СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование фемининного гендерного образа у девочек младшего школьного возраста средствами внеклассного чтения

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие психологического пола, определяемого как совокупность знаний, представлений личности о себе, о своём сходстве или различиях с представителями своего пола в отличие от противоположного, отождествление себя с представителями своего пола, эмоционально-ценностное отношение к своему полу, способы поведения людей в зависимости от их позиции в полоролевой дифференциации, максимально приближает нас к социально-психологическому и социологическому понятию «гендер». [А.А. Чекалина]

Уже на этапе дошкольного развития исследователи [Л.В. Попова, Г. Келли и др.] отмечают асимметрию источников гендерной информации в пользу маскулинных тенденций. В частности, анализ детской литературы показывает, что:

  • Мужчины изображаются в ней чаще, чем женщины;

  • Большинство мужчин представлены активно действующими;

  • Взрослые женщины – либо матери, либо жёны, а мужчины заняты самыми разнообразными  делами и представляют разные профессии.

Процесс овладения социально-половой ролью в обществе протекает незаметно, постепенно и неуклонно, начинаясь очень рано (уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, к 7 годам, а часто даже в 3—4 года, дети достигают гендерной константности — понимания, что гендер постоянен и изменить его невозможно). 

Просмотр содержимого документа
«Формирование фемининного гендерного образа у девочек младшего школьного возраста средствами внеклассного чтения»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития регионального образования Свердловской области»

Кафедра философии образования и андрагогики



Формирование фемининного гендерного образа у девочек младшего школьного возраста средствами внеклассного чтения.

ОП повышения квалификации «Гендерные особенности содержания и организации образовательного процесса» (80 часов)


Место проведения программы – пос. Рефтинский

Сроки проведения программы: 21.09.2009 – 04.12.2009



Автор проекта: Катаева Ольга Юрьевна

Учитель начальных классов МОУ

« Средняя общеобразовательная школа № 7

с углублённым изучением музыки и

изобразительного искусства» г. Заречного


Научный руководитель проекта:

Никитина Наталья Николаевна –

Доц. Каф. Философии образования

и андрагогики ИРРО, к философ. Наук





Екатеринбург – пос. Рефтинский – 2009

Пояснительная записка.

Понятие психологического пола, определяемого как совокупность знаний, представлений личности о себе, о своём сходстве или различиях с представителями своего пола в отличие от противоположного, отождествление себя с представителями своего пола, эмоционально-ценностное отношение к своему полу, способы поведения людей в зависимости от их позиции в полоролевой дифференциации, максимально приближает нас к социально-психологическому и социологическому понятию «гендер». [А.А. Чекалина]

Уже на этапе дошкольного развития исследователи [Л.В. Попова, Г. Келли и др.] отмечают асимметрию источников гендерной информации в пользу маскулинных тенденций. В частности, анализ детской литературы показывает, что:

  • Мужчины изображаются в ней чаще, чем женщины;

  • Большинство мужчин представлены активно действующими;

  • Взрослые женщины – либо матери, либо жёны, а мужчины заняты самыми разнообразными делами и представляют разные профессии.

Процесс овладения социально-половой ролью в обществе протекает незаметно, постепенно и неуклонно, начинаясь очень рано (уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, к 7 годам, а часто даже в 3—4 года, дети достигают гендерной константности — понимания, что гендер постоянен и изменить его невозможно).

Ю. Алешина и А. Волович признают, что девочки тоже сталкиваются с проблемами в приобретении гендерных ролей. Проявления социализации и социальных условий (культурного, политического и социального кризиса) в России ведут к тому, что мальчики и девочки развивают в себе черты полового поведения, которые противоречат основным традиционным стандартам половых ролей: девочки учатся быть более активными, а мальчики становятся пассивными или, наоборот, вступают в конфликт с обществом.

Производя дифференциацию детей по их половой принадлежности в процессе общения, обучения, педагог передаёт детям социальный опыт полоролевого поведения.

Таким образом, целью нашего исследования является формирование фемининного гендерного образа средствами внеклассного чтения у девочек младшего школьного возраста.

Объектом исследования становится процесс формирования у девочек младшего школьного возраста фемининного гендерного образа, а предметом – содержание, методы и приёмы внеклассного чтения.

Гипотеза исследования: формирование фемининного гендерного образа будет проходить успешно, если

  • При определении содержания списка книг для чтения будут учтены возрастные и гендерные особенности девочек младшего школьного возраста;

  • В списке книг по внеклассному чтению будут равнозначно представлены произведения как с героями мальчиками, так и с героями девочками разными по характеру и гендерным особенностям;

  • Для знакомства будут представлены произведения, написанные писателями женщинами;

  • Спроектирована методика проведения игровых программ и викторин, которые являются результатом чтения книги и могут служить диагностическим инструментарием сформированности фемининного гендерного образа.

В соответствии с целью и гипотезой исследования можно определить следующие задачи:

  • Проанализировать учебники литературы для 2 и 3 классов с точки зрения источников гендерной информации;

  • Составить список чтения книг, в котором будут равнозначно представлены герои как с маскулинными, так и фемининными характеристиками и поведением (т.е. мальчики и девочки, мужчины и женщины);

  • Подобрать методики и провести констатирующую и контрольную диагностику сформированности фемининного гендерного образа у девочек младшего школьного возраста.

Результатом данного исследования можно считать следующее:

  • Анализ учебников литературы для 2 и 3 классов с точки зрения источников гендерной информации;

  • Определение списка книг, рекомендуемых для внеклассного чтения;

  • Предоставление диагностического инструментария для определения сформированности фемининного гендерного образа у учащихся;

  • Викторины и сценарии проведения некоторых игровых программ по данным книгам.





















Анализ учебников литературы для 2 и 3 классов с точки зрения источников гендерной информации.

Мы проанализировали учебник литературы для 2 класса с точки зрения источников гендерной информации [по Н.Н. Никитиной] по следующим критериям и показателям [приложение 1, Литературное чтение, 1, 2 части, 2 класс, В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова]:

  • Организация содержания учебника построена по принципу гендерного равенства, т.е. содержание строится вокруг стержневых понятий (доминирование маскулинной характеристики), но в то же время вокруг основных смысловых образов (преобладание фемининной характеристики), кроме этого материал для изучения расположен информационными блоками.

  • Освоение содержания (закрепление пройденного материала) осуществляется и через повторение пройденного материала, но на творческом уровне (скорее маскулинная характеристика), и в процессе самостоятельного освоение нового материала (учебник предполагает такую возможность– маскулинная характеристика). Таким образом, освоение содержания учебника характеризуется маскулинными качествами, т.е. сексизмом по отношению к девочкам.

  • Организация освоения содержания учебника (освоение нового материала) предполагает самостоятельную учебную деятельность, «курируемую» авторами учебника (детективами Шерлоком Холмсом и Доктором Ватсоном) или учителем (преобладание маскулинной характеристики) и не предполагает репродукцию информации и алгоритмов деятельности, в чём проявляется сексизм по отношению к девочкам.

  • В визуальном ряду учебника преобладают мужские образы (например: Мишка (В. Драгунский), Утёс (М. Лермонтов, Федотка (К. Чуковский), Дядюшка Тик-Так (Д. Биссет), Кот (Ш.Перро), Муравьишка (В. Бианки), Фантазёры, Незнайка (Н. Носов), Конёк-горбунок (П. Ершов), Маленький водяной (О. Пройслер) и др.) как образцы социально-значимой деятельности, в учебнике создаются так же и эмоционально-чувственные образы (например: образ осени – хозяйки, Ивы, украинской ночи, грусти, и др.). В учебнике представлены схемы (ленты времени), нет таблиц и графиков. По совокупности характеристик можно говорить о гендерном равенстве визуального ряда.

Таким образом, содержание учебника второго класса, в общем, не учитывает гендерных особенностей девочек и построено с опорой на маскулинные характеристики, что является сексизмом по отношению к девочкам.

Мы проанализировали учебник литературы для 3 класса с точки зрения источников гендерной информации по тем же критериям и показателям [приложение 2, Литературное чтение, 1, 2 части, 3 класс, Н.А. Чуракова]:

  • Содержание в учебнике организуется вокруг стержневых понятий курса (маскулинная характеристика ярко выражена) с преобладанием мужских образцов познавательной и социально-значимой деятельности (сексизм по отношению к девочкам). Например: богатыри, Иван Коровий сын, Нильс, Стойкий оловянный солдатик, Тёма и др.

  • Закрепление пройденного материала осуществляется постепенно, на новом, творческом уровне (маскулинная характеристика преобладает), нет репродукции материала, освоения одного за другим, формирования навыков чтения (скорости, например) (сексизм по отношению к девочкам).

  • Психологической доминантой обучения становится развитие внутренней мотивации к познанию, эмоционально-позитивное отношение к обучению (как результат самостоятельного преодоления трудностей познавательного процесса, формирования уверенности в собственных способностях) – всё это ярко выраженные маскулинные характеристики. Формирование внешних по отношению к личности учащегося стимулов к обучению не осуществляется (сексизм по отношению к девочкам).

Таким образом, содержание учебника третьего класса не учитывает гендерных особенностей девочек и характеризуется сексизмом по отношению к девочкам.

Обобщая результаты анализа учебников, мы считаем необходимым, дополнить содержание литературного чтения списком книг [Приложение 3], построенном по следующим принципам:

  • Учёт возрастных и гендерных особенностей девочек младшего школьного возраста;

  • Подбор произведений как с героями мальчиками, так и с героями девочками разными по характеру и гендерным особенностям;

  • Подбор произведений, написанных писателями женщинами.
























Констатирующая диагностика по сформированности фемининного образа у девочек младшего школьного возраста.

Перед тем, как провести констатирующую диагностику, мы определили особенности традиционных гендерных представлений в современной России:

Традиционные гендерные представления:

Основные особенности традиционных гендерных представлений:

  • Бинарность;

  • Иерархичность;

  • Патриархатность: Женское подчинено мужскому;

  • Неравенство обосновывается природой, естественным ходом вещей;

Эти представления являются репрессивными как в отношении женщин, так и мужчин.

Традиционное восприятие гендерной идентичности:

Феминность (женственность):

  • Эмоциональность

  • Инстинктивность

  • Мягкость

  • Слабость – «слабый пол»

  • Красота

  • Заботливость

  • Интуиция

  • Общительность

  • Эмпатичность

  • Ей важно, чтобы ее понимали, разделяли ее чувства

  • Хорошие отношения важнее результата

Маскулинность (мужественность):

  • Интеллект

  • Рациональность

  • Независимость

  • Активность

  • Сила

  • Авторитарность

  • Склонность к риску

  • Сдержанность в эмоциях

  • Способность достигать своего, побеждать

  • Важно, чтобы считали компетентным, добиться признания

  • Результат важнее хороших отношений

  • Главное в жизни - его дело (т.е. ни семья, ни работа, ни отношения.)

Выделяя критерии и показатели сформированности фемининного образа у девочек младшего школьного возраста мы учитывали следующее:

Гендерное самосознание включает в себя:

  • Осознание своего тела как тела человека определённого пола;

  • Осознание себя, своей личности, своего жизненного пути как представителя определённого пола;

  • Знание гендерных стереотипов (об атрибутах одежды, возможностях, играх, занятиях) и ролей (личных, семейных, профессиональных) своего пола;

  • Представления о своих гендерных стереотипах, статусах и ролях;

  • Представления о сексуальном поведении своего пола и своём;

  • Представления о мужских и женских идеалах;

  • Осознание своего соответствия гендерным представлениям, стереотипам и ролям;

Гендерная идентичность предполагает:

  • Психологическое отождествление себя с определённым полом;

  • Предпочтения, эмоциональные, мотивационные выборы, связанные с определённым гендером;

  • Эмоционально-ценностное отношение, выражаемое по отношению к определённым гендерам.

Гендерное поведение предполагает:

  • Соответствие поведения человека тем статусам, ролям, стереотипам, нормам, ценностям, которые характерны для определённого гендера.

Для определения сформированности фемининного гендерного образа на этапе констатирующей диагностики мы использовали анкету [А.А. Чекалина], которая называется «Интервью полоролевой идентификации для 5 – 7 летнего возраста» [Приложение 4] и обобщили результаты.

На первый вопрос «Как тебя зовут? Твоё имя мужское или женское?» 100% респондентов ответили, что их имя женское, хотя в классе есть две ученицы, у которых имена мужские (Александра и Валерия).

На второй вопрос «Ты мальчик или девочка?» 100% учениц ответили, что девочка.

На третий вопрос «Хочешь быть мальчиком (девочкой)? Почему не хочешь?» 100% девочек ответили, что не хотят быть мальчиками, а хотят быть девочками, потому что «так веселее, интереснее», «можно заплетать косички», «не хочу быть мальчиком, потому что я девочка», «нравится быть девочкой», « девочки они добрые, спокойные, а мальчики всегда бывают неспокойными», «у девочек есть наряды, а у мальчиков одни штаны с кофтой», «девочки красивее и умнее», «мальчики дерутся», «мне нравится общаться с девочками, я не хочу быть мальчиком, потому что я за ними не успеваю», «мне нравится дружить с девочками и когда я была маленькой, мне больше нравилось играть в барби, а не в машинки», «я хочу быть собой, потому что мальчики плохие».

На четвёртый вопрос «Когда вырастешь, будешь мамой или папой?» и на пятый вопрос «Когда вырастешь, будешь дядей или тётей?» 100% респондентов ответили, что мамой, тётей.

На шестой вопрос «В какие игры интереснее играть мальчикам? В какие – девочкам» девочки отвечали так: «мальчикам в войнушки, девочкам в волшебниц Винкс», «мальчики в машинки, девочки в куклы» (31 %), «мальчикам интересно играть в заглядывание в классы, а девочкам в прятки и другие игры», «в футбол, войнушки, роботы, трансформеры, девочкам – куклы, компьютер», «мальчикам интересно играть в войнушку или догонялки, девочкам нравится играть в догонялки и в другие игры».

На седьмой вопрос «Если бы волшебник мог превратить тебя в самого сильного или самого красивого, кем бы ты захотел стать, самым сильным или самым красивым» – 75 % ответили, что красивой, 19 % - сильной и красивой, а одна девочка

(6 %) ответила, что «немножко сильной, потому что красота у меня уже есть».

На восьмой вопрос «Если бы волшебник превратил тебя в мальчика (девочку), как бы ты стал себя вести? Что бы стала делать? В какие игры играть и т.д.?» были такие ответы: «паниковать», «вела бы себя как мальчик: играла бы как мальчик, дружила с мальчиками, играла бы в игры, в которые играют мальчики, очень часто гуляла», «плохо: дёргать косички у девочек, играть в войнушку», «странно, интересоваться мальчишечьим», «я бы одевалась в мальчика, играла в войнушку через неохоту», «в машинки стала бы играть, баловалась», «я бы не расстраивалась, вела бы себя как мальчик», «испугалась», «я бы ему сказала: превращай меня быстро обратно». Т.е., 75 % девочек начали бы вести себя как мальчики.

На девятый вопрос «На кого ты похож, на маму или на папу? На кого хочешь быть похожим? Почему?» 31 % ответили, что на маму, 69 % – на маму и папу. На вопрос «почему?» дети отвечали: «на маму, она красивее», «на папу, потому что говорят счастливей будешь», «хочу быть похожей на маму, но я похожа на папу», «похожа на маму, но хочу быть похожей на папу, потому что он добрый и умный», «не знаю на кого хотела бы быть похожей, потому что люблю и маму и папу», «я хочу быть похожей и на маму и на папу, потому что они закончили институт и у них хорошее образование», «я похожа на папу, не знаю, я родилась похожей на папу» (хотя ребёнок «вылитая мама»).

На десятый вопрос «Когда вы играете в «семью», какая роль тебе достаётся?» одна девочка ответила, что не играет в семью, остальным, 94 %, достаются женские роли (сестры, мамы, дочки).

На одиннадцатый вопрос «Хочешь, чтобы воспитателем (учителем) в вашей группе (классе) был мужчина? Почему хочешь? Не хочешь?» 94 % учениц ответили, что не хотят учителя мужчину (физкультуру преподаёт мужчина), аргументируя ответы тем, что «женщины добрее, умнее», «нравится наш учитель», «мужчина не разбирается», «мужчины хуже ведут уроки». Одна девочка не знает, хочет ли, чтобы учителем был мужчина или нет.

В ответах на двенадцатый вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» девочки называли следующие профессии: бухгалтер, пианистка, менеджер, зубной врач, психолог, учитель, дизайнер, певица, переводчица, защищать животных, мама, работник приюта для животных.

На тринадцатый вопрос «Кто в твоей семье самый главный?» 88 % девочек ответили, что папа, одна девочка ответила, что дедушка (нет папы), другая – брат папы.

На четырнадцатый вопрос «Кто в твоей семье самый главный?» 56 % ответили, что папа, 12 %, что бабушка, 22 % - мама.

На пятнадцатый вопрос «Кто в твоей семье самый красивый?» 12 % ответили, что папа, 46 % – мама, 12 % – сама девочка, 12 % – вся семья, 12 % – сестра, 6 % – дядя.

На шестнадцатый вопрос «С кем интереснее играть с мамой или с папой?» 16 % ответили, что и с папой и с мамой, 31 % ответили, что с мамой, 53 % ответили, что с папой.

Семнадцатый вопрос звучит так: «Кому интереснее помогать маме или папе?». 12 % помогают охотнее папе, 18 % помогают обоим родителям, остальные, 70 % помогают с большим удовольствием маме.

Восемнадцатый вопрос «Кто у вас в группе (классе) самый сильный?». 100 % девочек выбрали одну и ту же девочку.

В девятнадцатом вопросе «Кто у вас в группе (классе) самый красивый?» одна девочка назвала свою учительницу, 24 % назвали ту же девочку, которую выбрали в 18 вопросе, 24 % считают, что все девочки в классе красивые, у каждой своя красота.

В двадцатом вопросе «С кем интереснее играть, с мальчиком или девочкой?» 12% отвечают, что интереснее играть и с мальчиками и с девочками, 12 % нравится играть с мальчиками, остальным, 76 % нравится играть с девочками.

В двадцать первом вопросе «С кем интереснее дружить, с мальчиком или с девочкой?» 24 % девочек считают, что и с мальчиками и с девочками, 6 % (одна девочка) ответили, что дружить интереснее с мальчиком, 70 % интереснее дружить с девочками.

В рамках игровой программы был проведён опрос по книгам «Пеппи Длинный чулок» и «Лоскутик и облако». Девочки отвечали на вопрос «Какие черты Пеппи делают её похожей на мальчика», «Чем похожи Пеппи и Лоскутик». В Пеппи девочки выдели такие черты, которые делают её похожей на мальчика, как: большая сила (может поднять лошадь, поборола своего папу), храбрость, враньё, шалость, нежелание учиться в школе, придумывание игр (интересно, что некоторые считают, что Пеппи всё таки девочка именно потому, что придумывает), поведение (боевая, лазает по деревьям, балуется, не играет в куклы и др.), выбор будущей профессии (морская разбойница). Вместе с тем, девочки доказывают, что Пеппи – девочка, т.к. у неё внешность девичья, имя девичье, носит платья, чулки, сама пришивает лоскутки, сама контролирует себя, прибирает дом, вкусно готовит, любит беседовать, как дамы, выпить чашечку кофе, содержит лошадь и обезьянку, прихорашивается, «красится, выпендривается, модничает», с ней весело играть, общаться. Есть девочки, которые считают, что Пеппи девочка ещё и потому, что спасла из огня детей, ни один мальчик бы не смог этого сделать. Интересно такое высказывание: «Я думаю, что Пеппи что-то среднее между мальчиком и девочкой, потому что у неё есть и мальчишечьи и девичьи качества. Но … она всё-таки девочка, потому что по ходу истории она ни разу не снимала платье и не меняла его на шорты. С ней нетрудно разговаривать, она никогда не спорит».

В своих ответах на второй вопрос большинство девочек обращали внимание на внешность обеих девочек – героинь (рыжие волосы, нос маленькой картофелиной, косички, платье с лоскутками), семейное положение (обе сироты и живут самостоятельно), сравнивали героинь по характеру, обращали внимание на нежность, ласковость, заботливость, робость, тихий голос Лоскутика и неусидчивый боевой характер Пеппи. Некоторые считали, что эти героини не смогут дружить, т.к. очень разные (например, Лоскутик не успевала бы за Пеппи), а некоторые предположили, что, наоборот, эти девочки смогут друг друга чему-нибудь научить.

Анализируя педагогические наблюдения [Приложение 5], работы учащихся [Приложение 6] и обобщая ответы на вопросы можно сделать следующие выводы:

  • Девочки младшего школьного возраста высказывают удовлетворённость собственной половой принадлежностью, осознают необратимость пола;

  • Принимают возможность на воображаемое изменение пола, за исключением нескольких девочек, большей частью руководствуются в ответе на внешнюю атрибутику (игры, одежду) и поведение;

  • Девочки, в большинстве, высказывают привязанность именно к своему полу, демонстрируют готовность совместной деятельности с представительницами своего пола, некоторые выражают недоброжелательное отношение к лицам противоположного пола;

  • Девочки хорошо представляют свои будущие семейные и общественные роли;

  • Большинство владеют информацией об особенностях поведения интересах противоположного пола;

  • У девочек недостаточно сформировано представление о мужских и женских идеалах, сексуальном поведении своего и противоположного пола;

  • Они не осознают своего соответствия гендерным представлениям, стереотипам, не высказывают эмоционально-ценностного отношения, выражаемого по отношению к определённым гендерам;

  • Не всегда их поведение соответствует тем статусам, ролям, стереотипам, нормам, ценностям, которые характерны для фемининного гендера.















Заключение.

Процесс овладения социально-половой ролью в обществе протекает незаметно, постепенно и неуклонно. К 7 годам, дети достигают гендерной константности — понимания, что гендер постоянен и изменить его невозможно).

Ю. Алешина и А. Волович признают, что девочки тоже сталкиваются с проблемами в приобретении гендерных ролей. Проявления социализации и социальных условий в России ведут к тому, что мальчики и девочки развивают в себе черты полового поведения, которые противоречат основным традиционным стандартам половых ролей.

В своей работе мы ставили следующие задачи:

  • Проанализировать учебники литературы для 2 и 3 классов с точки зрения источников гендерной информации;

  • Составить список чтения книг, в котором будут равнозначно представлены герои как с маскулинными, так и фемининными характеристиками и поведением (т.е. мальчики и девочки, мужчины и женщины);

  • Подобрать методики и провести констатирующую и контрольную диагностику сформированности фемининного гендерного образа у девочек младшего школьного возраста.

Проведя анализ учебников второго и третьего класса, мы пришли к выводу, что содержание литературного чтения не учитывает гендерных особенностей девочек и характеризуется сексизмом по отношению к девочкам.

На констатирующем этапе исследования мы определили исходный уровень сформированности феменинного гендерного образа у девочек младшего школьного возраста. В результате анкетирования выяснилось, что у девочек 3 класса недостаточно сформировано представление о мужских и женских идеалах, сексуальном поведении своего и противоположного пола, они не осознают своего соответствия гендерным стереотипам, не высказывают эмоционально-ценностного отношения, не всегда их поведение соответствует тем статусам, ролям, стереотипам, нормам, ценностям, которые характерны для фемининного гендера.

Таким образом, нами был составлен список книг, в котором учитывалось следующее:

  • возрастные и гендерные особенности девочек младшего школьного возраста;

  • подбор произведений как с героями мальчиками, так и с героями девочками разными по характеру и гендерным особенностям;

  • подбор произведений, написанных писателями женщинами.

Далее мы планируем продолжить работу по внеклассному чтению в 4 классе, провести контрольную диагностику по сформированности фемининного гендерного образа у девочек и предоставить диагностический инструментарий.






















Приложение 1

Анализ учебника литературного чтения для 2 класса.






























Приложение 2

Анализ учебника литературного чтения для 3 класса.






























Приложение 3

Список книг для чтения на 2 класс.

  1. И. Носов. Остров Незнайки.

  2. Э. Успенский. Вниз по волшебной реке.

  3. В. Шульжик. Неуловимый Фунтик.

  4. А. Линдгрен. Малыш и Карлсон.

  5. А. Милн/Б. Заходер. Вини-Пух.

  6. Т. Александрова. Домовёнок Кузька.

  7. В. Губарев. Королевство кривых зеркал.

  8. А. Гайдар. Тимур и его команда.

  9. П. Бажов. Медной горы хозяйка.

Список книг для чтения на 3 класс.

  1. С. Прокофьева. Лоскутик и облако.

  2. В. Крапивин. Чоки-чок, или рыцарь прозрачного кота.

  3. А. Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок.

  4. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.

  5. Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.

  6. Л. Лагин. Старик Хоттабыч.

  7. Дж. Родари. Джольсомино в стране лжецов.

  8. А. Волков. Волшебник Изумрудного города.

  9. Д. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.

Список книг для чтения на 4 класс.

      1. М. Твен. Приключения Тома Сойера.

      2. В. Крапивин. Мальчик девочку искал.

      3. Л. Давыдычев. Страдания второгодника Ивана Семёнова.

      4. А. Алексин. Коля пишет Оле, Оля пишет Коле.

      5. В. Аксёнов. Мой дедушка – памятник.

      6. П. Трэверс. Мери Поппинс.

      7. Э. Успенский. Школа клоунов.

      8. Л. Кэрролл. Алиса в стране чудес.

      9. Ян Бжехва. Академия Пана Кляксы.

Анализ списка книг.

№ п/п, фамилия

входит в круг детского чтения

автор мужчина

автор женщина

главный герой - мальчик

главный герой - девочка

наличие героев - мужчин

наличие героев - женщин

отличие гл. героя от гендер. стереотипа

И. Носов. Остров Незнайки.

+

+


+





Э. Успенский. Вниз по волшебной реке.

+

+


+

+

+

+

+

В. Шульжик. Неуловимый Фунтик.

+

+




+



А. Линдгрен. Малыш и Карлсон.

+


+

+


+


+

А. Милн/Б. Заходер. Вини-Пух.

+

+


+





Т. Александрова. Домовёнок Кузька.

+


+


+


+


В. Губарев. Королевство кривых зеркал.

+

+


+

+


+

+

А. Гайдар. Тимур и его команда.

+

+


+

+

+

+

+

П. Бажов. Медной горы хозяйка.

+

+




+

+


С. Прокофьева. Лоскутик и облако.

+


+


+

+

+


В. Крапивин. Чоки-чок, или рыцарь прозрачного кота.

+

+


+

+

+

+

+

А. Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок.

+


+


+

+

+

+

Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.

+

+


+



+


Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.

+


+

+





Л. Лагин. Старик Хоттабыч.

+

+


+


+


+

Дж. Родари. Джольсомино в стране лжецов.

+

+


+




+

А. Волков. Волшебник Изумрудного города.

+

+



+

+



Д. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.

+

+



+

+

+


М. Твен. Приключения Тома Сойера.

+

+


+


+

+


В. Крапивин. Мальчик девочку искал.

+

+


+

+



+

Л. Давыдычев. Страдания второгодника Ивана Семёнова.

+

+


+





А. Алексин. Коля пишет Оле, Оля пишет Коле.

+

+


+

+



+

В. Аксёнов. Мой дедушка – памятник.

+

+


+


+



П. Трэверс. Мери Поппинс.

+


+




+


Э. Успенский. Школа клоунов.


+

+


+

+

+

+


Л. Кэрролл. Алиса в стране чудес.



+



+




Ян Бжехва. Академия Пана Кляксы.


+

+


+


+


+

Приложение 4

«Интервью полоролевой идентификации для 5 – 7 летнего возраста» А.А. Чекалина.

1. «Как тебя зовут? Твоё имя мужское или женское?»

2. «Ты мальчик или девочка?»

3. «Хочешь быть мальчиком (девочкой)? Почему не хочешь?»

4. «Когда вырастешь, будешь мамой или папой?»

5. «Когда вырастешь, будешь дядей или тётей?»

6. «В какие игры интереснее играть мальчикам? В какие – девочкам»

7. «Если бы волшебник мог превратить тебя в самого сильного или самого красивого, кем бы ты захотел стать, самым сильным или самым красивым»

8. «Если бы волшебник превратил тебя в мальчика (девочку), как бы ты стал себя вести? Что бы стала делать? В какие игры играть и т.д.?»

9. «На кого ты похож, на маму или на папу? На кого хочешь быть похожим? Почему?»

10. «Когда вы играете в «семью»

11. «Хочешь, чтобы воспитателем (учителем) в вашей группе (классе) был мужчина? Почему хочешь? Не хочешь?»

12. «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»

13. «Кто в твоей семье самый главный?»

14. «Кто в твоей семье самый главный?»

15. «Кто в твоей семье самый красивый?»

16. «С кем интереснее играть с мамой или с папой?»

17. «Кому интереснее помогать маме или папе?»

18. «Кто у вас в группе (классе) самый сильный?»

19. «Кто у вас в группе (классе) самый красивый?»

20. «С кем интереснее играть, с мальчиком или девочкой?»

21. «С кем интереснее дружить, с мальчиком или с девочкой?»




Приложение 5

02.09.2008, 2 класс Таблица №1

№ п/п, фамилия

мотивация к учебной деятельности (уровень)

мотивация к внеучебной деятельности (уровень)

саморегуляция

уровень самооценки

утомляемость

1. Авдеева

ув

с

в

а

с

2. Алимпиева

ув

в

с

в

н

3. Анашкина

ув

в

с

в

в

4. Анчутина

в

с

в

н

5. Аплетина

с

с

в

в

6. Бутовченко

в

с

в

в

7. Голынина

ус

в

с

в

в

8. Гришанова

с

с

а

с

9. Еланцева

ус

с

с

а

с

10. Костылева

ув

с

в

а

н

11. Первова

ув

в

в

а

н

12. Разгулина

с

н

в

в

13. Резник

с

с

в

с

14. Солодова

н

с

а

н

15. Сухих

ув

в

с

в

в

16. Терентьева

ус

с

н

а

с

17. Черноштанова

ув

в

в

а

с

18. Шахова

ув

в

в

а

с

19. Шутова

с

н

в

с

н – низкий с – средний в – высокий у – преобладание учебных мотивов + - положительная * нейтральная – – отрицательная а – адекватная в – завышенная н – заниженная





02.09.2008, 2 класс Таблица №2

№ п/п, фамилия

креативность, эвристичность, репродуктивность, систематичность

образность, эмоциональность, рациональность, понятийность

спонтанность, аккуратизм

воля, упорство, мягкотелость, переменчивость, нерешительность

1. Авдеева

р


а


2. Алимпиева

р

о

а

в

3. Анашкина

к

оэ

с

у

4. Анчутина

р


а

н

5. Аплетина

р

э


н

6. Бутовченко

р

э



7. Голынина

р

э



8. Гришанова

к

оэ

а


9. Еланцева

к

р



10. Костылева

р

о

а


11. Первова

р

э

а

ву

12. Разгулина

р




13. Резник

р




14. Солодова

р



н

15. Сухих

р

э



16. Терентьева

к

о

с


17. Черноштанова

р

Э!

с

пм

18. Шахова

р

оэ

а

ву

19. Шутова

р

э






02.09.2008, 2 класс Таблица №3

№ п/п, фамилия

общение с противоположным полом

общение в однородной группе

общение с учителями

лидерство, отверженный

1. Авдеева

адекватное

активное

сдержан


2. Алимпиева

адекватное

подавление, неактивное

+

л

3. Анашкина

стесняется, активное

гиперактивное

+

л

4. Анчутина

адекватное

неактивное

сдержан


5. Аплетина

сдержанное

активное

сдержан


6. Бутовченко

стесняется, активное

активное

сдержан

л

7. Голынина

повышенное

активное, агрессивное

сдержан

л

8. Гришанова

негативное

активное

сдержан


9. Еланцева

адекватное

активное

сдержан


10. Костылева

адекватное

неактивное

сдержан


11. Первова

адекватное

активное, агрессивное

неадекватно реагирует на замечания

л

12. Разгулина

адекватное

активное

+


13. Резник

неадекватное, интерес повышенный

активное

+


14. Солодова

адекватное

неактивное

сдержан


15. Сухих

адекватное

активное

+


16. Терентьева

адекватное

активное, агрессивное

+


17. Черноштанова

повышенное, интерес

активное, агрессивное

+


18. Шахова

адекватное

активное, агрессивное

+

л

19. Шутова

адекватное, интерес

гиперактивное

+

о



02.09.2009, 3 класс Таблица №4

№ п/п, фамилия

мотивация к учебной деятельности (уровень)

мотивация к внеучебной деятельности (уровень)

саморегуляция

уровень самооценки

утомляемость

1. Авдеева

у с

с

с

а

н

2. Алимпиева

у с

с

в

в

н

3. Анашкина

соц с

в

с

в

в

4. Анчутина

соц в

в

с

в

н

5. Аплетина

у с

н

с

в

в

6. Бутовченко

у с

с

с

в

с

7. Голынина

у с

н

с

в

в

8. Гришанова

у с

с

с

а

с

9. Еланцева

у с

в

с

а

с

10. Костылева

у с

с

с

а

с

11. Первова

соц в

с

с

а

н

12. Разгулина

соц с

н

с

в

в

13. Резник

у с

с

с

в

с

14. Солодова

у с

н

с

а

н

15. Сухих

соц в

в

с

в

в

16. Терентьева

у с

с

с

а

с

17. Черноштанова

у в

с

с

а

с

18. Шахова

у в

в

с

а

с

19. Шутова

у в

н

с

в

с

н – низкий с – средний в – высокий у – преобладание учебных мотивов + - положительная * нейтральная – – отрицательная а – адекватная в – завышенная н – заниженная






02.09.2009, 3 класс Таблица №5

№ п/п, фамилия

креативность, эвристичность, репродуктивность, систематичность

образность, эмоциональность, рациональность, понятийность

спонтанность, аккуратизм

воля, упорство, мягкотелость, переменчивость, нерешительность

1. Авдеева

р


а


2. Алимпиева

р с

п

а

в

3. Анашкина

к

о э

с

у

4. Анчутина

к р

о э

а

н

5. Аплетина

р

э


н

6. Бутовченко

к р

э

с

п

7. Голынина

р

э



8. Гришанова

к

о э

а


9. Еланцева

к р с

р о

а

у

10. Костылева

р

о

а


11. Первова

р

э

с а

в у п

12. Разгулина

р

р


в

13. Резник

р




14. Солодова

р

р п


у н

15. Сухих

р

э


в

16. Терентьева

к

о

с а


17. Черноштанова

р

Э!

с

п

18. Шахова

р

о э

а

в у

19. Шутова

р

э






02.09.2009, 3 класс Таблица №6

№ п/п, фамилия

общение с противоположным полом

общение в однородной группе

общение с учителями

лидерство, отверженный

1. Авдеева

адекватное

активное, управление

сдержан, закрыта, не проявляет интерес


2. Алимпиева

адекватное

активное

+

л

3. Анашкина

спокойное, активное

активное, соперничество, боится опозориться

+, активное, уважение

л

4. Анчутина

адекватное

активное

сдержан стеснительное


5. Аплетина

сдержанное

активное

+ сдержан


6. Бутовченко

стесняется, активное, неадекватное

активное, управление

сдержан, уважение, стесняется

л

7. Голынина

повышенное

активное, агрессивное, подавление

сдержан, высокий интерес к разговору взрослых

л

8. Гришанова

спокойное, негативное

активное

сдержан, оправдывается на замечания


9. Еланцева

адекватное

активное

+, адекватное


10. Костылева

адекватное

неактивное

сдержан


11. Первова

повышенное

активное, агрессивное, подавление

неадекватно реагирует на замечания (ворчит, психует)

л

12. Разгулина

адекватное

активное, организатор

+


13. Резник

активное

активное, управление

+ ябедничество


14. Солодова

адекватное, стеснительное

активное

сдержан, неохотное


15. Сухих

активное

активное, управление

+

л

16. Терентьева

адекватное

активное, агрессивное

+, боится замечаний


17. Черноштанова

повышенное, интерес, активное

активное, агрессивное

+, активное, при замечании отрицает всё, эмоциональное


18. Шахова

повышенное

активное, агрессивное, подавление, управление, соперничество

+, активное

л

19. Шутова

адекватное, интерес

активное

вызывающее

о, л

Приложение 6

Работы учащихся 3 класса девочек.






























Приложение 7

Викторины и сценарии игровых программ.

Игровая программа. П. Бажов. Хозяйка медной горы.

1. Покажи, как хозяйка превращается в ящерицу.

2. Нарисуй эту ящерицу.

3. Игра «Огневушка Поскакушка» (по кругу, как в ёлке не гори).

4. Пёрышки. Рисуем за минуту.

5. Что обозначают слова:

байка (сказка)

басенький (хорошенький)

всамделе (на самом деле)

забедно (завидно)

звосиять (сверкнуть)

6. Соотнеси героев одного сказа:

Хозяйка медной горы Степан

Танюшка Паротя

Катенька Данила

Синюшка Илья

Дарёнка Кокованя

Огневушка Федюнька

7. Серебряное копытце.

Разбить кубики кубиком.










Число _________ Фамилия ____________________

1 Что обозначают слова:

байка - _________________________________________________________

басенький -_____________________________________________________

всамделе -______________________________________________________

забедно -_______________________________________________________

звосиять -_______________________________________________________

2. Соотнеси героев одного сказа:

Хозяйка медной горы Паротя

Танюшка Степан

Катенька Илья

Синюшка Данила

Дарёнка Федюнька

Огневушка Кокованя

Число _________ Фамилия ____________________

1 Что обозначают слова:

байка - _________________________________________________________

басенький -_____________________________________________________

всамделе -______________________________________________________

забедно -_______________________________________________________

звосиять -_______________________________________________________

2. Соотнеси героев одного сказа:

Хозяйка медной горы Паротя

Танюшка Степан

Катенька Илья

Синюшка Данила

Дарёнка Федюнька

Огневушка Кокованя

3. Опиши Хозяйку медной горы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Игровая программа «Лоскутик и облако».

  1. В кого и во что превращалось облако (сколько слов, столько баллов):

Лоскутик, Лев, Лошадь, Слыш, Русалка, Часы, Занавеска, Борода, Путешественник, кошка, пчёлы, крокодил, жаба, нищий, тёмно-красный человек, голуби, Барбацуца, 11 белых пуделей и одна трёхногая дворняжка, курица, художник, змея, мышь, туман

  1. Портрет Облака.

3. У кого жила Лоскутик (сколько ответов, столько баллов):

Торговка пуховых перин, богатый мельник, торговка жареной печёнкой, трактирщик, лавочник Мельхиор.

4. Бурлящие фонтаны (наполнить рот водой и побурлить или трубочкой побурлить в стакане с водой).

5. Покупаем платье (примерка).

6. Поливаем картофельное поле (из ведра носим стаканом воду в таз – картофельное поле).

7. Тонкие калоши (надеть бахилы, добежать, снять).

8. Рисуем Облака за 1 минуту.
















Викторина Лоскутик и Облако.

  1. Кому принадлежала вода…королю

  2. Кто продавал воду…дядюшка Буль

  3. Как звали старого филина…Ночной философ

  4. Как звали стражников…Рыжий Громила, Рыжий Верзила

  5. Что охраняли стражники…колодец, заваленный камнями

  6. У кого жила Лоскутик…у Мельхиора

  7. Опишите Лоскутика…платье из лоскутков, нос лопаткой, густо посыпан веснушками, глаза голубые, рыжие косички торчат в разные стороны

  8. Какое блюдо любил король…манную кашу

  9. Кто лучше всех готовил эту кашу…Барбацуца

  10. Опишите Барбацуцу…тощая, длинная старуха, один глаз закрыт повязкой длинный нос, разбитые очки, из-под чепца торчали седые пучки волос

  11. Как Облако отвлекло Бульдогов…платок превратился в кошку

  12. Почему Барбацуца приняла Лоскутик за воровку…шатаешься по ночам у чужого дома, глаза горят, живот распевает песни от голода, хочешь удрать

  13. Почему Лоскутик худела, несмотря на то, что Барбацуца её откармливала…тосковала по Облаку

  14. Какую тайну открыла Жаба Облаку…каждую ночь, когда часы пробьют 3 раза, ручьи в королевском парке начинают бурлить, пруды выходят из берегов, фонтаны бьют до самого неба

  15. Как Облако выманило Барбацуцу из дома…прислало голубей

  16. Что было преступлением в этом государстве…дождь

  17. Как звали художника…Вермильон

  18. Как звали короля…Фонтанус первый

  19. Почему все придворные ходили в калошах…все полы во дворце были залиты водой

  20. Как выглядел королевский герб…золотое ведро и надпись вода принадлежит королю

  21. Почему часы были накрыты большим стеклянным колпаком…предохранить от сырости

  22. Как звали главного советника короля…Слыш

  23. Чем выдало себя облако…напилось из мраморной чаши, просило не засыпать колодец

  24. Чей был чёрный голубь…Сажи

  25. Почему облако превратилось в змею…обиделось на Лоскутика из-за Сажи

  26. Почему в королевстве был только один нищий…так повелел король

  27. Как Слышу удалось затащить Облако в карету…усомнился в том, умеет ли Облако играть в карты

  28. Что можно сделать с Облаком, чтобы его уничтожить…заморозить

  29. Почему жаба Розитта рассердилась на Облако…Облако напилось вина и плохо себя вело

  30. Кто выпил 72 бокала воды…Дубильщик кожи

  31. На чём путешествовало Облако по дворцу…на блюде с манноц кашей

  32. Как попалось Облако…доказывало, что знает сколько времени, накрыли колпаком

  33. Что король сделал с Облаком…заморозил

  34. Почему молоко скисло…из-за лимонов, которые Барбацуца выжала в бидоны с молоком

  35. Как Лоскутик нашла Облако в погребе…Облако было заморожено в облике часов, оно стонало

  36. Как звали маленького поварёнка, который рассказал про лимоны…Перецсоль

  37. Где лежал градусник, которым собирались померить температуру Облаку…в корзине с грязным бельём

  38. О чём нужно думать в старости…о возвышенном, а не о мухах, сказала лягушка

  39. Для чего нужна была смола Слышу…поджечь дом Барбацуцы

  40. Кто спас город от пожара…бабушка Облака

  41. Чем был разрушен дворец…молнией

  42. Что было спрятано в бесчисленных складках серого плаща тучи…радуга




Игровая программа. Лоскутик и облако.


№ п/п, фамилия

викторина

победитель викторины

победитель скорости чтения

читательский дневник

победитель читательского дневника

роспись

внешний вид

превращение Облака

портрет Облака

у кого жила Лоскутик

бурлящие фонтаны

покупаем платье

картофельное поле

тонкие калоши

облака за минуту

количество баллов

победитель игровой программы

1. Авдеева Мария


















2. Алимпиева Анастасия


















3. Анашкина Вероника


















4. Анчутина Виктория


















5. Аплетина Марина


















6. Бутовченко Галина


















7. Голынина Софья


















8. Гришанова Мария


















9. Еланцева Дарья


















10. Костылева Лера


















11. Первова Саша


















12. Разгулина Алёна


















13. Резник Анастасия


















14. Солодова Елена


















15. Сухих Анжелика


















16. Терентьева Катя


















17. Черноштанова Марина


















18. Шахова Настя


















19. Шутова Оксана


















20.



















Викторина. Рыцарь прозрачного кота.

  1. Кто проживал в баньке летом, как на даче…Ыхало

  2. Кто купил дом…Пеночкин Евгений Павлович

  3. Что коллекционировала тень кота Филарета…марки

  4. Где тень кота Филарета хранила марки…в незаметном кармане на животе

  5. Как звали учительницу Лёши…Леонковаллла Меркурьевна

  6. Особые приметы Лёши…веснушки на левой стороне лица, ямочка на правой, волосы золотистые

  7. Почему Ыхало не мог вылезти из шкафа…Лёша шкаф заколдовал

  8. Опишите Ыхоло…метровой высоты пузатый самовар, с футбольным мячом вместо чайника, в клочьях пыльной шерсти, пакли, паутины и всякого мусора, большие круглые зелёные глаза, широкий рот, без носа

  9. Кто Ыхало по происхождению…папа – самовар, мама – привидение

  10. Как мама отнеслась к знакомству с Ыхало…была в полном восторге

  11. Что из еды любит Ыхало…сладкое

  12. Кто такой Петруша…гном в часах

  13. Где Ыхало обитал при Ореста Марковиче…в чулане, рядом с мастерской в мансарде

  14. Как появилась тень кота Филарета…во время грозы

  15. Где кот набрал коллекцию марок…у коллекционеров брал тени марок

  16. Опишите дом…несколько просторных комнат, множество закутков, чуланчиков, переходов, лесенок, почти двухэтажный, второй этаж – это мансарда, там располагалась мастерская художника, часть крыши застеклённая, в мансарде были ещё две комнатки и несколько кладовок, над ступенями крыльца был навес из кружевного кованого железа, парадная дверь покрытадеревянным узором

  17. Что ела тень кота Филарета…тень сосиски, тень селёдки, тень от свежего окуня, например

  18. Кем хотела стать Даша…художником модельером

  19. Что такое тенескоп…прибор для разглядывания теней

  20. Как выглядела тень кота в тенескоп…серый красавец с тёмными полосками, пушистым хвостом, белыми усами, зелёными глазами

  21. Какая страна была на марке…Астралия

  22. Из чего сделан паровоз…4 берёзовых кругляка, 2 фанерных ящика, самовар, дощечка, ещё 2 брёвнышка, коленчатая труба

  23. Зачем Лёше ночью понадобилось садиться в поезд…купить мороженое для рыбы-луны

  24. Как Лёша понял, что его ночное приключение было по-настоящему…икринка, светящиеся коленки

  25. Что за капризное существо щекотало Лёшу всю ночь…буква а

  26. Откуда она взялась…из объявления в газете Вечерний Хребтовск, из слова Пароходная

  27. Где взяла тень кота тень марки с Астралией…на конверте со звуковым письмом

  28. Что такое патефон…проигрыватель старинной конструкции

  29. Что было на старинной пластинке…песенка про Астралию

  30. За что Лёша приклеил букву а в альбом…она заняла место в слове звонок и обидела букву о

  31. Что коллекционирует Евсей Федотыч…пробки от графинов

  32. Как звали Зайца – попутчика Лёши и Даши…Проша

  33. Кто первым встречал их на станции…собака

  34. Как звали собаку…Лилипут

  35. Как звали начальника станции…Бочкин

  36. Что привёз заяц Бочкину…бочку с квасом

  37. Кто живёт в лиловом лесу…людоед

  38. Как зовут астралийского мага и волшебника…Авдей Казимирович Белуга Гран-Палтус Куркурузо

  39. Какого цвета был Москвич, обрызгавший Лёшу и Дашу…оранжевый

  40. Чья пробка была целительной…китайского целителя Бун-Дун-Чуна

  41. Как Лёша назвал картину, на которой была нарисована девочка и её отражение в луже…Берёзка

  42. Где нашлось место для буквы а…на Лёшиной майке

  43. Как назывался пароход Бочкина…Отважный Орест

  44. Перечислите острова, которые попадались на пути парохода…Пуп однорукого Билли, Остров похитителя колдунов, Остров голодного рыцаря Бумбура

  45. Как звали великана-похитителя…Гаврила

  46. Как ребята назвали сынишку тёти Ихтилены…Лунчик Луняшкин

  47. Где поселился Лунчик…в баньке у Ыхало

  48. Что было изображено на печати Людоеда…череп со скрещенными вилкой и ножом

  49. Как звали Людоеда…Пурген Аграфенович Людоедов

  50. Как Лёша познакомился с Людоедом…пошёл не по той дороге, попал в лиловый лес, там его поймал в мешок Людоед

  51. Каким образом Ыхало собиралось полететь на луну…через дымоход при помощи щекотки

  52. Зачем Леша срочно понадобился Дону Куркурузо…слепить из глины корову

  53. Какой подарок сделал Куркурузо Лёше...подарил семимильные сапоги

  54. Имя столицы Астралии…Горнавер

  55. Для чего нужно было волшебство и корова…чтобы соединить столицу и её окрестности, снять блокаду

  56. Опишите, во что был одет кактусёнок, который встречал Лёшу…тесная кожаная куртка зелёного цвета, с узкими рукавами и шнуровкой, пышные полосатые штанишки из бархата, полосатые валики над рукавами с шипами, бетер, кружева на откидном воротнике и манжетах, чёрные лаковые башмачки с пряжками, Два пера на берете алое и лимонное, глаза светло-карие с жёлтыми искорками

  57. Как звали кактусёнка…Ростик (Ростислав)

  58. Как звали главного распорядителя…Его Етугоро

  59. Как звали королевского учителя…дон Рудо Изумрудо

  60. Как звали короля…Респектабло Первый

  61. Что рассмешило Лёшу, когда начался финальный бой…всадники были не на конях

  62. Почему нельзя на лошадях…давным давно на турнире ранили лошадь и Орест Редькин запретил калечить лошадей

  63. Что было на рыцарской эмблеме Лёши…тень кота Филарета

  64. На ком Лёша сражался…на Ыхало

  65. Что было на щите дона Сеяло..зубчатый зелёный дракон, вылезающий из бронзового кувшина

  66. Как играть в игру «Перекатибол»…как в футбол, но играют мягким, набитым травой мячом на пересечённой местности

  67. Как удалось освободить тень кота Филарета, зацепившегося за тень гвоздя…сделать короткое замыкание, чтобы тень гвоздя исчезла

  68. Как тень Филарета превратилась в кота…прыгнула от досады и грянулось об доски в баньке


























Игровая программа. Чоки чок или рыцарь прозрачного кота.


1. Мыльные пузыри, которые не лопаются (пускаем мыльные пузыри, кто больше выдует)

2. Назвать станции которые проезжали Лёша и Даша (Одинокий Шарманщик, Чьитоноги, Пристань)

3. Угадай тень

4. Назвать сказки с людоедами

5. Где находила место себе буква а (звонок, станция, Лёшина майка, клочок, корень квадратный из а, название страны Астралии)

6. Какое волшебство свершалось с помощью Чоки чок (сколько ответов, столько баллов)

7. Какие имена встречаются в сказке (министр финансов Монья ля Порт де моне, Яшка Божья коровка, лошадь Дромадера Дрёма, церемонимейстер туто рюмбокало, Филимон, Аугусто Негусто дон Сеял де Мамалыга, Флониэлла дальнополянская, Андрюша Вулканчик, Виття фон Люмпо Лампо де луччино и др.)

8. Бой на нарисованных конях и в шлемах

9. Нарисовать, как букву а перековали в заглавную














Игровая программа. Чоки чок или рыцарь прозрачного кота.

№ п/п, фамилия

викторина

победитель викторины

победитель скорости чтения

читательский дневник

победитель читательского дневника

рисунки в читательскои дневнике

победитель рисунков

роспись

внешний вид










количество баллов

победитель игровой программы

1. Авдеева Мария





















2. Алимпиева Анастасия





















3. Анашкина Вероника





















4. Анчутина Виктория





















5. Аплетина Марина





















6. Бутовченко Галина





















7. Голынина Софья





















8. Гришанова Мария





















9. Еланцева Дарья





















10. Костылева Лера





















11. Первова Саша





















12. Разгулина Алёна





















13. Резник Анастасия





















14. Солодова Елена





















15. Сухих Анжелика





















16. Терентьева Катя





















17. Черноштанова Марина





















18. Шахова Настя





















19. Шутова Оксана





















20.






















Игровая программа. Пеппи Длинныйчулок.

№ п/п, фамилия

викторина

победитель викторины

победитель скорости чтения

читательский дневник

победитель читательского дневника

рисунки в читательскои дневнике

победитель рисунков

роспись

внешний вид







количество баллов

победитель игровой программы

1. Авдеева Мария


















2. Алимпиева Анастасия


















3. Анашкина Вероника


















4. Анчутина Виктория


















5. Аплетина Марина


















6. Бутовченко Галина


















7. Голынина Софья


















8. Гришанова Мария


















9. Еланцева Дарья


















10. Костылева Лера


















11. Первова Саша


















12. Разгулина Алёна


















13. Резник Анастасия


















14. Солодова Елена


















15. Сухих Анжелика


















16. Терентьева Катя


















17. Черноштанова Марина


















18. Шахова Настя


















19. Шутова Оксана


















20.



















Викторина. Пеппи Длинныйчулок.

  1. В какой стране стала жить Пеппи…Швеция

  2. Кем был папа Пеппи…капитаном

  3. Как звали маленькую обезьянку, которую подарил папа…господин Нильсон

  4. Как назывался старый дом, в котором поселилась Пеппи… «Курица»

  5. Что взяла с собой Пеппи, отправляясь на виллу «Курица»…обезьянку и большой чемодан, набитый золотыми монетами

  6. В чём проявлялись странности Пеппи…очень сильная, могла поднять лошадь, любила лошадей

  7. Как зовут детей, живущих по соседству…Томми, Анника

  8. Опишите, как выглядела Пеппи…волосы цвета моркови, две тугие косички, нос картофелиной, веснушки, рот большой, синее платье с красными лоскутками, чулки разного цвета (чёрного и коричневого), огромные чёрные туфли, на плече маленькая обезьяна

  9. Как была одета обезьяна…синие брюки, жёлтая курточка, белая соломенная шляпа

  10. Почему Пеппи шла задом наперёд…не хотелось поворачиваться

  11. Как она объяснила то, что идёт задом наперёд…так ходят в Египте

  12. Как по её мнению ходят в Индии…на руках

  13. В какой стране по её мнению все врут…Бельгийское Конго

  14. Как ходят в Бразилии…намазав голову яйцами

  15. Как спят в Гватемале…ноги на подушку, голову под одеяло

  16. Как учатся в Аргентине…рождественские каникулы, через три дня пасхальные, потом летние, которые кончаются 1 ноября и снова 11 ноября рождественские каникулы, не задают уроки, едят конфеты вместо уроков, учительница подбирает конфетные бумажки и делает фантики

  17. Как выглядят жители Китая и что едят…большие уши, как перелина, питаются ласточкиными гнёздами

  18. В какой стране детям разрешают сидеть в лужах…

  19. В какой стране 6 уроков веселенья…в Австралии (через окно выходят во двор, забегают в класс, бегают по партам, потом дерутся)

  20. Кто живёт в Батавии…старик с красными глазами

  21. Чем накормила Пеппи гостей в первый раз…блином

  22. Что подарила Пеппи Томми и Аннике…кинжал с перламутровой ручкой и шкатулку с колечком

  23. Кто такой дилектор…тот, кто всегда и во всём наводит порядок

  24. Что нашла Пеппи на острове Борнео…искусственную ногу и подарила её одноногому старику

  25. Кого хотели подобрать дилекторы…спящего дядьку на траве

  26. Что ещё нашли дилекторы… консервную банку, катушку

  27. В какую игру играла Пеппи с полицейскими…салочки (догонялки)

  28. Почему Пеппи пошла в школу…из-за Рождественских каникул, которые бывают только у школьников

  29. Где однажды дети пили кофе с булочками…на дубе

  30. Где дети устроили тайник…в дупле дуба

  31. Как Пеппи мыла пол…привязала к ногам щётки и ездила по воде

  32. Где Пеппи научилась готовить…на корабле у кока

  33. Сколько стоили билеты в цирк…5 крон, три, одна крона

  34. Почему директор цирка хотел избавиться от Пеппи…вскочила на лошадь, ходила по канату, пошла бороться с силачом

  35. Сколько предлагали денег в аттракционе с силачом…100 крон

  36. Почему Пеппи дала ворам по золотой монете…они танцевали с ней твист и играли музыку на гребёнке с папиросной бумагой

  37. Опишите Пеппи, когда она пришла в гости…волосы распустила, губы накрасила алым мелком, брови намазала сажей, ногти раскрасила мелками, к туфлям приделала зелёные помпоны

  38. О ком рассказывала Пеппи в гостях…о домработнице Малин, которая работала у Пеппиной бабушки

  39. Как играть в сардины…накрыться ящиком

  40. Почему люди не сразу развязали верёвку, которой был обвязан спасённый мальчик…Пеппи завязала морской узел

  41. Как звали матроса, который учил Пеппи писать…Фридольф

  42. Кому Пеппи написала письмо…Томми и Аннике, приглашая их на День рождения

  43. Когда у Пеппи день рождения…в ноябре

  44. Что дети подарили Пеппи…музыкальный ящик

  45. А что подарила Пеппи своим друзьям…дудочку из слоновой кости, брошь в виде бабочки

  46. В какую игру играли дети на дне рождения… «не ступать на пол»

  47. Что захотела себе купить Пеппи и что купила…пианино, руку от манекена

  48. Сколько кг леденцов купила Пеппи…100, ещёпо 3 кг тянучек и карамелек

  49. Какие ещё покупки сделала Пеппи…пакеты, тачку, игрушки для ребят, лекарства

  50. Как лечат в Южной Африке…подвешивают вниз головой к лампе

  51. Кому написала Пеппи второе письмо…себе

  52. Почему Пеппи пошла в школу во второй раз…из-за похода

  53. Как класс добрался до Чудесного леса…верхом на лошади

  54. Во что играли на экскурсии…в «чудовище»

  55. Кем хочет быть Пеппи…морской разбойницей

  56. Почему Томми и Анника хотели идти на ярмарку с Пеппи, а не с мамой…с Пеппи всё получается интересней

  57. Что Пеппи купила друзьям на память о ярмарке…красный шёлковый платок и фуражку с козырьком, стеклянные колокольчики с циплятами из розового и белого сахара

  58. На каких лошадках катались ребята на карусели, на чёрной, белой, рыжей, господин Нильсон тоже на чёрной

  59. Какую драму смотрели ребята на ярмарке… «Убийство графини Авроры, или кто притаился в кустах»

  60. Что ещё делали на ярмарке…ходили в зверинец

  61. Почему Пеппи пришлось отрезать платье…порвала в схватке с тигром

  62. Кто такой Лабан…лодырь, которого все боялись

  63. Зачем в плавание взяли пустую бутылку…писать бутылочное письмо

  64. Как играть в кита…налить в рот воды, лечь на спину и пустить фонтан

  65. Почему Пеппи не стала ловить окуня…хотела поймать каракатицу

  66. Кто вернулся домой раньше: родители Томми и Анники или дети…родители

  67. Какого дорогого гостя дождалась Пеппи…папу Эфроима

  68. Почему негры выбрали папу королём…вырвал руками пальму

  69. По каким дням врёт своим подданным негритянский король…по субботам в награду за труды

  70. Как называется корабль папы…Попрыгунья

  71. Почему Пеппи решила уехать…стала негритянской принцессой

  72. Как играть в игру «Зеркала Джона»…один показывает, остальные повторяют

  73. Чем кончился праздник…фейерверком

  74. Почему Пеппи не поплыла с папой…не хотела, чтобы из-за неё плакали

  75. Что сделал папа на прощание…бросил чемодан с золотыми монетами дочке

  76. Что общего между Пеппи и спичкой, кто загадал такую загадку…важный господин, у обеих на голове пламя

  77. Почему господин хотел купить вили «Курицу»…чтобы выгнать оттуда детей

  78. Какая разница между лошадью и обезьянкой Пеппи…если обе подойдут к дубу и кто-то вскарабкается вверх, то внизу будет лошадь

  79. С кем разговаривала Пеппи в гостях у друзей…с тётей Лаурой

  80. Где Пеппи искала кукарямбу…в кондитерской, лавка скобяных товаров, магазин швейных принадлежностей, у доктора, на верхнем этаже

  81. Кем оказался кукарямба…жуком

  82. Какой новый вид спорта изобрела Пеппи…задавать друг другу вопросы

  83. Кто такая фрёкен Розенблюм…богатая старая дама, которая раздавала подарки самым послушным и прилежным и кормила супом самых худых и хилых

  84. От кого Пеппи пришло письмо…от папы

  85. Куда Пеппи отправилась на корабле с друзьями…в страну Веселию

  86. Где жили все веселяне…в крошечных уютных хижинах

  87. Как выглядел памятник капитану Эфроиму…камень с надписью

  88. Как выглядел трон негритянского короля…из бамбука и увит удивительными красными цветами

  89. Зачем нужен был трон Пеппи…чтобы играть

  90. Почему акула осталась без завтрака…Пеппи её подняла и забросила в море, т.к. акула укусила Томми

  91. Кто такие Джим и Бук…бандиты

  92. Чего не умеют делать белые дети…плеваться

  93. Чему научились Томми и Анника на острове…нырять и доставать жемчужины

  94. В чём Пеппи каталась по водопаду…в бочке

  95. Чему огорчились ребята, когда возвращались домой…пропустят рождество и подарки

  96. Почему Пеппи устроила для друзей рождество…дом отстал по времени, надо его отнести в часовую мастерскую

  97. Что подарила Пеппи друзьям…краски, зонтик

  98. Какое средство есть у Пеппи для тех, кто не хочет быть взрослыми…пилюли, похожие на горох



















Игровая программа. Пеппи Длинныйчулок.

1. Подними лошадь одним пальчиком (картонные)

2. За минуту нарисовать подковы.

3. Пронести обезьянку на плече, не уронив.

4. Игра в «Дилектора» (искать мелкие безделушки).

5. Собрать фантики, сколько фантиков, столько баллов.

6. Моем пол как Пеппи (проехать на щётке).

7. Нарисовать, как выглядела Пеппи, когда пришла в гости (раздать детям заготовки – лица Пеппи)

8. Собираемся на ярмарку, как Пеппи (наряжаемся во взрослые вещи).

9. Нарисовать дуб, на котором растёт лимонад.





















Список литературы.

    1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Издательство «Ось-89» 2003г.

    2. Бужигеева М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения//Педагогика. 2002 №8С. 29 – 35.

    3. Елена ЗДРАВОМЫСЛОВА, Екатерина ГЕРАСИМОВА, Наталья ТРОЯН. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: русские народные сказки. Феминистский журнал Преображение №6 1998

    4. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. – М.: «Ось-89» 2006г.




















49




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!