СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование базовых национальных ценностей через освоение исторического и культурного наследия своего народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование базовых национальных ценностей через освоение исторического и культурного наследия своего народа.»

Кривобокова Светлана Панфиловна,

учитель истории и обществознания

филиала МБОУ «Горельская СОШ» в с. Малиновка

Тамбовского района Тамбовскойобласти




Формирование базовых национальных ценностей

через освоение

исторического и культурного наследия своего народа.

Человек добродетелен лишь в том случае,

если нравственное поведение

является постоянной чертой его характера.

Георг Гегель


Современный период в российской истории - время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское само-сознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консо-лидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, госу-дарству, настоящему и будущему своей страны.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё со-знание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравст-венных ценностей :

патриотизм

гражданственность

семья

труд и творчество

наука

традиционные российские религии

природа

человечество

Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому,

чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе

знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности. Так источниками нравственной культуры могут стать:

  • труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных;

  • народная педагогика;

  • нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд;

  • произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.

Важная цель уроков истории – способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.
Преподавание истории в школе должно способствовать формированию ценностных ориентации ученика, решению им морально-нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане – ориентация, прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.
Главная задача истории – воспитать гражданина России, активного способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.
Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур, их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ – част мировой цивилизации.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идет разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Учителями истории решается одна основная задача – каким должен быть современный урок истории. Исходя из концепции исторического образования на первое место ставится гуманизация истории: очеловечивание. Познание исторических закономерностей, решение исторических проблем, понимание смысла истории должно идти не путем отвлеченных абстракций, а от человека и через человека.

Гуманизация истории означает также повышение внимания к историческим личностям. Социально-психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии должны стать важными элементами урока истории.
Гуманизм истории как науки в значительной степени определяется тем, что она способна формировать представление о непреходящем значении общечеловеческих ценностей.
История- форма и средство познания действительности. Но эта действи-тельность неоднозначна. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних лет, использовать все положи-тельное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.

Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Недопустимо и снисходительное – ироничное отношение к историческому материалу, что может принести учителю легкую популярность, но не способствует воспитания историей. Сопереживание и сострадание человеку прошлого – вот, что необходимо на уроке. Стараюсь разрушить у учащихся стену равнодушия, обратиться к их чувствам, побудить пережить чужую боль.
Школьные уроки побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности, оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. На уроках перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей. Одни их них мелькают бледной тенью, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания.
На уроке в 9-м классе по теме «Восстание декабристов» обращается внимание учащихся на то, что главным стимулом возникновения освободительного движения среди дворянской военной молодежи было чувство патриотизма. Эту мысль можно подчеркнуть отрывками из стихов, высказываниями декабристов. Перед учащимися встает плеяда истинных и верных сынов Отечества.
Важную роль в воспитании гражданина своей Родины, горячо любящего свой народ, свою землю, играют уроки, посвященные вопросам развития культуры России. В 6-м классе на уроке «Культура Древней Руси» учащиеся знакомятся с культурой Древнего Киева, Новгорода. Также ученики узнают, что так называемые «русские» мечи, имевшие удивительные и редкостные узоры, пользовались широким спросом на рынках Византии, Средней Азии и Европе. В Чехии лучшими считались замки русской работы.
Большую роль в нравственном воспитании на уроках истории играет оценочная деятельность школьников. Ученики самостоятельно осмысливают как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей. При изучении темы «Феодальное общество в Западной Европе» по всеобщей истории в 6-м классе учащиеся знакомятся с этическими нормами класса феодалов, которые использовали доходы от войны, грабежей и труда крестьян в основном на подарки, охоту, содержание большой свиты слуг и воинов. Знатный феодал должен быть щедрым, не считая денег, тратить свое богатство, делая это напоказ. Для него достойными занятиями были война, рыцарские подвиги, а тяжелые заботы о хлебе насущном он предоставлял «грубой черни». В сказаниях о рыцарях в 10 – 12 веках воспевались смелость, воинская удаль, презрение к смерти. Позднее, в 12 – 14 вв., в период расцвета рыцарской литера-туры, главным мерилом оценки поведения стала «честь». Феодалы приписывали высокие моральные качества только своему классу, связывая их с «благородным происхождением». Считалось, что « благородные» наделены от рождения и лучшими моральными качествами: они храбры, щедры и великодушны. К «неблагородным» правила рыцарской чести не применялись. В повседневной жизни, в семье феодалы были грубы, жестоки. 

Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. Они классифицируются по содер-жанию, уровню сложности познавательной деятельности учащихся, по их роли в учебной деятельности. По содержанию можно выделить задачи на раскрытие отношения к людям труда, на раскрытие отношения к труду. По уровню сложности выделяются задачи, 
1 уровень, предполагающие усвоение знаний о нравственной стороне трудовой деятельности требующие дать оценку трудовой деятельности людей;
2 уровень, сформулировать оценочное суждение под руководством учителя;
3 уровень, побуждающие дать самостоятельную нравственную оценку трудовой деятельности людей, когда ученик поставлен в ситуацию выбора.
Работу по раскрытию нравственных черт личности в процессе труда можно продолжить на более высоком уровне сложности при изучении культуры России конца 15 – 16 вв. При рассмотрении вопроса о первопечатнике Иване Федорове ученикам предлагается такая задача. Однажды в мастерскую Ивана Федорова пришел знатный боярин Басманов. Первопечатник только что выхватил из горна большую металлическую ложку с раскаленной смесью свинца и сурьмы: «Посторонись, боярин, обжечь ненароком могу!». Разлил жидкий металл по формочкам, вытер пот со лба и только тогда подошел к боярину: «Прости, литье – дело срочное, промедления не терпит». «Ловко работаешь, Федоров, тебе бы не буковки, а пушки лить», - говорит Басманов. «Может, и такое время придет, боярин. Только то, что буковки по миру разнесут, того ни пушками, ни саблями не убьешь», - был ответ первопечатника. 
Предлагается ответить на вопрос: Какие качества были присущи Ивану Федорову? Подтверди свое мнение текстом. Ребята, как правило, вычленяют нравственный аспект, говоря о трудолюбии печатника, отмечают великолепное знание им своего дела, понимание значимости своего труда, стремление трудиться для людей. Иван Федоров – человек труда, для него самое важное – дело, которому он служит. 
Многие темы в курсе истории содержат богатый «ценностный пласт». Вспомним великого князя Сергея Александровича, дядю последнего русского царя Николая II и его супругу великую княгиню Елизавету Федоровну. Великий князь Сергей Александрович погиб от разрыва бомбы террориста в 1905 году. Елизавета Федоровна по частям собирала останки мужа. После такого потрясения можно было ожесточиться, возненавидеть этот несправедливый мир. Но в том, как повела себя княгиня, поистине отразилось величие ее души. Забота не только к пострадавшим, но и к убийце мужа. Она подала прошение царю о том, чтобы фанатика оставили в живых. Ни это ли великое доказательство любви к людям и даже к своим врагам. Это ли не пример для подражания? Такие примеры в истории не единичны и детей учу оценивать поступки, не быть равнодушными к окружающим. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания и любви. 
Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Урок организуется таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом ученик проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических процессов и событий), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности. В ходе занятия ставится цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение. Создавая на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик ставится перед выбором с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом у школьника должен возникнуть личный интерес.

На уроках истории дети воспитываются историей. Так на уроке по Теме «Гражданская война и военная интервенция. 1918-1922 гг.» учащиеся должны понять, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор. А для успешной работы учителя ему необходимо верить. Вера в доброго человека – вот что поможет учителю истории. 
Настоящее воспитание историей, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себя исторические роли. История помогает преодолеть монологизм мышления. Ярким примером служит описание исторических деятелей в литературе. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений и пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой стороны – войти в круг тех, кто эти роли оценивает.

Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.

Воспитательные задачи урока можно свести к следующим:

- научить определять суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, (что есть добро и зло и как менялись представления о них в разные периоды истории человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т.д.);

- взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории:

- способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.

Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. Они классифицируются по содержанию, уровню сложности познавательной деятельности учащихся, по их роли в учебной деятельности. По содержанию можно выделить задачи на раскрытие отношения к людям труда, на раскрытие отношения к труду. Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, используют полученные ранее знания, например, о подсечном земледелии. Они говорят о том, в чем состоит земледельческий труд, подчеркивают, что для выполнения этой работы нужны сноровка, сила, опыт, настойчивость, воля, трудолюбие.

К урокам можно использовать эпиграфы: «Ты хочешь стать лучше – тебя ждет дорога. Лень преследует всех – попробуй преследовать ее сам. Горчица – самое замечательное лекарство от вредности. Каждый раз, когда хочется о ком-нибудь сказать плохо, ею можно воспользоваться». Такие фразы создают положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке.

На уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор.

Большую роль в формирование нравственной личности через урок играет личность учителя, его человеческая самоценность. Учитель должен вызывать у учащихся те чувства, которые есть у него, свои идеалы он должен передать своим ученикам. Но не навязывать готовые оценки и идеалы, а умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению, тогда не будет фальши лжи, и воспитывая милосердие, мы не получим цинизм. У ученика есть право на собственное мнение, оценку, право отстаивать свою точку зрения в споре с учителем. В каждом из учеников хочется видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы, человека, который ни при каких условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?». А пока мы беседуем, спорим, в том числе и о былой русской жизни, о Родине, о том, что мы имели, да не сберегли, бездумно отвергли, потеряли или растратили, а теперь прозревая, ищем, мучаемся, только обрести никак не можем. О русских людях. Этим – лучшие люди, подлинная соль земли – служили не только ради жалованья, и служба их на любом поприще была стремлением к воплощению в жизни высоких, завещанных предками идеалов. Эти люди, эти труженики «числились по России», берегли и умножали ее святые ценности, складывали за родную землю свои буйные головы, кто на Куликовом поле, кто на Бородинском и Прохоровском полях, иные же в горах всегда неспокойного Кавказа. Это ли не личности? Это ли не образцы для подражания? Будем надеяться, что социальный заказ на Человека с большой буквы будет востребован, и российская жизнь обретет, наконец, лад, примиривший в себе предания и веру предков и новые, весьма неоднозначные реалии современного периода русской жизни.
Мы – не просто страна, мы – Россия. Наш народ – не «народ вообще», а русский по культуре народ, и необходимо в процессе образования воспитывать молодежь в ощущении неразрывной связи судеб и всей тысячелетней истории страны.
Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориен-тированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределиться в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
Как сказал Дмитрий Медведев в одном из интервью: «Древо человеческого бытия вырастает из тонкого гибкого ростка детства. И от того как за ним ухаживать, зависит его будущая стать и стройность. То есть, от того как будет происходить формирование жизненных навыков ребенка, зависит, станет ли его дальнейшая жизнь интересной, творческой, значимой для него же самого».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей