СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности первоклассников, как основы функциональной грамотности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

функциональная грамотность

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности первоклассников, как основы функциональной грамотности.»

Выступление на МО учителей начальных классов  Формирование читательской грамотности первоклассников, как основы функциональной грамотности.   Учитель начальных классов МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко», Иванченко О.В.

Выступление на МО учителей начальных классов

Формирование читательской грамотности первоклассников, как основы функциональной грамотности.

Учитель начальных классов МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко», Иванченко О.В.

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

Функциональная грамотность формируется через читательскую грамотность.  Читательская грамотность-это вдумчивое чтение, понимание чувств героев произведений , рассуждение о том, чему могут научить сказки и рассказы.

Функциональная грамотность формируется через читательскую грамотность. Читательская грамотность-это вдумчивое чтение, понимание чувств героев произведений , рассуждение о том, чему могут научить сказки и рассказы.

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности первоклассников через читательскую

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности первоклассников через читательскую

дать оценку информации прочесть Смысловое чтение ставит задачи откликнуться на содержание 13

дать оценку информации

прочесть

Смысловое чтение ставит задачи

откликнуться на содержание

13

Навык смыслового чтения  Включает в себя: Умение осмысливать цели чтения  (для чего?); умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели  (как? каким образом?); умение определять основную и второстепенную информацию; умение воспринимать тексты различных стилей; умение адекватно оценивать информацию, полученную из текста. 13

Навык смыслового чтения

Включает в себя:

  • Умение осмысливать цели чтения  (для чего?);
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели  (как? каким образом?);
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение воспринимать тексты различных стилей;
  • умение адекватно оценивать информацию, полученную из текста.

13

  Понимание текста –  это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.    13

  Понимание текста –

это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. 

13

Виды информации в тексте Виды информации  в тексте Что содержит  информация Фактуальная Роль данной информации Концептуальная События, факты, герои, время и место действия, движение сюжета. Подтекстовая Позволяет увидеть внешнюю сторону текста. Замысел автора, его позицию, систему взглядов. Служит объединяющим началом текста Скрытая, дополнительная информация, смысл которой становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информации. (О чем в тексте сообщается открыто) Позволяет по-новому увидеть и понять его концептуальную информацию ( основная идея текста, его главный смысл) (о чем читается «между строк»).

Виды информации в тексте

Виды информации в тексте

Что содержит информация

Фактуальная

Роль данной информации

Концептуальная

События, факты, герои, время и место действия, движение сюжета.

Подтекстовая

Позволяет увидеть внешнюю сторону текста.

Замысел автора, его позицию, систему взглядов.

Служит объединяющим началом текста

Скрытая, дополнительная информация, смысл которой становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информации.

(О чем в тексте сообщается открыто)

Позволяет по-новому увидеть и понять его концептуальную информацию

( основная идея текста, его главный смысл)

(о чем читается «между строк»).

Вычитываем информацию текста

Небольшая разница

Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано».

  • О чем этот текст ? (Фактуальная информация)
  • Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой рассказ? (Концептуальная информация)
  • Что можете сказать о властелине, о толкователях, о придворных? (Подтекстовая информация)

На что необходимо обратить внимание, чтобы были понятны последующие события?  - Безусловно, на сон властелина о выпавших зубах. Почему можно смело утверждать, что сон плохой?  - Сильное волнение, которое испытывает властелин, и озабоченность, с которой его выслушивает толкователь снов, уже создают атмосферу тревоги, ожидания каких-то неприятностей и бед.  Но властелин не знает значения этого сна, почему же он так встревожен?  - Да ведь зубы-то выпали не у кого-то, а у него, причем выпали один за другим! Самое тревожное, что выпали все зубы!  Что ему предвещает такой сон?  А вот тут мы можем только предполагать, истолковывать сон, причем толкование может быть самым разным: один скажет, что этот сон к войне, другой — к утрате власти, третий — к смерти властелина и т.д., но в любом случае подтекст уже прочитан и описан.

На что необходимо обратить внимание, чтобы были понятны последующие события?

- Безусловно, на сон властелина о выпавших зубах.

Почему можно смело утверждать, что сон плохой?

- Сильное волнение, которое испытывает властелин, и озабоченность, с которой его выслушивает толкователь снов, уже создают атмосферу тревоги, ожидания каких-то неприятностей и бед.

Но властелин не знает значения этого сна, почему же он так встревожен?

- Да ведь зубы-то выпали не у кого-то, а у него, причем выпали один за другим! Самое тревожное, что выпали все зубы!

Что ему предвещает такой сон?

А вот тут мы можем только предполагать, истолковывать сон, причем толкование может быть самым разным: один скажет, что этот сон к войне, другой — к утрате власти, третий — к смерти властелина и т.д., но в любом случае подтекст уже прочитан и описан.

Виды чтения Изучающее чтение  Просмотровое чтение Задача - максимально полно понять содержание текста с возможным последующим воспроизведением Ознакомительное чтение Задача - получить лишь самое общее представление о содержании текста, понять, о чём идёт речь Задача - выяснить, что именно пишется по интересующему читателя вопросу

Виды чтения

Изучающее чтение

Просмотровое чтение

Задача - максимально полно понять содержание текста с возможным последующим воспроизведением

Ознакомительное чтение

Задача - получить лишь самое общее представление о содержании текста, понять, о чём идёт речь

Задача - выяснить, что именно пишется по интересующему читателя вопросу

Просмотровое чтение  Цель - получение общего представления о материале.  Основные совершаемые действия : знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами текста, выделение ключевых слов и понятий , смысловых опорных пунктов, оценка с точки зрения достоверности информации, выделение важных абзацев, основной и второстепенной информации.

Просмотровое чтение

Цель - получение общего представления о материале.

Основные совершаемые действия :

  • знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами текста,
  • выделение ключевых слов и понятий , смысловых опорных пунктов,
  • оценка с точки зрения достоверности информации, выделение важных абзацев, основной и второстепенной информации.

 Алгоритм обучения обзорному чтению   Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть). Установите, какая проблема обсуждается в тексте. Прочитайте заглавие и скажите, о чем идет речь в тексте. Определите вопросы, которые рассматриваются в тексте (текстах). Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию и предложения, в которых содержится дополнительная информация. Отмечайте смысловые блоки, давая им краткие названия, отражающие суть. Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат ключевую информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию. Обобщите информацию, выраженную в тексте, в смысловое (единое) целое.

Алгоритм обучения обзорному чтению

  • Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть).
  • Установите, какая проблема обсуждается в тексте.
  • Прочитайте заглавие и скажите, о чем идет речь в тексте.
  • Определите вопросы, которые рассматриваются в тексте (текстах).
  • Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию и предложения, в которых содержится дополнительная информация.
  • Отмечайте смысловые блоки, давая им краткие названия, отражающие суть.
  • Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат ключевую информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.
  • Обобщите информацию, выраженную в тексте, в смысловое (единое) целое.

Аналитическое (изучающее) чтение  Включает все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов:    отбор важных и второстепенных фактов;  ответы на вопросы и постановку вопросов;  все виды свёртывания информации;  выделение основных и дополнительных мыслей;  комментарии и объяснения ; рефлексию — оценку прочитанного и создание собственных смыслов; выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе, рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация).

Аналитическое (изучающее) чтение

Включает все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов:

  • отбор важных и второстепенных фактов;
  • ответы на вопросы и постановку вопросов;
  • все виды свёртывания информации;
  • выделение основных и дополнительных мыслей;
  • комментарии и объяснения ;
  • рефлексию — оценку прочитанного и создание собственных смыслов;
  • выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе, рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация).

Навык постановки вопросов по ходу чтения  При аналитическом чтении  необходим навык  постановки вопросов по ходу чтения. Это  вопросы такого типа: О чем это говорит? Какие вопросы здесь возникают? Как эта мысль раскрывается дальше? Подтвердилась ли ваша догадка?

Навык постановки вопросов по ходу чтения

При аналитическом чтении  необходим навык  постановки вопросов по ходу чтения. Это  вопросы такого типа:

  • О чем это говорит?
  • Какие вопросы здесь возникают?
  • Как эта мысль раскрывается дальше?
  • Подтвердилась ли ваша догадка?

 Этапы работы  с текстом

Этапы работы

с текстом

Предтекстовый этап   Упражнения с заголовком текста. Прочитайте заголовок и скажите, о чём (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте. Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста? Внимательно прочтите заголовок и выделите в нём доминирующее слово (смысловую доминанту). По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о, …? Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …? По каким ключевым словам, словосочетаниям вы определили, что эта информация о …?

Предтекстовый этап

Упражнения с заголовком текста.

  • Прочитайте заголовок и скажите, о чём (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.
  • Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?
  • Внимательно прочтите заголовок и выделите в нём доминирующее слово (смысловую доминанту).
  • По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о, …?
  • Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?
  • По каким ключевым словам, словосочетаниям вы определили, что эта информация о …?

Текстовый этап    Упражнения на определение темы текста: Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема. Прочтите часть текста назовите тему.(Предлагаются тексты различных жанров). Распределите заглавия по указанным темам. Установите, какая проблема обсуждается в тексте. Ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его. По иллюстрации (чертежу, схеме) и ряду ключевых слов сделайте несколько предположений по содержанию текста или задайте несколько вопросов. О каких проблемах … Что объединяет данные тексты?

Текстовый этап

Упражнения на определение темы текста:

  • Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема.
  • Прочтите часть текста назовите тему.(Предлагаются тексты различных жанров).
  • Распределите заглавия по указанным темам.
  • Установите, какая проблема обсуждается в тексте.
  • Ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его.
  • По иллюстрации (чертежу, схеме) и ряду ключевых слов сделайте несколько предположений по содержанию текста или задайте несколько вопросов.
  • О каких проблемах …
  • Что объединяет данные тексты?

Послетекстовый этап    Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста: Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте. Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в решении поставленных задач, проблем.

Послетекстовый этап

Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста:

  • Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.
  • Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в решении поставленных задач, проблем.

«Синквейн»   Он помогает обобщить понятие или явление, охарактеризовать героя, развивает речь учащихся. Использую этот приём в разных интерпретациях: составить синквейн, определить тему синквейна, исправить ошибку в уже готовом синквейне, придумать свой рассказ по предложенному синквейну.

«Синквейн»

  •   Он помогает обобщить понятие или явление, охарактеризовать героя, развивает речь учащихся. Использую этот приём в разных интерпретациях:
  • составить синквейн,
  • определить тему синквейна,
  • исправить ошибку в уже готовом синквейне,
  • придумать свой рассказ по предложенному синквейну.

Источники информации Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приёмы повышения уровня читательской грамотности учащихся. Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова. Молодой ученый. – 2016. 2.     Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня читательской грамотности младших школьников. Е.А. Коконова, Т.А. Коконова. Молодой ученый. -2015. 3.     Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей. Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. https://zenon74.ru/interview/17-pravil-vospitaniya https://fs.znanio.ru/d5af0e/fb/43/e7cd72b266d56a36735ff0f3780392bbd6.jpg

Источники информации

  • Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приёмы повышения уровня читательской грамотности учащихся. Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова. Молодой ученый. – 2016.
  • 2.     Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня читательской грамотности младших школьников. Е.А. Коконова, Т.А. Коконова. Молодой ученый. -2015.
  • 3.     Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей. Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012.
  • https://zenon74.ru/interview/17-pravil-vospitaniya
  • https://fs.znanio.ru/d5af0e/fb/43/e7cd72b266d56a36735ff0f3780392bbd6.jpg

Выступление на МО учителей начальных классов  Формирование читательской грамотности первоклассников, как основы функциональной грамотности.   Учитель начальных классов МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко», Иванченко О.В.

Выступление на МО учителей начальных классов

Формирование читательской грамотности первоклассников, как основы функциональной грамотности.

Учитель начальных классов МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко», Иванченко О.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!