СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовно-нравственных отношений и чувство сопричастности к своей малой Родине

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация посвящается воспитанию экологической культуры, любви своей малой Родине у учащихся среднего школьного возраста. Вашему вниманию  предложены разнообразные формы работы   для внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно-нравственных отношений и чувство сопричастности к своей малой Родине»

Тема эксперимента «Формирование духовно-нравственных отношений и чувство сопричастности к своей малой Родине»

Автор: Фахриева Г.Г., учитель географии

МБОУ «СОШ №8» г. Нижнекамска.


«Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем глубже знаю»

Юрий Ефремов.

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Стихийное, неконтролируемое мощное воздействие современного человека на окружающую среду может в силу ее загрязнения и деградации поставить под угрозу не только здоровье, но и существование человечества. Созревает проблема охраны окружающей среды.

В проблеме охраны окружающей среды разграничивают две взаимозависимые стороны:

1) мероприятия, связанные с сохранением экологического равновесия в природе и рациональным природопользованием;

2) мероприятия, связанные с оптимизацией среды обитания человека и сохранением его здоровья.

Поэтому проблема охраны окружающей среды является комплексной, общенаучной, над решением которой трудятся специалисты многих профилей: экономисты, инженеры, биологи, географы и многие другие. Но этого недостаточно. Охрана окружающей среды возможна лишь тогда, когда каждый человек осознает важность данного мероприятия. Другими словами, каждый человек должен иметь экологическое воспитание. И одним из пяти основных направлений, по которым Россия должна выходить из экологического кризиса, является – гармонизация экологического мышления (эколого-просветительское направление).

Экологическое воспитание человека начинается в школе. В Интернете можно найти огромное количество материалов о воспитании бережного отношения к природе на уроках географии. Но беречь хочется то, что ты любишь. А любви к природе легче воспитывать в самой природе.

Хочу поделиться опытом, какую работу по экологическому воспитанию проводила с детьми во время экскурсий и туристско-краеведческих занятий. Эта разносторонняя работа включает в себя несколько направлений.

  1. Изучение растений и животных родного края. Используя специальную литературу, учащиеся составляют списки растений: «Деревья и кустарники», «Травы», «Съедобные и несъедобные грибы». Во время экскурсий собирают гербарий, сушат, делают описание этих растений. Для изучения птиц хорошим источником служит коллекция «Птицы Корабельной рощи» Комплексного городского музея г. Нижнекамска, где представлено 135 великолепно выполненных чучел, поражающих воображение своей достоверностью и выразительностью образов. Отдельно изучаются растения и животные, занесенные в «Красную книгу» Татарстана и России. Полученные знания закрепляются в игровой форме во время викторин, турниров, а также в краеведческих олимпиадах.

  2. Изучение водоемов. Во время экскурсий с учащимися можно провести небольшие исследования. Мы изучали протоку реки Камы. Используя самодельные приборы, учащиеся измеряли скорость течения реки, прозрачность воды, ее глубину, ширину, составили профиль поперечного сечения реки. Результатом такой работы является оформление отчета по экскурсии. Также учащиеся познакомились способами благоустройства родников.

  3. Изучение почвы. Чтобы не нарушить почвенный слой, для изучения почвы выбирали обрыв или берег реки. Предварительно очистив склон, учащиеся изучали каждый слой, определяли тип почвы и её свойства. Опираясь на полученные теоретические знания по географии, они определяли плодородие почвы. Далее учащиеся вспоминали разрушающие почву факторы и предлагали пути решения проблемы. Изучение почвы имеет практическое значение. Большинство семей учащихся нашей школы имеют свой огород. Детям интересно знать, какие почвы у них распространены, как можно повысить её плодородие, какие культуры лучше выращивать.

  4. Воспитание культуры поведения в природе. При подготовке к туристско-краеведческому слету кроме туристских навыков, необходимо детям прививать ещё правила поведения в природе. Я организую специальные экскурсии для проведения мастер-классов по подготовке бивака. Показываю и рассказываю детям, как правильно копать место для костра, какие дрова приготовить для костра, как правильно утилизировать мусор, ставить палатку и как убрать за собой бивак. При этом учащиеся запоминают правила поведения в природе и используют не только во время туристско-краеведческого слета, но и во время семейных вылазок в природу.

  5. Уход за территорией школы. В нашей школе за каждым классом закреплена своя территория. Учащиеся сажают цветы, ухаживают за ними, содержат в чистоте и порядке свою территорию. Осенью собирают семена, весной помогают учителям выращивать рассаду. Красота, созданная своими руками, не только радует глаз, но и воспитывает гордость за свою школу, за свой труд.

Как видите, способов общения с природой, изучения окружающей среды много. Занятия под открытым небом помогают лучше усваивать полученную на уроках информацию, прививают практические навыки, воспитывают любовь к окружающей среде. Окружающая среда – это дело каждого из нас, развитие – это тоже дело каждого из нас. Чтобы развитие общества не повредило окружающей среде, каждый человек должен быть экологически грамотным.


Список литературы

  1. https://ecology-education.ru/index.php?action=list_category&id=332

  2. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. - 637.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!