СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроке математики через прием «Лови ошибку»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описано и показано, как через простой прием "Лови ошибку " можно формировать читательску грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроке математики через прием «Лови ошибку»»

Формирование читательской грамотности

на уроке математики через прием «Лови ошибку»


Путинцева Юлия Павловна

МБОУ СШ 156 г. Красноярск


В Федеральном государственном образовательном стандартеначального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формированиечитательской компетентностимладшего школьника, осознание себя какграмотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».


Чтение-качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.


Грамотность – способность человека понимать и использовать письмен-

ные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать

своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной

жизни.


«Читательскаяграмотностьспособность понимать использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. На основе разнообразных текстов читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и вне школьных читательских сообществах и для удовольствия». PIRLS(международноесравнительноеисследованиекачествачтенияипониманиятекстаучащимисяначальнойшколы)


«Читательскаяграмотность- совокупность умений и навыков, отражающих:

Потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

Готовность ксмысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации обобщению представленной в них информации;

Способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях».Н.Ф.Виноградова


У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

 умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию

и строить на ее основании простейшие суждения;

 умения находить информацию и формулировать простые непосредствен-

ные выводы;


 найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

 основываясь на тексте, сделать простые выводы;

 умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интег-

рировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте

собственных знаний читателя»;

 устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

 интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

 реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержа-

щуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста

(жанр, структуру, язык).



Уровни читательской грамотности связаны с качественной характери-

стикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учаще-

гося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие

ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообще-

ния художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пре-

делы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня го-

товы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и

преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыс-

лей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не

полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения

текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в по-

мощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоре-

чат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и со-

трудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расхо-

дятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие уча-

щимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о че-

ловеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.



Прием «Лови ошибку!», или маленькие хитрости

для больших успехов


Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным. В чем суть приема «Лови ошибку!»? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

Технологический прием заимствован из описанных А.А. Гином приемов педагогической техники, но, естественно, в новой редакции с учетом использования мультимедиа. При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:

  • умение анализировать информацию;

  • умение применять знания в нестандартной ситуации;

  • умение критически оценивать полученную информацию.

Преимущества приема «Лови ошибку»:


  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем дисциплинам;

  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

  • развивает аналитические способности;

  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;

  • заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

  • воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.


Недостатки приема «Лови ошибку!»


Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили «особо опасные места», то есть те, где может быть допущена неточность, необходимо соблюдение некоторых правил.


Инструкция по «Ловле ошибок»


Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом возрасте.

Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора.

Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.

Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки.

При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.

Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.

Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.

Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.


Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».

Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.

Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).

И еще одно важное условие использования данного приема.

После ответов учеников обязательно на экране должна появиться информация с правильными вариантами. Причем необходимо добиться акцентированного внимания учеников изменением цвета, размера шрифтов, объектов, эффектами анимации (мигание, мерцание), «зачеркиванием», а лучше даже исчезновением ошибок и т.д.



    1. Дана задача в которой есть ошибка: Сидели 2 воробья, прилетели еще 2. Сколько всего ворон?

Задание: Прочитай здачу.

Можешь ли ты решить эту задачу?

Измени задачу так, чтобы ее можно было решить.

Реши задчу.



    1. На доске даны записи неравенств равенств и выражений.

Задание: Найди в каждом столбце ошибку.

равенства

неравенства

выражения

2+5=7

3+12

4-1=3

3-28

6+3=9

8+15

5+3

1+7

5-1=4


Какая запись лишняя в первом столбце_________. Почему? (После ответов детей, их высказывания сверятся с правилом в учебнике)

Какая запись лишняя во втором столбце_________. Почему? (После ответов детей, их высказывания сверятся с правилом в учебнике)


Какая запись лишняя в трерьем столбце_________. Почему? (После ответов детей, их высказывания сверятся с правилом в учебнике)


Обращение правилу в тексте учебника или справочника обяательно.



3. Определи, где верно составлен математический рассказ по рисунку:

  1. Было 3 кленовых листочка. Один листочек оторвался.

  2. Были на веточке кленовые листочки. Один листочек оторвался. Сколько листочков осталось?

  3. Было 3 кленовых листочка. Один листочек оторвался. Сколько листочков осталось?

Верна 3 запись, но и 2 записьммы можем решить, если будем опираться на рисунок.





Путем применения таких заданий на уроке математики будут сформирован ряд метапредметных умений и навыков:

  • Осмыслять цели чтения

  • Извлекать необходимую информацию из текстов

  • Формулировать проблемы текста

  • Формировать систему аргументов

  • Анализировать тексты

  • Понимать текст и ориентация в нем

  • Глубоко и детально понимать содержания и формы текста

  • Использовать информации из текста для различных целей

  • Искать и находить очевидную и неочевидную информацию (ориентироваться в тексте)

  • Формулировать выводы и делать заключения с опорой на факты поданные в тексте

  • Сравнивать и противопоставлять информацию из разных частей текста

  • Находить практическое применение информации полученной из текста


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!