СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности учащихся на уроках начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение: путь к успеху

Как объясняется само понятие - процесс чтения?

Советский психолог и врач невропатолог, один из основателей нейропсихологии, доктор педагогических наук, доктор медицинских наук Александр Романович Лурия, описывая динамическую структуру процесса чтения, говорил, что в отличие от письма, когда процесс идет от мысли к звуковому анализу слова, а затем к написанию слов буквами, при чтении процесс имеет обратное направление: мы видим и анализируем буквы, прочитываем и понимаем слова, предложения и тексты.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности учащихся на уроках начальной школы.»

Формирование читательской грамотности учащихся на уроках начальной школы.

Чтение: путь к успеху

Как объясняется само понятие - процесс чтения?

Советский психолог и врач невропатолог, один из основателей нейропсихологии, доктор педагогических наук, доктор медицинских наук Александр Романович Лурия, описывая динамическую структуру процесса чтения, говорил, что в отличие от письма, когда процесс идет от мысли к звуковому анализу слова, а затем к написанию слов буквами, при чтении процесс имеет обратное направление: мы видим и анализируем буквы, прочитываем и понимаем слова, предложения и тексты.

Если на начальных этапах чтение представляет собой развернутую деятельность по анализу букв, а затем слов и предложений, то на дальнейших этапах оно превращается в свернутый, высокоавтоматизированный процесс, где мы не заостряем внимание на звуковой анализ и синтез слов, а с легкостью узнаем значение написанных слов, а иногда и целых фраз.

Чтобы чтение превратилось в автоматизированный процесс, надо четко и грамотно пройти все начальные этапы обучения: умение дифференцировать буквы при высокой степени контроля; умение правильно объединить буквы в целые слова, при высокой степени контроля; умение понимать смысл слов, предложений и текстов без фиксированного контроля отдельных действий.

Что же мешает ученикам младших классов овладеть начальными этапами чтения? В соответствии с исследованиями, затруднения ученика на начальном этапе овладения школьными дисциплинами (в том числе чтением) могут быть вызваны недостаточной сформированностью у него таких высших психических функций и их составляющих, как воображение, произвольная регуляция, образное, речевое и логическое мышление, мотивационный компонент и пространственные представления.

Дети, неуспевающие по чтению, в дошкольный период меньше играли со сверстниками вне дома, меньше времени занимались настольными играми, чем успевающие школьники.

Для детей указанной группы характерны затруднения в понимании смысла текста и при пересказе произведений, что, естественно, негативно влияет на отношение к чтению.

Все высшие психические функции формируются в процессе познания ребенком окружающего мира, в том числе и в процессе ведущей деятельности дошкольного и младшего школьного возраста – игре [Выготский, 1996; Эльконин, 1978, 1989; Давыдов, 1986; Рубинштейн, 1999, Глозман, 2006; Лубовский, 2006].

Путь читателя от знакомства с первой буквой до глобального чтения выглядит так:

1. Умение дифференцировать буквы.

2. Умение правильно читать слова.

3. Понимание смысла слов.

4. Понимание смысла предложений.

5. Понимание общего содержания текста.

6. Умение находить главную мысль текста.

7. Умение пересказать содержание.

8. Эмоциональная оценка содержания и формы.



Ну и перейдем непосредственно к читательской грамотности. Это базовый навык функциональной грамотности младших школьников. Это умение понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения задач, в том числе своих жизненных задач.

Для того, чтобы опереться на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения:

- 1 класс- учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного

- 2 класс- учимся работать с текстом- пересказ, деление текста на части, составление плана, выделение опорных героев и их характеристика

- 3-4 классы- учимся находить информацию, давать оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль, прогнозировать содержание.

Формируется читательская грамотность на любом уроке, не только на литературном чтении, как базовом в принципе для такой цели.

Не буду акцентировать внимание на стандартных упражнениях, заданиях, в рамках рабочей программы по предмету.

Остановлюсь на использовании игровых методов коррекции, с целью форсирования необходимых психических функций. Интеграция стандартного урока с занятием в игровой форме компенсирует недостающие звенья психического развития детей, при максимальном использовании возможностей самого механизма игрового воздействия: игры по ролям, смена ролей, соревнование участников, действия по правилам.

Комплекс упражнений и игр

  1. «Запрещенное слово» - игра на развитие вербального внимания, от 7 лет. Можно использовать мяч, либо любую канцелярскую принадлежность.

Выбирается «запрещенное слово», это может быть какой- либо цвет (например, «красный») или качество (например, «маленький»), и перекодируется в какое- либо другое слово, например, «стоп» или «абракадабра».

Затем педагог задает вопрос и бросает мяч (либо вручает канцелярскую принадлежность) игроку. Игрок должен повторить вопрос и ответить на него. Если в ответе есть «запрещенное слово», то вместо этого слова надо говорить условленное слово.

Пример: «Запрещенное слово»- «красный», условленное слово «абракадабра».

Педагог: Ромашка белая, а роза – какая?

Игрок: Ромашка белая, а роза – АБРАКАДАБРА»

Или: «запрещенное слово»- «маленький», условленное слово «стоп»

Педагог: Слон большой, а мышка и лягушка?

Игрок: Слон большой, а мышка- СТОП! и лягушка- СТОП!

  1. «Рисуем… рассказ!» Игра на развитие образного мышления: умения вначале слушать и представлять прочитанное при одновременной зарисовке, а в дальнейшем – самостоятельно прочитывать и рисовать то, о чем прочитал. От 7 лет.

Текст может быть любым... «Показался лес. Каштаны уже развесили зеленые тряпочки,- новые, еще сморщенные листочки. Вдали забелела стайка берез. Мы обогнули зеленую полянку и пошли к голубой воде».



  1. Пособие «Частослов». Для успешного формирования читательской грамотности, необходима отработка автоматизации чтения, навыков техники чтения, ритма чтения.

В пособии подобраны 1000 наиболее часто встречающихся слов, в том числе с трудными буквосочетаниями. Читаем по горизонтали либо по вертикали. Прочитывая строки и столбцы, ребенок отрабатывает необходимые навыки техники, скорости, ритма, чтение идет намного легче. Соответственно, ребенок понимает текст лучше.

























  1. Чтение текста с картинкой, заменяющей ключевое слово в предложении. Это могут быть сказки, рассказы о школьной жизни, о домашних животных, и прочие. Прочитывая, ребенок вдумывается в смысл всего текста. Нужно не только вспомнить название картинки, но и произнести слово в нужном роде, числе, падеже. То есть, это осмысленное чтение, которого мы формируем.

















  1. Пособия для детей с особыми потребностями. Автор пособий Наталья Коняхина (г. Обнинск). Отлично подходят для развития осознанного чтения, домысливания, перефразирования, фантазирования, формулирования ответа на вопрос.



В завершение моего сообщения хотелось бы сказать следующее: заставить любить читать безумно трудно, практически невозможно. А вот сформировать интерес к чтению- вполне выполнимо!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!