СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся начальных классов на уроках по курсу ОРКСЭ и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья описывает формы работы учителя начальных классов по формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся в урочное и внеурочное время

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся начальных классов на уроках по курсу ОРКСЭ и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся начальных классов на уроках по курсу ОРКСЭ и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС начального общего образования


А.Ф. Еропкина

Формирование духовно-нравственных ценностей является первостепенной задачей государственной образовательной политики в условиях введения феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основе ФГОС общего образования второго поколения лежит представление об образовании именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к базовым ценностям отечественной и мировой культуры, формирование гражданской идентичности. Одним из направлений модернизации содержания образования является реализация аксиологического (ценностного) подхода в образовании и воспитании учащихся.

Ценностные ориен­тации формируются в течение всей жизни, однако, наиболее важным для их развития является возраст 6-12 лет, в котором скла­дываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и места чело­века в нем. Понятие ценности имеет несколько значений.

Во-первых, ценности — это ре­альные предметы и явления, важные для культуры, духовной жизни общества и че­ловека. Все многообразие природных объектов и предметов человеческой дея­тельности может выступать в качестве предметных ценностей как объектов цен­ностного отношения, т.е. оцениваться с по­зиций значимости, полезности, необхо­димости.

Во-вторых, ценности характе­ризуются как мотивационные структуры личности, т.е. личностные ценности — представления о совершенстве в различ­ных сферах жизни, а также оценки и уста­новки, являющиеся ориентирами деятель­ности.

Ценностные ориентиры  образования как ведущей социальной деятельности общества, обеспечивающей в контексте реализации стандартов нового поколения гармонию общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности в процессе становления человека составляют:

  • Совокупность программ по формированию гражданской идентичности,

  • Совокупность программ по формированию этнической идентичности

  • Совокупность программ по формированию общечеловеческой идентичности

Идеей формирования национального самосознания пронизаны ФГОС второго поколения, которые реализуются в начальной школе. На основании ФГОС разработана основная образовательная Програм­ма начального общего образования. Фундаментальным ядром в ней является Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников, спроек­тированная на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспита­ния личности гражданина России, разработанной члена­ми Российской академии образования. Стандарт предусматривает наличие в образовательном плане особой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на реализацию данной предметной области.

«Основы православной культуры» – это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным.

В конце учебного года родители третьеклассников приглашаются на родительское собрание, на тему: «Духовно-нравственное воспитание учащихся. Введение нового курса «Основы религиозных культур и светской этики», где учителя начальных классов рассказывают им о новом учебном предмете. Родители заполняют анкету:

  1. Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

  2. В чём вы видите положительное значение введения курса?

  3. Какой модуль курса Вы выбрали для своего ребёнка?

В нашем учебном заведении в рамках курса ОРКСЭ учащиеся и их родители в течение трёх лет выбирают для изучения модуль «Основы православной культуры» (100%).

Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. В процессе изучения курса учащиеся выполняют творческие проекты на основе изученного материала. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. На данном этапе обучения мои учащиеся работают над коллективным творческим проектом: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». Цель данного проекта: «Изучение культуры народов России». В ходе работы над проектом дети узнали, какие народы проживают на территории России, как интересна и самобытна культура каждого народа, какие есть традиции у людей различных национальностей. Дети работают в группах, учатся находить интересную информацию из различных источников, привлекли своих родителей к поиску информации. Я уверена, что такая совместная деятельность позволит воспитать уважение к различным культурам не только у детей, но и переосмыслить свои взгляды родителям, что не менее важно, т.к. большинство проблем в воспитании детей приходит к нам именно из семьи.

Уроки ОРКСЭ провожу в различных формах:

  • в классе с учителем;

  • в классе с приглашением священника;

  • в библиотеке им. С.Я. Маршака;

  • в школьной библиотеке;

  • в Храме.

Учащиеся активно принимают участие в олимпиаде по Основам православной культуры. Ежегодно количество участников школьного тура увеличивается. И нам приятно осознавать, что всё больше детей и их родителей проявляют желание принимать участие в мероприятиях православной направленности.

Внеурочная деятельность учащихся по курсу ОРКСЭ является логическим продолжением урочной деятельности и реализуется в воспитательном процессе также активно, как и в образовательном процессе. Невозможно провести грань между урочной, внеурочной и внеклассной деятельностью, так как процесс воспитания нравственных качеств личности является непрерывным и интегрирует в себе все виды деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время.

Важным компонентом нормативно-методического обеспечения образовательного стандарта нового поколения является Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» (ст.14, пункт 5; ст.32, пункт 7), образовательное учреждение самостоятельно утверждает и реализует образовательную программу.

В начальной школе МАОУ СОШ №24 реализуется программа духовно-нравственного воспитания учащихся «Азбука нравственности». Программа была предложена на обсуждение учителям и рассмотрена и утверждена решением педагогического совета школы. Программа реализуется в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Система работы классных руководителей начальных классов по духовно-нравственному воспитанию представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, Русской Православной Церковью, учреждениями дополнительного образования, культуры, Центральной городской библиотекой имени С.Я. Маршака. Программа «Азбука нравственности» была представлена на конкурс «За нравственный подвиг учителя 2012» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания молодёжи» и заняла 2 место в области (Приказ от 05.07.2012 №1954 Комитета образования администрации Тамбовской области).

В данной конкурсной работе представлен опыт методического объединения классных руководителей начальных классов по программе духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «Азбука нравственности».

Структура программы включает в себя восемь разделов:

  1. Историческая справка.

  2. Актуальность возникновения программы.

  3. Цель и задачи программы.

  4. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.

  5. Механизм реализации программы.

  6. Нормативно – правовая база программы.

  7. Мероприятия по реализации программы.

  8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

В соответствии с основными направлениями Программы, я разработала план работы по духовно-нравственному воспитанию на 4 года обучения. Вся работа строится в соответствии с задачами духовно-нравственного воспитания учащихся:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

Данные задачи определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России исходя из Новой цели образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, укоренного в духовных и культурных традициях (в истории и культуре) многонационального народа Российской Федерации.

Механизмом реализации поставленных целей является системно – деятельностный, аксиологический (ценностный) и развивающий подходы к организации воспитательного процесса, где проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития каждого учащегося, формируется образ жизни коллектива, его психологический климат.

Системно – деятельностный подход выступает методологической основой образовательной программы начального общего образования, позволяет осмыслить процессы воспитания и социализации в структурно-методологическом плане.

Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни и всех субъектов образовательного процесса, утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей.

Сегодня перед российским обществом стоит задача формирования нравственных качеств личности с акцентом на участии в общественных делах, освоении прав и свобод гражданина. Воспитание духовности школьников должно опираться на предоставление широких возможностей проявления социальной активности школьников в соответствии с ценностными ориентациями, идеалами, интересами и другими мотивами, присущими разным возрастам. Конечно же, в младшем школьном возрасте, ещё рано говорить о сформированности нравственных качеств личности. Мы можем только заложить основу для дальнейшего развития этого процесса. Именно младший школьный возраст является наиболее благодатным для восприятия всего доброго, светлого, чистого. Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. У детей формируется положительный взгляд на мир с помощью грамотного руководства этим процессом со стороны педагога. Поэтому именно на учителя начальных классов возложена большая ответственность в плане зарождения маленького гражданина.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся использую следующие формы работы: классные часы («Символы России», «Ими гордится наш город», «Что значит быть настоящим человеком», «Твори добро», «Во имя мира на земле», «Добро и зло», , «Будь толерантным», «Храмы Тамбовщины», «О родных и близких с любовью», «Вербное воскресенье»; часы общения: («Что такое хорошо, что такое плохо»,«Друзья познаются в беде»,«Моя семья», «Моя малая родина»,«Народные приметы»;

Совместные мероприятия со священнослужителем Глебом Кучновым в библиотеке С.Я.Маршака («Человек и Бог в православии», «Православная молитва в русской поэзии», «Дорога к Храму», «Православные периодические издания для детей», «Встречи накануне Рождества», «Пасха»)

К воспитательной работе с детьми активно привлекаются родители учащихся. Ведь только совместная работа школы и семьи может обеспечить получение высоких результатов. Семейные духовно-нравственные ценности личности представляют собой гуманистические духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве высшей человеческой ценности, эталона и идеала для всех людей. Они являются базовой основой создания семьи как социального института, обеспечивающего воспроизводство, воспитание и социализацию детей, формирование семьянина, гражданина правового, демократического инновационного общества. Успешное формирование семейных духовно-нравственных ценностей может осуществляться более эффективно в условиях тесного взаимодействия семьи и школы. В нашей школе родители учащихся принимают самое активное участие во всех внеклассных мероприятиях, помогают педагогам школы в организации экскурсий, праздников, принимают вместе с детьми участие в творческих конкурсах.

Система духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, созданная в школе, не смогла бы существовать без помощи наших социальных партнёров. «Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. 29 мая 2013 года МАОУ СОШ №24 заключила договор о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности, духовно-нравственного и  патриотического воспитания с приходом Свято – Троицкого храма Тамбовской епархии Русской Православной Церкви основываясь на принципах:

— государственной политики в области свободы совести и свободы вероисповедании;

— наиболее полного использования воспитательных возможностей  МАОУ СОШ №24, подписавшей настоящий Договор, и Тамбовской епархией Русской Православной Церкви.

Предметом Договора является сотрудничество Сторон по духовно-нравственному воспитанию детей и формированию высоких моральных и национально значимых ценностей, повышению качества гуманитарного базового образования и региональных курсов, успешной социализации школьников по средствам православной культуры, обмену информацией, взаимодействию в учебно-методических вопросах, анализу и обобщению опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания.

Роль учителя начальных классов в формировании духовно-нравственных ценностей личности обучающегося, развитии его творческих способностей неоспорима. Именно учитель несет ответственность за целевую воспитательную работу в классном коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!