СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»












«Читательская грамотность на начальном этапе обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС нового поколения»









Королева Наталья Владимировна,

учитель английского языка,

высшая категория





Ноябрь, 2022

Под «Функциональной грамотностью» понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней». В связи с этим, в современном преподавании иностранного языка, и в частности, английского, обучение чтению «не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью».  Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

В свою очередь функциональная грамотность делится на ряд её составляющих:

-Читательская грамотность

-Естественнонаучная грамотность

-Математическая грамотность

-Компьютерная грамотность

-Финансовая грамотность

-Творческое мышление и т.д.

Читательская грамотность считается одним из базовых навыков функциональной грамотности, и именно о ней пойдёт речь ниже. Формирование читательской грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.

Итак, грамотный читатель умеет:

— находить доступ к информации,

— извлекать ее,

— формировать общее понимание текста,

— размышлять о содержании и форме текстового сообщения,

— оценивать его.

Формирование вышеизложенных умений начинается уже со 2 класса.

Основную задачу именно во 2 классе составляет формирование технических навыков чтения на английском языке:

  • ученики должны овладеть буквами алфавита,

  • усвоить звуко-буквенные соответствия,

  • уметь читать вслух слова, фразы и тексты с правильным делением на смысловые группы.

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и

требует от учеников концентрации внимания, напряжения, сил и, чтобы достигнуть высокой эффективности на уроках, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

Вот некоторые приемы, которые способствуют созданию активной работы с текстом и

снятию усталости учеников одновременно.

Игра «Найди пару»

Данная игра позволяет развить умения находить логические связи и предоставляет

детям возможность подвигаться.

Ход игры: учащимся раздаются карточки со словами. После этого детям передвигаясь по

классу, находят свою пару, составляя словосочетания. Затем учащимся предлагается составить предложения из полученных словосочетаний.

Игра «Пантомима»

Цель – развитие навыков невербального общения, перевода текстового сообщение в

знаковое, а также снятие усталости.

Ход игры: один из учеников, используя мимику и жесты, показывает слова или словосочетание, а остальные учащиеся должны отгадать это слово или словосочетание.

Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, то я стараюсь

применять на уроках упражнения направленные на снятие усталости глаз. Например, в

кабинете перед уроком развешиваю карточки, а затем на уроке при работе с текстом детям

предлагается глазами найти заголовки к абзацам текста, с которым они работают.

Неотъемлемой частью современного урока является рефлексия, которую также

можно провести через движение. Детям предлагается придумать движения для выражения

уровня усвоения знаний


Результаты проведенного исследования PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

По всем трем шкалам, выделенным в исследовании («нахождение информации», «интерпретация текста» и «рефлексия и оценка»), результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран и соответствуют второму уровню грамотности чтения. Из результатов исследования грамотности чтения следует вывод о необходимости поиска более разнообразных и эффективных путей обучения школьников работе с текстами различного содержания, характера и формата.

Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:

  1. Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;

  2. Умение интегрировать и интерпретировать информацию;

  3. Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте.

В связи с чем, для развития читательской грамотности на уроках английского языка можно использовать различные упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов.


В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.

К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:

описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т. д.); повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т. д.); рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т. д.


Основные требования к тексту, направленному на формирование навыков функциональной читательской грамотности:

1) Текст должен быть ученику интересен.

2) Текст должен содержать неизвестную ученику информацию. Но, при этом, актуальную для ученика.

3) Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика.

4) Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.

5) Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).

6) Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. Цветной шрифт, подчёркивания, разный размер при важности части текста.

7) Текст должен развивать кругозор.

8) Текст может быть взят из «реальной жизни»

9) Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.

10) Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.

11) Текст должен быть структурирован. Заголовок, абзацы, прямая речь и т. д.

12) При необходимости нужно адаптировать текст.

13) В тексте иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.

14) В тексте не должно быть ошибок.

15) Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.


При выборе или составлении заданий следует учитывать следующие требования:

1) Задания должны быть пронумерованы.

2) К каждому заданию должна быть составлена чёткая инструкция.

3) Должна быть определена четкая форма ответа или рекомендации по возможной форме.

4) Оформление текста должно быть привлекательным, но не отвлекающим внимание от текста.

5) В одном задании не должно быть более одного вопроса (где / как).

6) Шрифт должен быть легко читаемым.

7) Нельзя допускать орфографические, пунктуационные и речевые ошибки.

8) Задания должны быть разнообразны и по виду деятельности.

9) Задания должны соответствовать цели. Не давать заданий ради самих заданий, без четкого понимания, каков должен/может быть результат.

10) Задания должны быть разного уровня сложности.

При работе с текстом особое внимание уделяется сквозным темам. Сквозные темы – это один из методов интеграции учебных предметов. Без этого невозможно решить проблемы современных учащихся, так как зачастую они просто не понимают, что на разных предметах изучают одно и то же. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем.

Виды работ на формирование читательской грамотности:


«Ассоциации и предположения»

Учащиеся индивидуально, либо по подгруппам получают задание ответить на следующие вопросы:

1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста?

2) О чем, по-вашему мнению, этот текст?

3) Откуда возможно взят данный текст?


Учащиеся соотносят слова, которые встретятся в тексте, с их значениями/дефинициями.

Учащиеся просматривают видео к тексту, делают заметки/записывают ключевые слова/расставляют предложения в правильном порядке.


«Работа со словарем»

Учащимся даны картинки к тесту, значения слов, изображенных на картинках, необходимо найти в словаре. Можно чередовать работу с бумажными словарями и онлайн словарями, а также можно в соревновательной форме, кто скорей найдет слова – ученики с бумажными словарями или те, кто ищут онлайн.

Ученикам предложены вопросы к незнакомому тексту. Учащимся нужно придумать небольшой рассказ, который по возможности должен дать ответы на все вопросы. Каждый учащийся читает свой рассказ вслух, а затем учащиеся читает оригинальный текст и сравнивают со своими идеями.

Учащиеся получают следующее задание: читай и угадывай. При помощи линейки или листа бумаги они прикрывают часть строки, пытаясь угадать слова и прочесть несколько предложений.


«Слушаем и читаем»

Учащиеся слушают и одновременно следят по тексту.


«Слушаем и повторяем»

Упражнение позволяет развить навыки восприятия речи на слух, а также отрабатывает произношение.

Учащиеся должны найти рифмующиеся слова, как правило это задание используется в стихотворениях, но может быть применимо и к рассказам.


«Поиск грамматических форм и конструкций»

Учащиеся находят в прочитанном тексте глаголы в определенной временной форме, тематический вокабуляр, имена или названия.

Учащиеся читают текст и заменяют выделенные слова дефинициями (дают определение).

Поиск ошибок в написании слов, в построении предложений, грамматических конструкциях.

Учащиеся по предложениям прослушивают текст (отрывок текста) и повторяют затем дословно каждое предложение. Во время прослушивания нельзя делать заметки. В итоге учитель раздает текст, его читают.

Учитель диктует начало истории (текста). Затем предлагает продолжить историю одним-двумя предложениями. При этом учащимся нельзя предугадывать сам сюжет истории, а следует расширить и приукрасить продиктованное.

Учитель дает таблицу, в которой находятся определенные слова. Учащиеся слушают текст, в котором есть слова, присутствующие в таблице, и, во время прослушивания отмечают их. Тот, кто отметил все слова, кричит БИНГО! По окончании учитель раздает текст, учащиеся читают его.


«Текст с пропущенными словами»

Вариант А. Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Учащиеся работают в группах по двое и заполняют пропуски самостоятельно.

Вариант Б. Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Учащиеся работают над текстом в маленьких группах.

Учитель задает вопрос в соответствии с темой текста, который предполагает обмен мнениями и обсуждение между учащимися.

Учащиеся рисуют иллюстрацию к тексту или по теме текста, отражая личное (связь с семьей, друзьями, хобби и т. д.)

Учащиеся заучивают часть текста наизусть, применимо как к стихотворениям, так и к другим жанрам.

Нужно расставить события в логическом/хронологическом порядке в соответствии с текстом.

Необходимо определить жанр произведения и назвать другие произведения этого жанра.

Учащиеся представляют себя на месте героев из текста и рассказывают, чтобы делали в такой ситуации.

После прочтения текста учащиеся определяют какие предложения верны, неверны, и какая информация в тексте отсутствовала.


«Ответы на вопросы»

Проверенный и действенный способ, чтобы проверить понимание текста, проработать новые слова и грамматику, а также развить речь. Вопросы могут быть подготовлены или учащиеся составляют вопросы сами, потом задают их друг другу.

Учащиеся читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.


«Изменение временной формы»

Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают.


«Придумай концовку текста»

Учащиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.

Методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, задания на повышение читательской грамотности, читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации. Образовательные задачи в данных программах должны быть сконструированы таким образом, чтобы формировать у обучающихся умения: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном для школьников уровне; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме с учётом возможностей школьников. Применяемый инструментарий для оценки данных компетентностей включает не типичные учебные задачи по английскому языку, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и иных умений. Применяемые задания предполагают продемонстрировать учащимися компетенций в определенном ситуационном контексте, что обуславливает исключительно практико-ориентированный характер образования в целях повышения читательской грамотности.

Давайте рассмотрим работу по формированию читательской грамотности на уроках англ.языка, работая с текстом о первых днях в школе (7 класс, О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова RAINBOW ENGLISH)

«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.

Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ. Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок.

Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12.

Типовое задание на формирование математической грамотности вы можете увидеть на экране ( производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

«Ты гостишь у своей бабушке в деревни. Скажи своему английскому другу Бену, сколько домашних птиц есть у твоей бабушки.» Look at the pictures and count the birds.

Ex: Two ducks and two cocks are four birds.)

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Естественнонаучная грамотность -это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Глобальная компетентность - это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранного языка можно различными способами:

  • обучение в малых группах сотрудничества;

  • дискуссии;

  • ролевые и деловые игры проблемной направленности;

  • проектно-исследовательские;

  • поисковые;

  • драматизация;

  • использование ИКТ и разноуровневое обучение;

  • кружковая и внеурочная деятельность.

Современные методы, такие как синквейн, виноградная гроздь(кластер), словесная паутина (word-web)расширяют словарный запас, развивают умение кратко и четко формулировать мысли, способствуют развитию творческих способностей учащихся, развивает образное мышление, поэтому мы активно применяем их на своих уроках. Все это помогает развивать ФГ.

Подводя итог, нужно отметить, что задания на формирование функциональной грамотности способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности– всё это необходимо для того, чтобы выпускник школы мог ориентироваться в жизненных ситуациях и использовать язык для решения коммуникативных задач.








Список используемой литературы:

  1. Https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2021/03/11/proektirovanie-zadaniy-orientirovannyh

  2. https://phsreda.com/ru/article/103104/discussion_platform

  3. Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников / Е.А. Коконова, Т.А. Коконова // Молодой ученый. – 2015. – №14 (94). – С. 476–480

  4. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/94/20933/ (дата обращения: 06.07.2022).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!