СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на примере внеклассного мероприятия по истории Древней Руси

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма проведения брейн-ринга

Брейн-ринг проводится в 4 тура с супер-игрой. Играют 4 команды  из 2 школ: школы № 15 учащиеся-6а класса и школа №16 ученики-6б класса. В команде по 4 человека. Команды смешанные по 2 человека от школы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на примере внеклассного мероприятия по истории Древней Руси»

Формирование читательской грамотности на примере внеклассного мероприятия брейн – ринг: «Древняя Русь. Начало политической раздробленности»

Цель:

1. Повторить, закрепить, углубить знания учащихся по истории Древней Руси и начале политической раздробленности, об организации жизни государства этого периода.

2. Продолжить развитие у учащихся умений: работы с информацией, в группе, решения проблемных заданий.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Обобщить знания учащихся о Древней Руси.

  2. Развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки.

  3. Развивать навыки коллективной работы.

  4. Формировать навыки работы с текстом.

  5. Развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). 

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Предметные:

- развитие умения изучать и систематизировать информацию

- выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты

Метапредметные:

способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности

Личностные:

формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России,

- осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.

- уважительное отношение к историческому наследию

- оценивать свои и чужие действия и знания по заданной теме



Уважаемые учащиеся, мы рады приветствовать вас на историческом брейн – ринге! Сегодня вам предстоит проявить смекалку и внимательность, находчивость и любознательность. Посмотреть на экран и определить тему нашего внеклассного мероприятия

Задание от учителя:

Определить тему нашего внеклассного мероприятия отгадав головоломку. (слайд 4-5)

П о ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество делений, в каждом кольце, определите название нашего мероприятия.









Учащиеся формулируют тему мероприятия.

- Тема нашей игры «Древняя Русь. Начало политической раздробленности».

Форма проведения брейн-ринга

Учитель знакомит учащихся с формой и правилами игры.

Брейн-ринг проводится в 4 тура с супер-игрой. Играют 4 команды из 2 школ: школы № 15 учащиеся-6а класса и школа №16 ученики-6б класса. В команде по 4 человека. Команды смешанные по 2 человека от школы. (Слайд 6)

Правила игры

Основной принцип игры: побеждает та команда, которая большее число раз раньше других правильно выполнит задание или ответит на вопросы, получив большее количество балов. Поднимать руку для ответа можно после команды ведущего "Время!" Если команда, допускает фальстарт (преждевременный ответ), то она лишается права ответа на данный вопрос.

Команда, получившая право дать ответ, должна определить одного игрока, дающего ответ. Остальные игроки команды должны хранить молчание до окончания ответа и не имеют права каким-либо образом подсказывать отвечающему игроку

Определение победителей

Победителем и призёрами брейн-ринга становятся команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Учащиеся – капитаны команд представляют свою команду: название и девиз. (слайд 7)

Учитель на доске оформляет плакат достижений, где фиксируются баллы по каждому туру игры.





1 тур - Вам будут предложены вопросы на знания имен исторических деятелей, событий и дат, терминов и понятий, связанных с темой «Политическая раздробленность Руси»

Учитель: Каждая команда получает пакет вопросов (Всего 10 одинаковых вопросов на 2 мин.)

Вопросы 1 тура:

  1. Как иначе называли владение младших членов княжеского рода? (удел)

  2. На сколько самостоятельных частей распалась Русь в середине 12 века? (на 15 частей)

  3. Какая дата считается датой основания Москвы? (1147 г.)

  4. Какой орган управления обладал верховной властью в Новгороде? (вече)

  5. Кто был автором «Поучения детям»? (Владимир Мономах)

  6. Что в буквальном смысле означает прозвище Ярослава - Осмомысл? («восемь умов»)

  7. На землях какого боярина князь Юрий Долгорукий поставил «град мал древян» - первоначальную Москву? ( Владения легендарного боярина Кучки)

  8. Как иначе называли добывание меда диких пчел из естественных дупел? (бортничество)

  9. Как иначе называется родовой принцип наследования княжеского престола на Руси? (лЕствичное право или очередное)

  10. Как назывался титул главы Русской православной церкви? (митрополит Киевский и всея Руси)

Учащиеся выполняют задания на листочках.

Задание проверяется и оценивается путем взаимопроверки, команды обмениваются своими листами с ответами. Открывается слайд с правильными ответами (слайд 8,9). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. (итого 10 баллов)

Баллы фиксируются в Листе Достижений.

2 тур – О каких исторических событиях или персонажах идет речь? Всего 12 вопросов. Поднимать руку для ответа можно после команды ведущего "Время!" Если команда, допускает фальстарт, то она лишается права ответа на данный вопрос.

Учитель: Представитель каждой команды вытягивает 3 билета, на которых зашифрованы исторические события и персонажи. (Время выполнения 3 мин)

Учащиеся выполняют задания на листочках.

Баллы фиксируются в Листе Достижений.

1О ком идет речь?

Летописец изображает его идеалом русского князя: он мирит враждующих, свято соблюдает крестное целование, подает пример набожности, правосудия, гостеприимства и всех превосходит воинскими доблестями. … После Ярослава Мудрого он был первым князем, осуществившим понятие единовластия: младшие родичи повиновались ему, как отцу, и ничего не предпринимали без его совета, а непокорных он наказывал лишением уделов. (Владимир Мономах).

2. О чем идет речь?

«… зачем губили землю русскую, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей» (О съезде князей в Любече, 1097 г.)

3О каком событии идет речь?

«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам...». (Призвание Рюрика в 862 г.)

4. О ком идет речь?

«Он был хромоног; но ум у него был добрый, и на рати был он храбр; прибавлена ещё одна замечательная черта, что он был христианин и книги сам читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписывали много книг; много их он и купил. Князь ставил церкви по городам….Князь велел собрать у старост и священников детей … и учить их книгам». (Ярослав Мудрый)

5. О ком идет речь?

«Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого… Князь, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, и – всего ужаснее – братоубийцею, он, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры».(О Владимире I Святом)

6. О ком идет речь?

«Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно барс, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей...». (Святослав)

7. О каком событии и князе идет речь?

«И послали со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»(Письмо киевлян князю Святославу)

8. О ком идет речь?

От своего отца получил Новгород. Киевский престол отвоевал у старшего брата. Создал первую систему оборонительных укреплений на южных рубежах государства. С его именем связаны первые религиозные реформы в стране. Построил храм Святой Богородицы, на содержание которого отдавал десятую часть своего дохода.(О Владимире I Святом)

9. О каком событии и князе идет речь?

«Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же"». (Святослав и его мать княгиня Ольга)

10. О ком идет речь?

В 1037 г. он заложил церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – Святой Богородицы благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины….книги любил, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество… (Ярослав Мудрый)

11. О каком событии и князе идет речь?

«И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: "Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь". И остановил (он) воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей». (О Походе князя Олега на Царьград в 907 г.)

12. О каком событии и князе идет речь?

«...Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их…». (О полюдье князя Игоря в 945 г.)

Задание проверяется и оценивается учителями с комментарием и анализом. Правильные ответы отображаются на доске (слайд 10-24). За полный правильный ответ выставляется 2 балла, за неполный ответ или ответ с одной ошибкой – 1 балл. (Итого 9 баллов)

3. Тур-Работа с документами «Заполни пропуски в тексте»


Учитель: Каждая команда получает карточку с источником, где имеются пропуски. Варианты правильных ответов даны вместе с неправильными. Задача учащихся – восстановить текст. (Время выполнения 5 мин.) Задание оценивается в 1 балл за каждый верно заполненный пропуск. (Итого 7 баллов)

Учащиеся выполняют задания на карточках.

Задание проверяется и оценивается путем самопроверки, команды обмениваются своими карточками с ответами. Правильные ответы (слайд 25-28). Баллы фиксируются в Листе Достижений.

Завещание Ярослава Мудрого

«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и….......1……., то погибнете сами и погубите ……2……отцов своих и дедов своих…, но живите в……3……, слушаясь ……4…..брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в…..5……., старшему сыну моему и брату вашему…….6…….; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними……7…….., запретив им переступать предел братний …, сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому».


Перечень слов для работы:

1.междоусобиях , 2- землю, 3- мире, 4- брат, 5- Киеве, 6- Изяславу, 7- города, 8- крест, 9-Любече, 10-1097, 11- распри, 12- половцы, 13- междоусобия, 14- отчиной своей, 15- Киевом,


4-тур-Работа с понятиями


Учитель: Каждая команда получает пакет с терминами, которые надо разложить по схеме: «Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие»

(Всего 7 терминов, время выполнения - 5 мин.)

Пример Изгой = крестьянин + порвавший со своей общиной

Понятия:

  1. Закуп

  2. Рядович

  3. Вотчина

  4. Огнищанин

  5. Тиун

  6. Холоп

  7. Смерды

Учащиеся выполняют задания на листочках.

Задание проверяется и оценивается учителями с комментарием и анализом. Правильные ответы отображаются на доске (слайд 29-33). За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл. (Итого 7 баллов)

Баллы фиксируются в Листе Достижений.

Ответы:

Закуп = крестьянин + работающий за определённую ссуду

Рядович = крестьянин + работающий по заключённому договору

Вотчина = земельное владение + ставшее собственностью

Огнищанин = гражданин + управляющий вотчиной

Тиун = холоп + помощник огнищанина

Холоп = зависимый человек+ совершенно бесправный

Смерды = крестьяне + зависимые от князя


Супер – игра «Личность в истории»

Учитель: Каждая команда получает таблицу с вопросами, где необходимо соотнести имя и событие. (Всего 8 одинаковых вопросов, время выполнения - 2 мин.)

1.Соотнесите имя и события

1

Месть древлянам за смерть Игоря



2

Организация оборонительных укреплений на южных границах Руси



3

Подписал договор с Византией в 911 г



4

Строительство Софийского собора в Киеве



5

Написал «Устав» и «Поучение детям»



6

Ввел официально христианство на Руси. 


7

Подчинил племена древлян, северян, радимичей. 


8

Убит древлянами при сборе дани в 945 г


Учащиеся заполняют таблицу.

Задание проверяется и оценивается путем взаимопроверки, команды обмениваются своими листами с ответами. Правильные ответы (слайд 34-37). За каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. (Итого 8 баллов)

Ответы:

1. Месть древлянам за смерть Игоря.(Ольга)

2. Организация оборонительных укреплений на южных границах Руси.(Владимир 1)

3. Подписал договор с Византией в 911 г.(Олег)

4. Строительство Софийского собора в Киеве.(Ярослав Мудрый)

5. Написал «Устав» и «Поучение детям».(Владимир Мономах)

6. Ввел официально христианство на Руси. (Владимир 1)

7. Подчинил племена древлян, северян, радимичей. (Олег)

8. Убит древлянами при сборе дани в 945 г. (Игорь)

Баллы фиксируются в Листе Достижений.

2. Определите верно ли указана цитата и ее автор: блиц-опрос

Учитель: ребятам предлагается пройти блиц-опрос по вопросам, которые на доске (слайд 38-39) и определить верно ли указана цитата и ее автор.

  1. «От этого ли черепа принять мне смерть» -Святослав

  2. «Иду на вы»-Святослав

  3. «Не золотом добуду себе дружину, а дружиной золото» - Владимир Мономах

  4. «Воистину отцы наши и деды собирали землю русскую, а мы хотим погубить» - Владимир Мономах

  5. «Да не посрамим земли русской» -Олег

Задание оценивается в 1 балл. Отвечает та команда, которая первая подняла руку. (Итого 5 баллов)

Ответ:

  1. «От этого ли черепа принять мне смерть» (Олег)

  2. «Иду на вы» (Святослав)

  3. «Не золотом добуду себе дружину, а дружиной золото» (Владимир 1 Святой)

  4. «Воистину отцы наши и деды собирали землю русскую, а мы хотим погубить» (Владимир Мономах)

  5. «Да не посрамим земли русской» (Святослав)

Баллы фиксируются в Листе Достижений.

3. Собрать пазл и кратко охарактеризовать историческую личность


Учитель: Представитель каждой команды вытягивает 1 пазл, на котором зашифрована историческая личность. Задача учащихся: собрать пазл, назвать личность, которая на нем изображена и составить рассказ, не менее 10 предложений. (Время выполнения 5 мин)

Учащиеся работают с пазлом, составляют рассказ.

Юрий Долгорукий -Сын Владимира Мономаха. Родоначальник Владимиро-Суздальских князей.

Юрий Долгорукий – один из самых беспокойных правителей Руси. Не хотел довольствоваться малым, постоянно стремился завоевывать новые земли. Но особенно его привлекал Киевский престол, к которому Долгорукий стремился всю жизнь.

Своё прозвище князь получил за посягательства на чужие земли и за желание стать Киевским князем. Трижды ходил он на Киев. И лишь в 1155 г. закрепился в нём как правитель.



А ндрей Боголюбский-сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Выдающийся и мудрый государственный деятель. Был сторонником сильной княжеской власти, властный, порой деспотичный с непокорными.

Своей резиденцией сделал Боголюбово, где построил дворец и церковь, поэтому вошёл в историю как Боголюбский.







Всеволод Большое Гнездо — младший сын Юрия Долгорукого.

Прозвище получил потому, что имел 12 детей, из них 8 сыновей. Был умным, дальновидным политиком, талантливым военачальником. Всеволод Большое Гнездо отличался религиозностью, милосердием к нищим и обездоленным. Судил судом истинным и нелицемерным, что свидетельствует о его справедливости.



1 113-11125 годы – это время правления Владимира Мономаха. Находился он на великокняжеском престоле относительно недолго — всего 12 лет, однако  многое сделал для сохранения единства Руси, предотвращения надвигающейся феодальной раздробленности. Кроме того, Мономах активно и успешно боролся с половцами, укреплял Русь, занимался градостроительством и усилением городов и границ государства, способствовал развитию культуры, сам был писателем. Остановлюсь на двух важных событиях правления этого князя.

Задание проверяется и оценивается учителями с комментарием и анализом. Правильные ответы отображаются на доске (слайд 40-44).

За полный правильный ответ выставляется 3 балла, за определение личности – 1 балл и за полный рассказ – 2 балла, за неполный ответ или ответ с одной ошибкой – 1 балл. (Итого 3 балла)

Баллы фиксируются в Листе Достижений

Закономерным процессом развития любого государства является политическая раздробленность и ребята должны выбрать возможные положительные и отрицательные последствия раздробленности

Учитель: Каждая команда получает задание – таблицу, где необходимо разложить в 2 столбика положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси. (Время выполнения 2 мин.)

Последствия раздробленности Руси

Положительные последствия

Отрицательные последствия















Учащиеся выполняют задания на разрезанных вперемешку листочках.

Отрицательные

  • Ослабла оборонная способность государства

  • Слабая центральная власть

  • Постепенное падение роли Киева

  • Распад государства на отдельные княжества и их дальнейшее дробление

  • Ухудшение жизни людей из-за постоянных междоусобиц

  • Самостоятельность местных князей и бояр

  • Участились усобицы между князьями

Положительные

  • Рассвет культуры и ремесла  

  • Открытие новых торговых путей

  • Появление новых политических центров

  • Рост и усиление городов

  • Заселение ещё неосвоенных земель 

  • Прокладывание дорог и развитие внутренней торговли 

  • Усиление местного аппарата управления

Задание проверяется и оценивается путем взаимопроверки, капитаны команд меняются местами и оценивают правильные ответы совместно с учителем. Правильные ответы (слайд 45-48). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. (итого 14 баллов)

Баллы фиксируются в Листе Достижений.

Итоги: Подсчет балов и награждение победителей и участников. (слайд 49)



Видео фрагменты проведённого мероприятия

https://cloud.mail.ru/public/Lrtv/gYdezUFrZ представление команд, слайд 7 ( 25 сек.)

https://cloud.mail.ru/public/JLCk/mBCwiUUDU супер-игра, слайд 42 (13 сек.)

https://cloud.mail.ru/public/vQVd/SuznnwEiF последний этап, слайд 47 (1 мин.)











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!