. На первое место ставим способность ребенка воспринимать фонему, а только потом приступаем к постановке звука.

В коррекционном процессе тема по формированию фонематического восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) является актуальной на сегодняшний день.

Для создания заинтересованности и активности детей используются игровые формы работы со сказочными персонажами, с опорными наглядными пособиями, с символами звуков, с небольшими стихами и рифмовками. Игры и забавные четверостишья позволят сформировать у детей умение слышать и выделять из небольшого текста слова, отличающиеся друг от друга одним звуком – один из первых и очень важных этапов работы по формированию фонематического слуха.

Игровые приемы оказания помощи сказочному персонажу, подражание голосовым звукам и др. мотивируют дошкольников быть внимательными и активно участвовать в речевой деятельности, что позволяет тренировать фонематическое восприятие в простой и доступной форме.

Развитие фонематического восприятия считается главным и самым важным, без преувеличения, процессом во всей логопедической работе, он лежит в основе нарушений всех компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики).

Упражнения, игры, предлагаемые дошкольникам, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции. Использование полюбившихся детям игровых приемов благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, поддерживается интерес к занятиям, формируется произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Коррекция нарушений фонематического восприятия должна начинаться с развития фонематического слуха и фонематических процессов.

Педагог начинает развивать слуховое внимание, в играх учит слышать и различать природные шумы, музыкальные звуки, звуки речи.





Игры на узнавание и различение неречевых звуков.


1) Игра «Покажи, что звучит».

Педагог приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

2) Игра «Самый внимательный».

По инструкции педагога дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки – удерживать руки впереди, а на звук шарманки – развести их в стороны.


Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

При различении степени громкости звука дети знакомятся с гром­ким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо – далеко, громко – близко), прислу­шиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствитель­ности). Используются упражнения, направленные на выработку не­вербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

1) Игра «Близко – далеко».

Педагог включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись го­лосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или умень­шает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).

2) Игра «Коробочки гремят».

Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.

3) Игра «Покажи звук».

Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена ко­роткая полоска, на другой – длинная. Педагог бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответству­ющую длительности звука.

4) Игра «Один – два».

Педагог договаривается с двумя детьми о том, что на один сиг­нал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигна­ла – два ребёнка. После этого дети садятся спиной к педагогу и встают по условленному сигналу.

5) Игра «Иди за звуком».

Один ребенок становится в центре группы, ему завязывают гла­за. Несколько детей – в разных местах группы, в руках у них раз­нообразные звучащие игрушки (затем можно использовать одина­ковые игрушки). По знаку педагога один из детей озвучивает свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами начинает движение в направлении услышанного звука, но в это время звучание прекра­щается и слышится звук, произведенный игрушкой другого ребен­ка (также по сигналу педагога). Ребенок с завязанными глазами меняет направление и продолжает двигаться в сторону следующего источника и т.д. Затем на середину круга приглашается другой ре­бенок.


Игры, способствующие умению различать слова, близкие по звуковому составу.

1) Игра "Правильно - неправильно".

Педагог показывает детям картинку и чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – факон – вагон – факом - вагом». Затем педагог показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака». Услышав неверно сказанное педагогом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

2) Игра «Исправь ошибки».

Педагог предлагает детям найти ошибки и исправить их.

Можно использовать двустишия со словами - паронимами.

В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.

Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.


Дифференциация слогов.

1) Игра «Короткие и длинные слова».

Педагог объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.


Дифференциация фонем.

На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.

  1. Игра "Угадай-ка".

Педагог раздаёт детям картинки с изображением волка, младенца, птички и объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры: 1) педагог произносит звуки кратко; 2) детям раздают вместо картинок символы гласных звуков; 3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например, о,ы,э, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.







Педагогу важно уметь определять признаки, по которым можно разграничить понятия «Фонематическое восприятие» и «Звуковой анализ».

I

Дидактический фактор

Фонематическое восприятие в норме, не требует специального обучения. Звуковой анализ всегда требует специального обучения.

II

Порядковый фактор

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой. Звуковой анализ – вторая.

III

Возрастной фактор

Фонематическое восприятие формируется в период от 7 мес. (при нормальном развитии) или с 1г. до 4 лет. Звуковой анализ формируем в более позднем возрасте.

IY

Содержательный фактор


Фонематическое восприятие – способность различать звуки речи, чтобы воспроизводить слова устно. Звуковой анализ – способность различать звуки речи, чтобы воспроизводить слова в письменной речи.

 

Недоразвитие фонематического восприятия у детей старшего возраста компенсирующей направленности проявляется в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза. В группе есть сложный ребенок. Следовательно, начинать работу надо с развития слухового внимания.

Второй этап - развитие фонематического восприятия. Начинать работу следует до вызывания звука, до артикуляции.

Третий этап – звуковой анализ и синтез. К формированию звукового анализа и синтеза приступать можно в 5-6 лет на основе вызванных и автоматизированных звуках речи.

Фонематическое восприятие играет очень важную роль в коррекции всех компонентов языковой системы. Чтобы не допустить ошибку в методике преподавания, надо понять, что лежит в основе нарушения дефекта «общее недоразвитие речи».

Например: слово «уточка», изменяясь по падежам, принимает разные окончания. Для наших детей эти окончания «размыты», потому что у них серьезные нарушения фонематического восприятия.

Ребенок слышит слово, но воспринимает недостаточно отчетливо. Тому много примеров можно привести их практики. Часто смешиваются слова по звучанию и значению, потому что в словарном запасе ребенка есть похожее по звучанию знакомое слово.

Объяснение слов 5-летними малышами с ОНР:

Мельница – там мыло (мыльница)

Лужайка – там лужа

Вывод: звучание и значение слова оказываются разорванными из-за нарушения фонематического восприятия. Главное – не лексика! Если педагог берет за основу словарь при коррекции ОНР, он идет ошибочным путем.



Фонематическое восприятие влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, фонетики, грамматики и лексики.

Дефекты речи, если их рассматривать с позиции системного подхода, делятся на две большие группы:

- дефекты фонетической стороны речи;

- дефекты всех компонентов языковой системы (фонетики, лексики, грамматики).

Фонема лежит в основе языковой системы, следовательно, фонематическое восприятие играет ощутимую роль в коррекции всех дефектов речи.

Правильно начинать коррекцию речи с системы фонематического восприятия, потому что развитие фонематического восприятия – первично, а затем переходим к артикуляции, к вызыванию звука, к постановке звука и его автоматизации.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Теория и практика этой работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Дидактические игры, игровые упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия, помогают получить положительный результат в коррекционном процессе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!