Выступление на МО учителей начальных классов
Формирование читательской грамотности первоклассников, как основы функциональной грамотности.
Учитель начальных классов МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко», Иванченко О.В.
Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.
Функциональная грамотность формируется через читательскую грамотность. Читательская грамотность-это вдумчивое чтение, понимание чувств героев произведений , рассуждение о том, чему могут научить сказки и рассказы.
Примеры заданий по формированию функциональной грамотности первоклассников через читательскую
дать оценку информации
прочесть
Смысловое чтение ставит задачи
откликнуться на содержание
13
Навык смыслового чтения
Включает в себя:
- Умение осмысливать цели чтения (для чего?);
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?);
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение воспринимать тексты различных стилей;
- умение адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
13
Понимание текста –
это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
13
Виды информации в тексте
Виды информации в тексте
Что содержит информация
Фактуальная
Роль данной информации
Концептуальная
События, факты, герои, время и место действия, движение сюжета.
Подтекстовая
Позволяет увидеть внешнюю сторону текста.
Замысел автора, его позицию, систему взглядов.
Служит объединяющим началом текста
Скрытая, дополнительная информация, смысл которой становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информации.
(О чем в тексте сообщается открыто)
Позволяет по-новому увидеть и понять его концептуальную информацию
( основная идея текста, его главный смысл)
(о чем читается «между строк»).
Вычитываем информацию текста
Небольшая разница
Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано».
- О чем этот текст ? (Фактуальная информация)
- Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой рассказ? (Концептуальная информация)
- Что можете сказать о властелине, о толкователях, о придворных? (Подтекстовая информация)
На что необходимо обратить внимание, чтобы были понятны последующие события?
- Безусловно, на сон властелина о выпавших зубах.
Почему можно смело утверждать, что сон плохой?
- Сильное волнение, которое испытывает властелин, и озабоченность, с которой его выслушивает толкователь снов, уже создают атмосферу тревоги, ожидания каких-то неприятностей и бед.
Но властелин не знает значения этого сна, почему же он так встревожен?
- Да ведь зубы-то выпали не у кого-то, а у него, причем выпали один за другим! Самое тревожное, что выпали все зубы!
Что ему предвещает такой сон?
А вот тут мы можем только предполагать, истолковывать сон, причем толкование может быть самым разным: один скажет, что этот сон к войне, другой — к утрате власти, третий — к смерти властелина и т.д., но в любом случае подтекст уже прочитан и описан.
Виды чтения
Изучающее чтение
Просмотровое чтение
Задача - максимально полно понять содержание текста с возможным последующим воспроизведением
Ознакомительное чтение
Задача - получить лишь самое общее представление о содержании текста, понять, о чём идёт речь
Задача - выяснить, что именно пишется по интересующему читателя вопросу
Просмотровое чтение
Цель - получение общего представления о материале.
Основные совершаемые действия :
- знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами текста,
- выделение ключевых слов и понятий , смысловых опорных пунктов,
- оценка с точки зрения достоверности информации, выделение важных абзацев, основной и второстепенной информации.
Алгоритм обучения обзорному чтению
- Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть).
- Установите, какая проблема обсуждается в тексте.
- Прочитайте заглавие и скажите, о чем идет речь в тексте.
- Определите вопросы, которые рассматриваются в тексте (текстах).
- Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию и предложения, в которых содержится дополнительная информация.
- Отмечайте смысловые блоки, давая им краткие названия, отражающие суть.
- Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат ключевую информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.
- Обобщите информацию, выраженную в тексте, в смысловое (единое) целое.
Аналитическое (изучающее) чтение
Включает все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов:
- отбор важных и второстепенных фактов;
- ответы на вопросы и постановку вопросов;
- все виды свёртывания информации;
- выделение основных и дополнительных мыслей;
- комментарии и объяснения ;
- рефлексию — оценку прочитанного и создание собственных смыслов;
- выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе, рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация).
Навык постановки вопросов по ходу чтения
При аналитическом чтении необходим навык постановки вопросов по ходу чтения. Это вопросы такого типа:
- О чем это говорит?
- Какие вопросы здесь возникают?
- Как эта мысль раскрывается дальше?
- Подтвердилась ли ваша догадка?
Этапы работы
с текстом
Предтекстовый этап
Упражнения с заголовком текста.
- Прочитайте заголовок и скажите, о чём (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.
- Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?
- Внимательно прочтите заголовок и выделите в нём доминирующее слово (смысловую доминанту).
- По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о, …?
- Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?
- По каким ключевым словам, словосочетаниям вы определили, что эта информация о …?
Текстовый этап
Упражнения на определение темы текста:
- Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема.
- Прочтите часть текста назовите тему.(Предлагаются тексты различных жанров).
- Распределите заглавия по указанным темам.
- Установите, какая проблема обсуждается в тексте.
- Ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его.
- По иллюстрации (чертежу, схеме) и ряду ключевых слов сделайте несколько предположений по содержанию текста или задайте несколько вопросов.
- О каких проблемах …
- Что объединяет данные тексты?
Послетекстовый этап
Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста:
- Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.
- Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в решении поставленных задач, проблем.
«Синквейн»
- Он помогает обобщить понятие или явление, охарактеризовать героя, развивает речь учащихся. Использую этот приём в разных интерпретациях:
- составить синквейн,
- определить тему синквейна,
- исправить ошибку в уже готовом синквейне,
- придумать свой рассказ по предложенному синквейну.
Источники информации
- Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приёмы повышения уровня читательской грамотности учащихся. Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова. Молодой ученый. – 2016.
- 2. Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня читательской грамотности младших школьников. Е.А. Коконова, Т.А. Коконова. Молодой ученый. -2015.
- 3. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей. Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012.
- https://zenon74.ru/interview/17-pravil-vospitaniya
- https://fs.znanio.ru/d5af0e/fb/43/e7cd72b266d56a36735ff0f3780392bbd6.jpg
Выступление на МО учителей начальных классов
Формирование читательской грамотности первоклассников, как основы функциональной грамотности.
Учитель начальных классов МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко», Иванченко О.В.