Формирование естественно-научной грамотности с помощью цифровых лабораторий
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Алексей Алексеевич Леонтьев
Образовательная система «Школа 2100», Педагогика здравого смысла/ под ред. А.А. Леонтьева, М.:Баласс, 2003, стр. 35
Естественно-научная грамотность -
это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
➢ научно объяснять явления;
➢ понимать основные особенности
естественно-научного исследования;
➢ интерпретировать данные и использовать
научные доказательства для получения выводов.
Функциональная грамотность обучающегося в современной школе характеризуется:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, использовать свои способности для его преобразования;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, самостоятельно конструировать алгоритмы осуществления основных видов деятельности;
- способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- элементарным уровнем рефлексивных качеств,
обеспечивающих стремление к дальнейшему образованию,
самообразованию и духовному развитию;
к прогнозированию своего будущего.
Проектно-исследовательская деятельность
- это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач.
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания .
Формы организации работы:
- Урок-исследование;
- Урок-лаборатория;
- Урок-защита исследовательских проектов;
- Урок изобретательства;
- Урок открытых мыслей и др.
« Один произведенный опыт намного дороже тысячи теорий, которые так и остались мыслями».
М.В. Ломоносов
Урок – практикум: «Изучение свойств почвы»
(8 класс)
Исследовательская работа: «Определение рН различных образцов средств бытовой химии.
Проект «Влияние абиотических факторов на свойства воды».
Проект «Лекарственные препараты или фитотерапия»
Проектная деятельность формирует умения:
Естественнонаучные:
1.Использовать естественно-научные знания для решения реальных жизненных задач.
2.Актуализировать знания, использовать их для принятия решения.
3.Использовать школьные знания для объяснения и прогнозирования явлений окружающего мира.
4.Представлять естественно-научную информацию в контексте решаемой задачи.
5.Умение объяснять (прогнозировать) природные и техногенные явления на основе разных моделей.
6. Использовать исследовательский метод (сбор, систематизация и анализ фактов, выдвижение гипотез, планирование и проведение эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка заключения, выводов) в нестандартных ситуациях.
Проектная деятельность формирует умения:
Информационные:
1.Находить точную информацию в однородных, однотипных текстах.
2.Находить точную информацию в составных, разнотипных текстах.
3.Находить достоверные сведения в разных типах информационных источников: графиках, диаграммах, картах, схемах, таблицах.
4.Синтезировать и сопоставлять информацию разнотипных источников, делать выводы, заключения и обобщения.
5.Использовать разные типы выявления информации: ознакомительный, поисковый, ориентировочный, формулировать информационно и доказательно насыщенное суждение, заключение, выводы.
Проектная деятельность формирует умения:
Общеучебные:
1.Решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта.
2.Решать задачу на основе межпредметного подхода с использованием комплексных подходов.
3.Удерживать взаимосвязь отдельных заданий задачи, использовать полученную информацию в одном задании для решения другого.
4.Переформулировать, дополнить условие задачи на основе реконструкции замысла и цели автора.
5.Использовать обоснованные приближения, упрощающие подходы,
нетрадиционные способы решения задачи.
6.Уметь давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.
Проектная деятельность формирует умения:
Общеучебные:
7.Уметь на основе точной информации из текста давать качественную
интерпретацию (делать выводы, заключение, обобщение, сравнение и др.).
8.Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать информацию, соединять их в общую и т.п.).
9.Уметь работать с разными типами текстов: бытовыми, научно-популярными, публицистическими и др.
10.Уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от схемы
к словесному описанию и, наоборот, от словесного описания к таблице и, наоборот, от карты к словесному описанию, таблице, схеме, диаграмме и, наоборот.
11.Уметь выделять неявную, скрытую дополнительную необходимую информацию из вопроса к поставленной задаче.
Формирование естественно-научной грамотности с помощью цифровых лабораторий