СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование безопасного поведения ребенка посредством игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование безопасного поведения ребенка посредством игры»

«Самое дорогое у человека – это жизнь»

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей в детском саду - дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игровая деятельность. Именно в игровой деятельности дети соотносят своё поведение с образцом поведения, анализируют свои поступки и поступки окружающих, осознают свои действия и вырабатывают отношение к окружающей действительности.

Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш ещё не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому взрослые всегда защищают ребёнка. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что- либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. В дошкольных учреждениях всё больше внимания уделяют формированию у воспитанников навыков безопасного поведения. Ведь ребёнок-дошкольник стремится к самостоятельности, но сам не может адекватно оценить свои силы и возможности. Кроме этого, у ребёнка дошкольного возраста отсутствует опыт поведения в сложных ситуациях, он не знает или не умеет применять правила безопасности. А опасности подстерегают его повсюду: дома, на улице, на дороге, на природе. Важно прививать ребенку навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.


При ознакомлении детей с основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Задачи в работе с детьми по ОБЖ:

- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- формирование основ безопасности у дошкольников посредством игры;

- воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных ситуациях: в быту, на природе, на дорогах;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Виды деятельности, через которые дети познают основы безопасного взаимодействия с окружающим:

- игра;

- образовательная деятельность;

-  продуктивная деятельность;

- беседа;

-  наблюдения;

-  экскурсии;

-  развлечения;

-  дидактические игры;

-  театрализованные представления;

-  сюжетно – ролевые игры;

- подвижные игры;

-  игры – тренинги.


 Наряду с традиционными формами обучения большое внимание  необходимо уделять организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями необходимо использовать наглядно- информационное направление: информация на стенде, папки-передвижки, консультации по безопасности детей, разработка памяток по ОБЖ; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ.

Задача взрослых (родителей и педагогов) состоит не только в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Работа по формированию безопасности должна включаться в образовательную деятельность, в режимные моменты, в совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка.

Какие же методы и приемы эффективны в работе с детьми? Конечно же, это разнообразные игры. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

 Игра - основной вид деятельности дошкольника. Именно через игровую деятельность можно обогатить и расширить представления детей о правилах безопасности. Закрепление норм поведения у детей позволяет приобрести способность сохранять жизнь и здоровье в опасных ситуациях, неблагоприятных угрожающих жизни условиях. Во время игры можно разыграть множество ситуаций, которые могут произойти в реальном мире, дети практически учатся выходить из трудных положений. Игровая деятельность включает в себя дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-тренинги.

В работе с детьми целесообразно использовать дидактические игры, в процессе которых ребенок получает и закрепляет полученные знания по правилам безопасности.

Например:

Игра «Проверь свои знания» (ПДД)

Цель: закрепить знания правил дорожного движения, дорожных знаков, сигналов светофора.

Ход игры: воспитатель на столе раскладывает картинки с разными ситуациями на дороге. Затем предлагает ребенку рассмотреть картинку и найти соответствующий правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

Игра «Кому позвонить?»

Цель: закрепить знания номеров телефонов и специальных служб.

Ход игры: воспитатель на столе раскладывает картинки с разными ситуациями безопасности жизнедеятельности и карточки с номерами телефонов: 01, 02, 03, 04. Затем предлагает детям выбрать любую карточку с ситуацией, рассмотреть ее и определить, по какому номеру нужно позвонить.

Игра «Дорожные знаки»

Цель: закрепить знания о назначении дорожных знаков.

Ход игры: первый вариант: ведущий показывает знак, ребенок называет знак и объясняет его назначение. Второй вариант: ведущий называет знак, ребенок рассказывает, что он обозначает. Третий вариант: ведущий читает текст про знак, отгадавший показывает ответ карточкой с изображением знака.

Игра «Как избежать неприятностей дома и на улице»

Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту и на улице; предостеречь от несчастных случаев.

Ход игры: играть могут двое и более детей. Ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в нее. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, у кого больше карточек. (оборудование: набор сюжетных картинок с изображением различных опасных ситуаций дома, карточки со стихами к данным картинкам).

В работе с детьми по формированию основ безопасности невозможно обойтись и без словесных игр. Использование в работе словесных игр способствует формирование у детей знаний о предметах окружающей действительности, способах взаимодействия с ними. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Например:

Игра «Доскажи словечко»

Цель: закрепить знания детей о пожарной безопасности; о дорожной безопасности.

Ход игры: воспитатель читает загадку или стихотворение (младший возраст – картинка с загадкой), а дети досказывают слово.

Игра «Можно-нельзя»

Цель: закреплять представления о бытовых предметах, которыми нельзя играть.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить, что может произойти, если без разрешения брать опасные предметы: нож, ножницы, иголки и др. Дети поочередно берут по картинке и кладут около куклы, если с этим предметом играть можно, или в сундучок, если этот предмет для игры опасен. Воспитатель побуждает детей объяснять свой выбор. (оборудование: предметные картинки с изображением опасных и безопасных предметов для игры, кукла, сундучок).

Игра «Как избежать неприятностей во дворе и на улице»

Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются во дворе и на улице; предостеречь от несчастных случаев.

Варианты:

1 – ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть нее. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.

2 – карточки и стихи раздаются участникам поровну, дети по очереди читают свои стихи, тот, у кого есть картинки с нужной ситуацией, забирает стихотворение себе. Выигрывает тот, кто первым закроет свои картинки стихами. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Дети с удовольствием играют в дидактические игры с использованием загадок: «Загадай – мы отгадаем», «Куда звонить при возникновении опасных ситуаций».

Для применения полученных знаний в работе по безопасности можно использовать тематическое пособие (папка) - лэпбук. Например, по пожарной и дорожной безопасности. Пособие используется детьми в самостоятельной и игровой деятельности. Работа с лэпбуком позволит повысить познавательный интерес детей к ПДД и пожарной безопасности.

Незаменимы в работе с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности сюжетно-ролевые игры. Воспитатель должен включить в игры проблемные ситуации, которые позволят смоделировать различные ситуации и дадут возможность детям применить на практике полученные знания по безопасности. Многократное повторение в игре способов выхода из опасных ситуаций позволит сформировать навык безопасного поведения. С этой целью могут быть использованы следующие игры: «Один дома», «Скорая помощь», «Больница», «Пожарные», «Путешествие на автобус», «Путешествие», «Автошкола» и др.

Например:

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь»

Цель: учить детей безопасному поведению для предотвращения несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную медицинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь оказать первую помощь пострадавшему (оборудование: аптечка, телефон).

Сюжетно-ролевая игра: «Куда едут машины?», или «Пешеходы»

Цель: закрепить у детей правила дорожного движения; довести до сознания детей, к чему может привести их нарушение; воспитывать внимание, чуткость, умение оказать помощь друг другу (оборудование: макет проезжей части, игрушки – машины, знаки, светофоры, фигурки пешеходов).

Выбор игр определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих. Это могут быть задачи, направленные на закрепление знаний об источниках опасности, о причинах возникновения травмоопасных ситуаций, на углубление знаний о возможной угрозе и способах действий в конкретной ситуации.

Игра – тренинг «Незнакомец».

В ходе игры необходимо выработать у детей умение отвечать отказом на любое обращение к ним взрослого, научить говорить: «Я Вас не знаю». Если дети группы не знакомы с понятиями «опасный и безопасный незнакомец», необходимо объяснить, что они означают. Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:

- что-то поднести до квартиры;

- что-нибудь найти (например, выпавший ключ);

- что-либо показать (например, где находится аптека, магазин или дом с таким-то номером и т.д.).

Незнакомец может также сказать, что ребенка зовут родители; пригласить к себе домой под каким – либо предлогом; предложить сфотографироваться. В ходе проигрывания желательно предложить детям самостоятельно придумать просьбы, с которыми, по их мнению, может обратиться к ним взрослый. Расспросить детей о том, есть ли у них в семье установленное родителями правило: «Когда ты гуляешь на улице, и тебе захочется куда-то пойти, то ты обязательно приди домой и отпросись. Родители всегда должны знать, где ты находишься». Или предложить детям правило: «Всегда говори своим родителям, куда ты идешь». Далее следует сказать детям о том, что ни один взрослый человек, который действительно заботится о ребенке, никогда не предложит ему нарушить родительское правило. Даже если он скажет: «Я уверен, что твоя мама одобрит это». «Твоя мама в курсе. Она разрешила». «Мы скоро вернемся, поэтому давай не будем ничего говорить твоей маме». Никто не должен просить ребенка что-либо хранить в тайне от родителей.




       



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!