Формирование читательской грамотности
на уроке математики через прием «Лови ошибку»
Путинцева Юлия Павловна
МБОУ СШ 156 г. Красноярск
В Федеральном государственном образовательном стандартеначального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формированиечитательской компетентностимладшего школьника, осознание себя какграмотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Чтение-качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Грамотность – способность человека понимать и использовать письмен-
ные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни.
«Читательскаяграмотность–способность понимать использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. На основе разнообразных текстов читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и вне школьных читательских сообществах и для удовольствия». PIRLS(международноесравнительноеисследованиекачествачтенияипониманиятекстаучащимисяначальнойшколы)
«Читательскаяграмотность- совокупность умений и навыков, отражающих:
Потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
Готовность ксмысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации обобщению представленной в них информации;
Способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях».Н.Ф.Виноградова
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию
и строить на ее основании простейшие суждения;
умения находить информацию и формулировать простые непосредствен-
ные выводы;
найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
основываясь на тексте, сделать простые выводы;
умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интег-
рировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя»;
устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержа-
щуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста
(жанр, структуру, язык).
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характери-
стикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учаще-
гося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие
ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообще-
ния художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пре-
делы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня го-
товы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и
преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыс-
лей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не
полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения
текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в по-
мощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоре-
чат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и со-
трудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расхо-
дятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие уча-
щимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о че-
ловеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Прием «Лови ошибку!», или маленькие хитрости
для больших успехов
Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным. В чем суть приема «Лови ошибку!»? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?
Технологический прием заимствован из описанных А.А. Гином приемов педагогической техники, но, естественно, в новой редакции с учетом использования мультимедиа. При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Преимущества приема «Лови ошибку»:
универсален, его применение возможно на уроках практически по всем дисциплинам;
приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
развивает аналитические способности;
предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Недостатки приема «Лови ошибку!»
Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили «особо опасные места», то есть те, где может быть допущена неточность, необходимо соблюдение некоторых правил.
Инструкция по «Ловле ошибок»
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом возрасте.
Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора.
Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки.
При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».
Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.
Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).
И еще одно важное условие использования данного приема.
После ответов учеников обязательно на экране должна появиться информация с правильными вариантами. Причем необходимо добиться акцентированного внимания учеников изменением цвета, размера шрифтов, объектов, эффектами анимации (мигание, мерцание), «зачеркиванием», а лучше даже исчезновением ошибок и т.д.
Задание: Прочитай здачу.
Можешь ли ты решить эту задачу?
Измени задачу так, чтобы ее можно было решить.
Реши задчу.
Задание: Найди в каждом столбце ошибку.
равенства | неравенства | выражения |
2+5=7 3+12 4-1=3 | 3-28 6+3=9 8+15 | 5+3 1+7 5-1=4 |
Какая запись лишняя в первом столбце_________. Почему? (После ответов детей, их высказывания сверятся с правилом в учебнике)
Какая запись лишняя во втором столбце_________. Почему? (После ответов детей, их высказывания сверятся с правилом в учебнике)
Какая запись лишняя в трерьем столбце_________. Почему? (После ответов детей, их высказывания сверятся с правилом в учебнике)
Обращение правилу в тексте учебника или справочника обяательно.
3. Определи, где верно составлен математический рассказ по рисунку:
Было 3 кленовых листочка. Один листочек оторвался.
Были на веточке кленовые листочки. Один листочек оторвался. Сколько листочков осталось?
Было 3 кленовых листочка. Один листочек оторвался. Сколько листочков осталось?
Верна 3 запись, но и 2 записьммы можем решить, если будем опираться на рисунок.
Путем применения таких заданий на уроке математики будут сформирован ряд метапредметных умений и навыков:
Осмыслять цели чтения
Извлекать необходимую информацию из текстов
Формулировать проблемы текста
Формировать систему аргументов
Анализировать тексты
Понимать текст и ориентация в нем
Глубоко и детально понимать содержания и формы текста
Использовать информации из текста для различных целей
Искать и находить очевидную и неочевидную информацию (ориентироваться в тексте)
Формулировать выводы и делать заключения с опорой на факты поданные в тексте
Сравнивать и противопоставлять информацию из разных частей текста
Находить практическое применение информации полученной из текста