ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Юрьева Н.Л.,
ГБОУ Бирская КШИ
для обучающихся с ТНР
г.Бирск
Финансовая грамотность занимает немаловажное место в структуре функциональной грамотности современного человека. Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание всех уровней образования, реализуемых в нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».
Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Важно говорить с детьми о деньгах, научить правильно обращаться с ними, с 1 класса дети совершают покупки, пользуются и деньгами и банковскими картами, поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.
Финансовая грамотность - это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
Чтобы вывести образовательный процесс на новый уровень, который необходим современным обучающимся, необходимо использовать цифровые образовательные ресурсы. В рамках проекта Министерства финансов Российской Федерации специалистами разработано большое количество готовых методических решений для педагогов.
В своей статье хочу поделиться цифровыми образовательными ресурсами, которые я использую на своих уроках и во внеурочной деятельности.
Самая первое, это платформа Учи.ру. Задача курса финансовой грамотности, представленной на данной платформе, помочь школьникам научиться разумно обращаться с деньгами, научиться принимать обоснованные финансовые решения. Здесь мы можем увидеть 3 главы: Что такое финансовая грамотность, семейный бюджет и карманные деньги. Задания доступны с 1 класса. В настоящее время ученики моего класса активно принимают участие в бесплатной олимпиаде по финансовой грамотности на платформе Учи.ру. В рамках данной программы использую мультфильмы - «Смешарики. Азбука финансовой грамотности». В своих приключениях, в доступной форме герои рассказывают детям о непростых аспектах взаимоотношений с миром финансов.
Следующий интерактивный мультсериал по финансовой грамотности, который использую - Богатый Бобренок. Каждая из 12 серий посвящена одному из ключевых вопросов финансовой грамотности. После просмотра видеоролика о Бобрёнке, Бобрёнок выбирает свой маршрут. Каждый шаг подкрепляется видеофрагментами, которые в любом случае, подводят ребят к правильном решению. Данная серия научила ребят принимать правильное решение между - хочу и надо.
Для формирования умения проводить элементарные финансовые расчёты использую интерактивный тренажер детского журнала «ВЛФиник» проекта "Ваши личные финансы". Так пройдя с детьми тренажер «Разумные траты», мы закрепили знания об обязательных и желаемых тратах. Каждый раз выполняя задание заново, перечень предлагаемых товаров меняется.
Найдя ошибки в чеке, сделали вывод, что надо вернуться на кассу и объяснить ситуацию. Данная работа с кассовым чеком, показала, что надо быть внимательным покупателем! Нужно проверять чеки после покупки и всегда их сохранять. Ведь бывают случаи, когда товар нужно вернуть в магазин, а без чека этого сделать не получится.
Для формирования умения правильно использовать термины: наличные деньги, монеты, купюры (банкноты), умение объяснять, что такое аверс и реверс, различать современные российские монеты и купюры различных номиналов, описывать основные признаки подлинности бумажных денег - использовала на занятиях внеурочной деятельности анимированные презентации по финансовой грамотности на портале «МОИФИНАНСЫ.РФ»
Использование для работы цифровых образовательных ресурсов по финансовой грамотности, во-первых, способствует достижению планируемых результатов курса внеурочной деятельности «Учение с увлечением» у моих первоклассников, во-вторых, повышается интерес к урокам и занятиям, дети с огромным интересом ждут занятий, с удовольствием выполняют задания тренажеров, смотрят мультфильмы.
Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.
А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.