СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская грамотность 

Особенности   формирования читательской грамотности младших школьников

Практические проблемы 

Виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»

Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения


Добрый день, уважаемые коллеги.

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

В наш век, где господствует интернет, смартфоны, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Ребенку интереснее посмотреть короткий, незамысловатый ролик в тит-ток, чем прочитать, даже самую яркую и увлекательную книгу.

Все мы и в особенности дети любят именно то, что хорошо получается. А если ребенок не умеет правильно читать, то и любить это дело он не будет. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из главных задач начального обучения.

 В своей практике я столкнулась с такими проблемами как: 

- низкая скорость чтения у детей;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении или маленького словарного запаса;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание;

- часто не могут составить собственное мнение о прочитанном;

- аргументировать собственное мнение, при его наличии.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

 Что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.



















Для решения проблем, связанных с изменениями в динамически развивающемся обществе, возрастанием запросов родителей обучающихся была принята государственная программа «Развитие образования на 2013 – 2020 годы», где одним из основных ожидаемых результатов является «повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA)» (1)

PISA измеряет три компонента читательской грамотности:

  • поиск и извлечение информации,

  • ее интегрирование и интерпретация,

  • осмысление и оценка.







Последний компонент считается самым сложным, так как подразумевает критическое осмысление прочитанного.

Конкретизировать понятие «читательская грамотность» с позиции обучающегося в образовательной организации, его готовности к образованию, к саморазвитию, значения читательской деятельности для поддержания интересов и эмоционального статуса личности удалось, с нашей точки зрения, авторам Концепции начального образования «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.



Читательская грамотность – компонент функциональной грамотности, который включает:

• совокупность умений и навыков, отражающих способность обучающегося осуществлять смысловое чтение – воспринимать письменный текст, анализировать, оценивать, обобщать представленные в нем сведения;

• способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях;

• потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития [3, с. 32].



Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.






Назову особенности   формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения. Оно строится на

-умение правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

2. Овладение техникой чтения.

3.Формирование читательских интересов.

          Мне бы хотелось познакомить вас    с разными видами заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

      

«Давайте посмотрим» детям необходимо считать информацию, при этом не обязательно уметь читать. Работа может быть разной сложности. В самом начале работы ученики рассматривают изображение, фиксируют увиденное в пересказе. На последующих этапах я предлагаю отвечать на заранее подготовленные мной вопросы или придуманные самостоятельно друг для друга. Еще можно предложить детям разыграть диалог персонажей, что направлено не только на развитие коммуникативных навыков, но и на развитие речи.

! Для смыслового обучения чтению можно предложить работу с деформированными текстами. Вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений. Они позволяют улучшить технику чтения и развивают периферийное зрение. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас эту ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.

                                                   мосКос

  кеРаты  таюлет  в  москос.  Я  чоху  теполеть  к  зёвдамз  и  назуть:  мат  дюли  лии  тен.

Скворец.

В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял  

На разных уровнях обучения сложность задания может меняться. В первое время к текстам даны слова-подсказки, в дальнейшем дети подбирают все слова самостоятельно.


Упражниние «Верите ли вы, что…» выполняется еще до начала работы с текстом. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Предлагаю учащимся утверждения, с которыми они работают дважды: до знакомства с текстом и после. Полученные результаты обсуждаем на этапе рефлЕксии.

  1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?

  2. Верите ли вы, что главным героем будет девочка?

  3. Верите ли вы, что Пиноккио может быть настоящим мальчиком?

! Или задание для более старших учащихся

  1. Предлагаются суждения. Дети должны отметить те, с которыми согласны.

  2. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

  Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.


«Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Подобную работу можно проводить на и этапе проверке домашнего задания, когда дети заранее отвечали на вопросы к тексту, а в классе я переформулирую и задаю «новый» вопрос.


Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делаем совместный вывод.


Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Конечно, это далеко не все задания, которые я, да и думаю многие коллеги, использую на своих уроках. И, как вы заметили, данные виды заданий не ограничиваются работой только на уроках литературного чтения. Такие же приемы можно и даже нужно использовать на уроках окружающего мира, математики, при решении задач, и других учебных дисциплин. При систематичной работе учащиеся не только научатся читать и понимать тексты в любой их форме в стенах школы, но и будут использовать полученные знания, умения и навыки всю жизнь, работая с информацией, представленной в таблицах, диаграммах, схемах, инструкциях. А ведь именно этого мы и добиваемся, формируя у детей функциональную, в данном случае читательскую, грамотность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!