СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование двигательных умений и навыков в процессе музыкальной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование двигательных умений и навыков в процессе музыкальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование двигательных умений и навыков в процессе музыкальной деятельности.»

Формирование двигательных умений и навыков в процессе музыкальной деятельности.

«Движение никогда не лжет.

Мы должны считать потерянным каждый день,

в котором мы не танцевали хотя бы раз».

Фридрих Ницше.


Двигательные умения — степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. При неоднократном повторении упражнений двигательные умения постепенно переходят в двигательный навык.

Двигательный навык — это степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью. На музыкальных занятиях движениям уделяется особое внимание.

Движение под музыку (музыкально – ритмические упражнения, игры, пляски) помогает разностороннему развитию детей. Оно развивает эмоциональность и образность восприятия музыки, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, чувство темпа, ритма.

Движения, органически связанные с музыкой, её характером, способствуют целостному её восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.

Для того чтобы музыкальная игра, пляска выполняли своё назначение в музыкальном воспитании, дети должны уметь владеть своим телом, координировать движения и пользоваться средствами двигательной выразительности (уметь исполнять различные движения и изменять их в зависимости от характера музыки, содержания игры).

Чем свободнее дети двигаются, чем больше у них запас освоенных движений, тем легче они отвечают движением на музыку, тем больше она их волнует и радует. Поэтому на музыкальных занятиях, параллельно с разучиванием игр и плясок систематически и разносторонне развиваем, и совершенствуем двигательную деятельность детей.

Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и пляски - это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки), являются средством выразительности.

Основные:

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;

бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки" и т.д.);

прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп — "лошадки", подскоки (4-й год жизни);

общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе игрового образа;

имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);

плясовые движения - простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, "выбрасывание" ног и др.

Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.


Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координаций движений рук и ног, лёгкости шага. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъёмом и благотворно влияет на физическое развитие детей.

Большинство музыкально-двигательных упражнений носит игровой характер, имеет конкретный образ, помогающий детям воспринимать музыку и выразительнее, более чётко выполнять движения.

Значительное место занимают упражнения, передающие воображаемые действия и изобразительные движения при выполнении которых развивается не только координация движений, но и зрительная память, наблюдательность, воображение (срывать цветы, полоскать платок).

Каждое упражнение имеет как двигательные, так и музыкальные задачи.

Музыкально - двигательные упражнения помогают:

формировать умение правильно, ритмично, выразительно исполнять движения, используемые в играх, плясках;

улучшать качество выполнения движений;

развивать умение непринуждённо выполнять движения;

воспитывать умение ориентироваться в пространстве, организованно двигаться в зале, не мешая друг другу, выполнять различные перестроения в играх и плясках, отражая в них характер и форму музыкального произведения.

Каждое упражнение помогает, c одной стороны, обучать детей разнообразным индивидуальным движениям, а с другой - совершенствовать умение двигаться, применяясь к действиям коллектива в определённом пространстве.

Многие упражнения вначале служат для разучивания того или иного движения, а затем усложняются.

1-й этап: Подражание детей образцу исполнения движений педагогом.

2-й этап: Развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции.

3-й этап: Творческое самовыражение.

В младшей группе дети приобретают двигательные навыки в процессе выполнения музыкально-игровых упражнений, музыкальных игр, плясок.

Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста требует учета индивидуальных типологических особенностей нервной системы, оказывающих влияние на темп их усвоения, приобретение двигательного опыта, уровня развития физических качеств и двигательных навыков. Эти показатели позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход при выборе методических приемов обучения, направленных на успешное овладение двигательными навыками каждым ребенком. Приобретённые элементарные двигательные навыки подготавливают детей к занятиям в последующих группах. Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.

У детей средней группы значительно более богатый двигательный и музыкальный опыт.

Им доступно уже вполне правильное, выразительное исполнение ряда движений; музыкальное восприятие их тоньше и точнее. Вместе с тем растёт их сознательное отношение к движениям, появляется желание делать их лучше, чётче, осваивать новые. В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения.

Дети старшей группы уже имеют хорошее двигательное развитие, значительный запас движений и более развитое музыкальное восприятие. Обычно движение их интересует, они любят над ним работать. Репертуар музыкальных игр и плясок становится всё разнообразнее и сложнее.

В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии дви­жений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений — из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народ­ная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Известно, что музыка является одним из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективным и действенным средством развития и воспитания детей. Музыка помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма. Чем лучше у ребенка развито чувство ритма, тем быстрее и легче он осваивает новые движения. Отсюда вытекает необходимость музыкального сопровождения ходьбы и бега, чтобы воспитатель имел возможность, не прерывая и не останавливая движения влиять на качество его исполнения.

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий, музыка же способствует выразительности движений.

В этом взаимодействии основные двигательные навыки занимают ведущее положение, а музыка становится своеобразным средством их выполнения. ритмические движения под музыкальное сопровождение выполняется легко и длительное время не вызывают утомления.

При подборе музыкального сопровождения необходимо учитывать соответствие ее выполняемым упражнениям.

При выполнении упражнений необходимо сочетать амплитуду, мышечное напряжение, характер исполнения с регистром звучания музыки.

Таким образом, роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова.

В отличие от ритмики, где ведущими являются задачи музыкального развития ребенка, в этом случае на первый план выступают задачи физического воспитания: охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков.

В то же время эффективность физических упражнений под музыку, их значение для полноценного развития детей во многом определяются органической связью музыки и движений. Яркие, динамичные художественные музыкальные произведения, соответствующие характеру и содержанию физических упражнений, способствуют физическому совершенствованию ребенка, выработке красивой осанки, правильной координации движений и формированию двигательных навыков.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполне­ния, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зри­мым, ощутимым течение времени.

Музыка и движение – это средства, которые благотворно, выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления.

Кроме развития музыкальности, развития творческих способностей, творческого воображения и фантазии, потребности самовыражения в движении под музыку в процессе музыкально-ритмической деятельности происходит развитие двигательных качеств и умений:

  • развитие ловкости, точности, координации движений;

  • развитие гибкости и пластичности;

  • воспитание выносливости, развитие силы;

  • формирование правильной осанки, красивой походки;

  • развитие умения ориентироваться в пространстве;

  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебная программа дошкольного образования/ Министерство образования Республика Беларусь. – Мн.: НИО: Аверсэв, 2019. -479с.

2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста / А. И. Буренина. – СПб: ЛОИРО, 2000.

3. Мустафаева, З. И. Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста / З. И. Мустафаева, Э. М. Куртипова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6881/ (дата обращения: 16.01.2021).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!