СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроке родной литературы в 6 классе по теме "Нравственная проблематика рассказа А.И.Приставкина "Золотая рыбка"""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта методическая разработка  способствует развитию читательской грамотности обучающихся 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроке родной литературы в 6 классе по теме "Нравственная проблематика рассказа А.И.Приставкина "Золотая рыбка"""»

Формирование читательской грамотности на уроках родной литературы



Методическая разработка урока родной литературы в 6 классе по теме «А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа»











Учитель русского языка и литературы Шкуро Вера Васильевна




Родная литература, 6 класс. Тема: А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов героев.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока:

формирование умений читательской грамотности при помощи художественного текста. Создание условий для осмысления нравственной проблематики рассказа А.И.Приставкина «Золотая рыбка»


Задачи:

- познакомить с фактами биографии А. И. Приставкина, реальной основой рассказа;

- способствовать пониманию, осмыслению авторского замысла; нахождению и извлечению информации;

- способствовать формированию навыков интерпретации художественного текста, развитию умений анализа, синтеза и обобщения, а также развитию связной устной речи;

-содействовать генерации информации с целью создания собственного текста.

- содействовать воспитанию таких нравственных качеств личности, как доброта, сострадание, милосердие.


Планируемые результаты обучения

Предметные УУД:

- знать факты биографии А. И. Приставкина, реальную основу произведения и сюжет рассказа;

- понимать смысл названия рассказа, авторский замысел.

Метапредметные УУД:

- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать учебные задачи, планировать пути достижения целей;

- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

- уметь анализировать, систематизировать учебный материал, делать выводы, строить логическое рассуждение, создавая свой текст;

- уметь работать в паре и индивидуально.

Личностные УУД:

 - проявлять ответственное отношение к учению, соотносить поступки героев и события рассказа с общепринятыми нормами поведения, высказывать своё отношение к героям, оценивать их поступки в соответствии с определённой ситуацией, проявлять эмпатию.

Ресурсы

Портрет А. И. Приставкина, раздаточный материал, аудиозапись песни «Дорогою добра»

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы

Словесные: рассказ, работа с текстом, беседа, частичная дискуссия.

Методы проблемного обучения: проблемно – диалогическое изложение материала,

Педагогические технологии

Проблемное обучение, технология развития критического мышления.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Мотивация

учебной деятельности

Устное сообщение учителя, настрой на деловой ритм урока

Рада приветствовать вас на нашем уроке. Улыбнитесь друг другу и настроитесь на работу.

Настраиваются на серьёзную работу




Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности















3. Постановка учебной задачи












4. Построение проекта выхода из затруднения

Сегодня на уроке мы будем повышать уровень читательской грамотности через формирование умений работы с текстом. Цель нашего урока – научиться способам работы с текстом, чтобы перенести эти умения на тексты из других предметных областей. 

1.Беседа.

Послушайте куплет песни, подумайте, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? ( о добре)


Что такое добро? Подберем синонимы. Добро - сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм, человеколюбие.


Что обозначает приставка со- в этих словах?

От каких слов образовано «милосердие»?

А зачем помогать кому-то, разве надо? Хорошо подумайте.

И все же помогать или не помогать?

Платон говорил : «Не помогайте людям, которые о помощи не просят».

Итак, на какой же вопрос мы сегодня должны дать ответ? (Нужно ли быть милосердными?)

Какое произведение нам поможет разобраться в этом вопросе? («Золотая рыбка»). Попробуйте сформулировать тему урока.

–Откройте тетради запишите: дату и тему урока: А.И. Приставкин. Нравственная проблема рассказа «Золотая рыбка».

Эпиграф: Каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам. Генри Уорл Бичер


Как вы понимаете это выражение? И снова мы вернулись к вопросу: зачем в жизни делать добро?

Давайте наметим план действий, которые помогут нам ответить на вопрос.

Сформулируйте задачи урока:

1. Познакомиться с биографией писателя

2. Прочитать рассказ

3. Дать характеристику героям

4. Выявить идею текста

5. Сделать выводы

«Дорогою добра» из к/ф «Маленький Мук»

Слушают аудиозапись


Подбирают синонимы,

Высказывают свое мнение,











После обобщения всех ответов

предлагают варианты темы урока, ставят цель и задачи урока,





намечают план действий



Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.












Регулятивные:

- целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование.









Регулятивные:

- целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование.


5. Реализация построенного проекта

Биография


Сюжет







Герои










6.Первичное закрепление


































7. Физкультминутка



8.Творческая работа




1. Индивидуальное сообщение обучающегося по биографии А.И. Приставкина

2. .Чтение с остановками рассказа «Золотая рыбка» (инд. работа с раздаточным материалом)

3. А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти».

Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?

4. Аналитическая беседа по выявлению идеи текста.

В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?

1. Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.

2.Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.

3.Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.

4.Автор в своем тексте говорит о преступном равнодушии взрослых – воспитателей детдома.

Прочитайте следующий фрагмент: «Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели ». Чем можно объяснить подобное поведение девочек?

А) Девочки были очень заняты делами.

Б) Им было скучно с малышкой.

В) Девочки допоздна задерживались в школе.

Г) Девочкам была безразлична судьба Люсеньки.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Зачем Инна попросила у няни кусочек хлеба? » Инна попросила кусочек хлеба, чтобы...

А) поесть самой

Б) угостить девочек

В) покормить оставшихся рыбок

Г) покормить Люсеньку .

С какой целью автор использует одинаковое описание золотых рыбок и Люсеньки?

«Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. Кожа на руках была розовато-прозрачная, с голубыми жилками».

А) Автор хотел подчеркнуть красоту девочки.

Б) Автору хотелось, чтобы девочка была похожа на золотую рыбку.

В) Автор посчитал, что это описание — самое точное и яркое.

Г) Данное сходство заставило девочек понять, как хрупка и беззащитна Люсенька.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, упоминая имя сестрички, называет ее маленькой Люсенькой?»

А) Такое определение к слову ЛЮСЕНЬКА говорит о родственных отношениях рассказчика и девочки.

Б) Это определение позволяет представить трагедию крохотной, никому не нужной девочки.

В) Это определение подчеркивает ее исключительность, любовь окружающих к ней.

Г) Данное определение говорит о разнице в возрасте девочек и Люсеньки.

- Какие выразительные средства использовал автор при создании образа Люсеньки? (эпитеты, сравнения)


Какую мысль автор хотел донести до нас, читателей (Нужно быть внимательнее к окружающим)



Физкультминутка.



5. Напишите небольшое письмо от имени одной из девочек, в котором она просит прощение у Люсеньки за свое равнодушие.



В тетрадях записывают ключевые слова рассказа ученика.




Обсуждают вопрос в парах,

высказывают свое мнение


Высказывают свое мнение,

обобщают высказывания, делают выводы.






































Пишут письмо Люсеньке от имени одной из девочек.






1. Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция















Познавательные:

построение логической цепи рассуждения

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности


9. Рефлексия













Вспомните свой добрый поступок, запишите. (на листочках- сердцах). О добрых делах не принято говорить, поэтому я не буду просить вас озвучить то, что вы записали. Я раздам вам конверты –копилки, куда вы вложите свой листок. Записывайте свои хорошие поступки в течение недели для начала и складывайте в конверт, Через неделю подведите итоги.


 «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.







Высказывают свою позицию о необходимости милосердия








Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- построение логической цепи рассуждения

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

Регулятивные:

оценка процессов и результатов деятельности

10.Дифференцированное домашнее задание


Домашнее задание:

  1. Творческий пересказ рассказа от лица одного из героев

  2. Нарисовать иллюстрацию к рассказу

  3. Принести и прочитать рассказ Ю.Я.Яковлева «Рыцарь Вася»

Записывают в дневники

Регулятивные:

- волевая саморегуляция


11. Итог урока.

Выставление оценок

Выставление оценок



Источники:

http://newstube.ru/theme/anatolij-pristavkin Портрет А.И. Приставкина

http:nsportal.ru Социальная сеть работников образования

http://znanio.ru

http://Lusana.ru Читательская конференция по произведениям А.Приставкина

Материалы Интернета







Раздаточный материал

Анато́лий Игна́тьевич Приста́вкин(17 октября1931,Люберцы,Московская область—11 июля2008,Москва) — советский и российский писатель, общественный деятель.

Родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище. В 14 лет сбежал из детдома, работал в Серноводске на консервном заводе.

После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете. В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом. После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и который окончил в 1959 году. В 1958 году он дебютировал как прозаик — в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство».

На строительстве Братской ГЭС он стал собкором «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков. В 1965 году вступил в КПСС. В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге»(1964); «Страна Лэпия» (1960); роман «Голубка» (1967). В 1970-е годы писатель напечатал военный рассказ «Солдат и мальчик». С 1981 года он преподавал в

Литературном институте, вёл семинар прозы; доцент кафедры литмастерства. Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944

г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей.

В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. Повесть получила и мировое признание - в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков. В 1989 году появилась повесть «Кукушата», затем выходили другие его произведения — «Рязанка» (1991), «Радиостанция `Тамара`» (1994), «Долина смертной тени» (2000), "Золотой палач" (2005), однако они уже не имели такого успеха. В 1993 году подписал «Письмо 42-х». В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время вошел в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина». Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом исполкома русского Пен-центра. С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованиям при президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник президента РФ по вопросам помилования.

В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.

В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый». Это, во многом автобиографическое произведение, было задумано им еще в конце 1980-х, однако в 1991 году рукопись романа пропала из гостиничного номера[1] во время народных волнений в Риге, когда туда вошли советские войска. В произведении использованы фрагменты авторского исследования, посвященного жизни и творчеству Григория Карповича Котошихина, подьячего Посольского приказа, вынужденного бежать в Швецию от преследований со стороны московского царя Алексея Михайловича и казненного в Стокгольме по обвинению в убийстве на бытовой почве в 1667 году. За десять лет - с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением. Скончался 11 июля 2008 года в Москве. Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.




Читаем с остановками.

Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. 

Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. 

Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.

А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. 

Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели. 

И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками. 

И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум 

Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку. - Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек. 

И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.

Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками. 

Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала: - Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала? И Инна ответила: 

- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!