Доклад:
«Формирование экологического мышления на уроках географии».
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
В Конституции Российской Федерации обязанность граждан беречь природу и охранять ее богатства впервые приняла характер требования. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. Это чувство формируется в системе всех форм и методов воспитания и образования личности.
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов школьное географическое образование становится средством подготовки выпускника к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков. Оно призвано вооружить учащихся умениями пользоваться различными источниками географической информации, анализировать эту информацию, вести наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды.
В ФГОС прописаны личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые должны отражать:
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления,
- развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- формирование и развитие экологического мышления,
- умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
На уроках географии предусматривается формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Экологизация школьного курса географии дает возможность учителю показать причинно–следственные связи в системе «природа—человек—производство», ввести учеников в мир социальной экологии и геоэкологии; сделать обучение более занимательным; использовать проблемный метод обучения; показать возможность применения экологических знаний на практике; шире использовать накопленный краеведческий материал.
Её итогом должно быть формирование у школьников этического отношения к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма.
Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания.
Курс географии можно разбить на 3 этапа:
I - курс начальной географии, 5,6 классы - формирование культуры природопользования, усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы, формирование у школьников основных представлений о Земле как о единстве целого состоящего из отдельных частей – оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Основной вид деятельности – усвоение четко заданного образца.
II – география природы, 7-8 классы - формирование системы предметных знаний, навыков исследовательской деятельности по выявлению причинно-следственных связей. Развитие умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, (сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы). Преобладающий вид деятельности - систематический познавательный поиск по типу научного исследования.
III - природопользование и геоэкология – 9-10 классы. На данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций. Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу.
Основные виды деятельности школьников:
- усвоение четко заданного образца);
- игровая деятельность;
- учебно-поисковая деятельность (поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта) в ее основных разновидностях;
- систематический познавательный поиск по типу научного исследования;
- дискуссионная (диалоговая, коммуникативная) деятельность.
К формам организации экологического воспитания относят:
-урок как традиционная форма (и его разновидности: вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).
-специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).
-внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод,
эксперимент, решение экологических задач).
-факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.
-различные виды экскурсий.
Преподавание предмета немыслимо без проведения практических работ. Они позволяют:
осуществить индивидуальное, личностно-ориентированное обучение, поскольку учащиеся работают по одному или в малых группах, и учитель может общаться с каждым персонально;
реализовывать самостоятельное обучение: ребенок ищет ответ на поставленный вопрос, работает с литературой сам, собирая необходимые сведения;
освоить методы исследовательской деятельности при постановке учебных экспериментов, сборе информации и обработке результатов;
показать красоту природы, создать «точку удивления» и сформировать эстетическое отношение к природе.
Кроме реализации рабочих программ по предмету, активно используются внеурочные формы занятости детей.
Одной из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей является исследовательская деятельность. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, участвовать в научно–практических конференциях.
Использование экологического материала о своем родном крае позволит раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды, что послужит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам не только своего края, но и всей Земли в целом.
Основными компонентами экологического мышления должны стать: экологические знания, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.