СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии » (на примере картографической грамотности).

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии » (на примере картографической грамотности).»

Выступление по теме:

«Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии » (на примере картографической грамотности). (слайд№1)

(слайд№2)

Цель:

Способствовать формированию естественнонаучной картины мира, методом формирования картографических умений и навыков для практического применения на уроках географии.

Задачи:

  1. Показать значение географической карты при формировании естественнонаучной грамотности на уроках географии в 5-10 классах, в условиях перехода на новые образовательные стандарты, как способа эффективного достижения цели обучения географии.,

  2. Рассмотреть основные формы работы с географической картой, способствующие развитию картографических умений и формированию естественнонаучной грамотности.,

  3. Охарактеризовать картографические задания, направленные на формирование учебных умений естественнонаучной грамотности.,

  4. Выделить роль карты в развитии самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии.

Вступление :

Семь чудес света знал древний мир: пирамиды египетских фараонов, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса в Олимпии, надгробный памятник царю Мавзолу в Галикарнасе, статую бога солнца Гелиоса на острове Родосе, Александрийский маяк. В наши дни список чудесных творений человека, конечно же, гораздо обширней, и возглавляют его, без сомнения, книга и карта.

А ведь знакомая с детства любому из нас – географическая карта - это начало географии, ее второй язык, экономное выражение географического текста, один из главных источников географической информации, объект изучения в школе, наглядное пособие по географии. Ни учебная география, ни научная не мыслятся без географической карты.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты, географическая карта приобретает еще более важное значение, выступая главенствующим инструментом изучения предмета «География», помогая наиболее эффективно достичь целей обучения географии.

Таким образом задача современного учителя географии -научить учащихся пользоваться географической картой и активно применять картографические знания, т.е сформировать картографическую грамотность на уроках. (слайд№3)

Карта - это «международный язык культурного сообщества людей», помогающий осваивать многомерное географическое пространство. Она содержит 99 % всех географических знаний, поэтому самым главным по окончании курса географии является умение учениками читать географическую карту. Также карта – является средством, с помощью которого осуществляется весь спектр работы с информацией: сбор – хранение - передача - обработка информации - получение нового информационного продукта.

Географическая карта представляет не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы представить как определенный информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий. Именно география формирует картографическую грамотность.

Картографическая грамотность – это готовность использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и в качестве международного языка общения. Она дает возможность грамотно планировать свои путешествия, использовать карты для создания маршрутов, уметь выстроить эффективный маршрут в незнакомой местности (быстро добраться из пункта А в пункт Б), договариваться о совместных маршрутах с гражданами различных государств, участвовать в создании общей картины мира, использовать GPS навигацию при автомобильном путешествии и т.д.

Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, и множество других средств помогают формировать знания географической карты и дают хорошие результаты на моих уроках. (слайд№4)

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу с ФГОС, особое место занимает интерактивная карта и использование космических снимков географических объектов. Их использование на уроках географии, направлено на повышение эффективности учебного процесса, на формирование естественнонаучной грамотности учащихся при изучении географии.  Работая с интерактивной картой, учитель имеет возможность создавать нестандартные наглядные образы карты, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке. Например, при знакомстве с Регионами России, ученики в "поиске" записывают: Самарская область, на карте появляется территория субъекта, иллюстративный и текстовой материал. (слайды №5-7)

Из своего опыта работы учителем географии в средней школе, хотелось бы рассказать о применении на уроках географии сервиса, который активизируют познавательную деятельность, вызывает у учащихся интерес к работе с картами. Google Maps -  сервис очень удобен в работе. (слайд№8)

Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт Google Maps существенно выше, чем у печатных. При работе с электронной картой Google Maps можно:

 -приближать участки земной поверхности для более детального рассмотрения,

- создавать рисунки, наносить надписи,

- на карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.,

- с помощью данных интерактивных карт, кучащиеся могут выполнять работу над проектами. (слайд№9)


Я считаю, что важно использовать современные информационные и коммуникационные технологии. Такими технологиями, являются системы ГИС (геоинформационные системы), которые  позволяют визуализировать (представить в виде цифровой карты) большие объёмы статистической информации, имеющей географическую привязку. Программы ГИС, позволяют создавать и редактировать карты всех масштабов, дешифрировать космические снимки, обрабатывать карты с последующей их обрисовкой.
На рынке предоставлен широкий спектр ГИС многие из них являются профессиональными и конечно слишком дороги для приобретения для школ, но на ряду с этим свободное программное обеспечение, одним из таких является применение геоинформационных сервисов Google, которые построены на использовании электронных карт и космоснимков: Google Maps и Google Earth. (слайд№8 и №10. )Данные сервисы позволяют не только просматривать космические снимки и карты, но и, активизируя дополнительные слои (природные явления: вид из космоса, глобальные проблемы и изучение окружающей среды и др.). Существенным преимуществом сервиса является возможность создания и редактирования собственного слоя не только одним учащимся, но и их группой, формируя при этом сообщество по типу «web 2.0».
(слайд№8)

Сервисы Google Earth и Google Maps дают поистине уникальную информацию о нашей планете. Он предоставляет данные о погодных условиях, состоянии океана, распределении исчезающих видов растений и животных по планете, позволяет следить за передвижением некоторых морских животных в океане. Кроме того, есть функции демонстрации ландшафтов Луны и Марса, режим просмотра снимков звездного неба – и это далеко не все возможности Google Earth. Так, при включении слоя «Погода» на фотокарте отразится состояние облачного слоя над нашей планетой в данный момент времени, температура воздуха, влажность, скорость ветра, давление в различных районах земного шара и даже прогноз погоды на будущие 10 дней. Все эти данные передаются со спутников и постоянно обновляются.
Слой «Океан» будет полезен при изучении Мирового океана. Этот слой даёт информацию о рельефе дна океана, давлении на уровне моря, скорости течений, отражает наивысшие высоты волн и т.д. Данные передаются с буёв, установленных в Мировом океане в акваториях США, Канады, Англии, Японии и некоторых других стран. Кроме того, в слое «Океан» представлены некоторые результаты национальных и международных проектов, проводимых под патронажем США. Это, например, «Проект по отслеживанию передвижения морских животных в океане», международный проект «Перепись морской жизни» и пр.
Слой «Земля в 3-х мерном пространстве» позволит учащимся совершить виртуальную экскурсию на уникальные природные объекты нашей планеты, увидеть результаты действия некоторых геологических процессов, происходящих на поверхности Земли. В объёме прорисованы высочайшая вершина мира гора Эверест, вулкан Везувий, Ключевская Сопка и др. Помимо природных объектов в 3D изображены выдающиеся произведения архитектуры, например, Эйфелева башня, небоскрёбы Нью-Йорка.
Слой «Галерея» включает подслои «360 Cities» (отражает панорамные снимки локальных объектов), «Красивые места планеты: вид из космоса», «Природные явления: вид из космоса», «Снимки Земли, сделанные астронавтами», «Огни городов Земли». Подслой «Огни городов Земли» поможет дать представление о расселении населения по земному шару, наблюдать агломерации крупных городов и мегаполисы. Раздел «Природные явления: вид из космоса» поможет наглядно продемонстрировать некоторые природные явления и раскрыть механизмы их возникновения.
Как особое природное явление, занимающее немаловажное значение в жизни человека, в отдельный раздел были вынесены землетрясения. При включении этого слоя, на карте пунсонами отображаются землетрясения силой более 1 балла. Выдаётся краткая информация о месте, магнитуде, дате и времени землетрясения. Ко всему, Google Earth отображает распространение вулканов по поверхности Земли с указанием их краткой характеристики. Благодаря этим слоям, ученик сможет выявить зоны сейсмической активности на планете.
При изучении глобальных экологических проблем большую помощь может оказать слой «Глобальные проблемы и изучение окружающей среды». Здесь предоставлены материалы крупных международных природоохранных и социальных проектов по сохранению исчезающих видов растений и животных, сбережению историко-архитектурных памятников. Отображаемая информация привязана к карте и даёт пространственное представление о глобальных проблемах человечества.
Функция «Просмотр исторических изображений» даёт возможность увидеть снимки, сделанные в различные временные промежутки (начиная с 2002 года), что позволяет выявить изменения, произошедшие в природных и городских ландшафтов во времени.
Для публикации своих научных разработок в Google Earth используется функция

«Создание собственного слоя», куда можно импортировать свои географические данные и просматривать их наряду с другими слоями. При публикации этого слой он может стать доступным для всех пользователей Google.
Конечно, сейчас нельзя полностью раскрыть весь потенциал сервисов Google, который я использую на уроках географии и при изучении географии своего края. Использование данных сервисов требует от учителя особой подготовки к проведению уроков, но это в свою очередь делает географию более наглядной и жизненной, дает возможность активно использовать интернет ресурсы.

Демонстрационные возможности географических информационных систем существенно выше, чем печатных карт. При работе с электронной картой можно: приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения; снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной; делать рисунки; работать с различными видами контурных карт; наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры, накладывать космические снимки и создавать трехмерные модели местности.

Для того чтобы полноценно использовать ГИС «ГУГЛ Планета Земля» на уроках, необходимо сначала освоить саму программу. Знакомство с ГИС «ГУГЛ Планета Земля» идет постепенно. На первых уроках ученик знакомится с интерфейсов программы, ключевыми кнопками, файлами, видами карт и космическими снимками. Первые задания даются для развития умений пользоваться программой и чаще всего они не связанны с самим курсом, который изучает ребенок. Только после того, как ученик может самостоятельно работать с ГИС «ГУГЛ Планета Земля», начинается ее применение при формировании картографической грамотности.

Урок географии невозможно представить без карты. Поэтому, применяя ГИС «ГУГЛ Планета Земля» на уроках, мы чаще всего используем электронные карты. Электронная карта состоит из слоев. Каждый слой содержит разную картографическую информацию. Физическая карта, например, включает следующие слои: рельеф суши и дна океана, реки и озера, названия водных объектов Земли.

Именно это позволяет сделать процесс обучения географии интересным и увлекательным, вовлечь учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Практика показывает, что самостоятельная поисковая деятельность учащихся на основе чтения и анализа, различных карт под грамотным руководством педагога дает гораздо лучший результат по формированию естественнонаучной грамотности на уроке географии, что отсутствует при традиционном объяснении темы учителем. (слайд№11)

А значит, не теряют актуальности слова А.А.Половинкина:

«География и географическая карта связаны между собой неразрывно. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что без карты нет и не может быть географии».

(слайд№12)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!