Просмотр содержимого документа
«Формирование естественно-научной грмамотности»
Формирование естественнонаучной грамотности через внеурочную деятельность
Для определения уровня сформированости естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:
- использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
- выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
- выявлять особенности естественнонаучного исследования;
- делать выводы на основе полученных данных;
- формулировать ответ в понятной для всех форме.
- уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
- уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;
- понимать методы научных исследований;
- выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
Методы для формирования естественнонаучной грамотности.
- Мини-исследования
- Мини-проекты
- Работа с текстом и понятиями
- Сбор информации
- Презентация по теме
- Наблюдения
Внеурочная деятельность
«Естественнонаучная грамотность
(практическая биология)»
- Ожидаемые результаты внеурочной деятельности.
- Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
- Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
- эстетического отношения к живым объектам.
- Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- Предметные результаты:
- 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- 2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
- 3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
- 4. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Лаборатория Левенгука
Практическая ботаника
Практическая биология
Практическая зоология
Биопрактикум
Лаборатория Левенгука
Практические и лабораторные работы:
- Устройство микроскопа
- Приготовление и рассматривание микропрепаратов
- Зарисовка биологических объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
- Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Лаборатория Левенгука
Приготовление и рассматривание микропрепаратов
Практическая ботаника
Практические и лабораторные работы:
- Морфологическое описание растений
- Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии (электронные определители)
- Изготовления гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
- Прорастание семян
- Создание каталога «Видовое разнообразие растений школьных клумб»
- Мини-проект «Редкие растения Республики Хакасия »
Практическая ботаника «Влияние воды и температуры на прорастание семян»
Рис.1 . Влияние воды на прорастание рис. 2. Влияние температуры на прорастание
семян семян
Практическая ботаника
Влияние глубины заделки семян на прорастание.
Практическая зоология
Практические и лабораторные работы:
- Работа по определению животных
- Составление пищевых цепочек
- Определение экологической группы животных по внешнему виду
- Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»
Проектно-исследовательская деятельность:
- Мини – исследование «Птицы на кормушке»
- Мини-роект «Красная книга животных РХ»
Развитие естественнонаучной грамотности в форме мини-проектов в рамках внеурочную деятельность
« Влияние газированных напитков на организм человека»
Рис.1 Анкета рис.2. Изучение состава напитков рис.3. Определение
РН среды напитков
рис.2. Изучение состава напитков
«Наш дом-ничего лишнего»
Основы здорового питания
«Берегите воду!»
«Хакасия родная»-изучение палеофлоры на г. Уйтаг
В результате внеурочной деятельности по биологии дети становятся ищущими, жаждущими знаний, творческими, настойчивыми. Они наверняка смогут в дальнейшей жизни применить полученные знания, умения и навыки, использовать их в разных ситуациях, выявить вопросы, на которые может ответить естествознание, сделать выводы на основе полученных данных, найти своё предназначение .
Спасибо за внимание