СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной своей работе я попыталась выявить разные виды самооценок детей начиная от "Маминого сокровища" до "Лидера", дети сейчас стараются все быть лидерами и подавить своим напорством детей с более спокойным темпераментом и настойчивостью. В таких  детях, нужно формировать чувство уверенности, настойчивости, умения постоять за себя. С этой целью для детей со спокойным темпераментом и детей с большой силой воли и эмоционального настроя были разработаны игры миниатюры для создания адекватной самооценки детей в группе сверстников.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников"»

Наталья Евгеньевна Филимонова

Воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с №12 «Улыбка»

«Формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников»


Одни дети занимают статусное положение популярных, другие же наоборот становятся отвергнутыми в кругу сверстников. Чем же это обусловлено? Какие факторы влияют на статус детей? Одним из ведущих факторов является самооценка. В дошкольном возрасте у детей самооценка субъективная, объективной самооценки так таковой нет, но она закладывает фундамент для дальнейшего развития личности.


Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок.


Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных деталей своей внешности, отдельных черт характера.


У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка, она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Они заключается в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, дифференцированный характер: «хороший», «плохой», «умный», «неумный». Многие дети старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия не адекватно, поскольку они еще не сформировались.


У детей старшего дошкольного возраста общая самооценка находится в процессе формирования, она еще не устоялась и подвержена любому влиянию. Поэтому дети этого возраста нуждаются в постоянном одобрении, в подтверждении, что в общем они хорошие и достойны любви. Например, данные современных психологических исследований показывают, что положительная самооценка ребенка играет значительно большую роль в успешном обучении, чем уровень его умственного развития. Ребенок с положительной самооценкой готов рисковать и пробовать снова и снова, поскольку он верит в себя.


Так же на развитие самооценки влияет успешность ребенка в различных областях жизнедеятельности. Дети судят по себе по четырем главным критериям:


1 Когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей;


2 Социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми;


3 Физическая компетентность: «что я умею (или не умею) делать» - бегать, играть в футбол.


4 Кодекс поведения «хороший ли я мальчик (девочка)».


С возрастом самооценка становится более дифференцированной, так как увеличиваются сферы деятельности ребенка.


В дошкольном возрасте объективной самооценки так таковой нет, она выражается субъективными оценочными отношениями к самому себе. В период дошкольного детства самооценка интенсивно развивается. Решающее значение на первых этапах становления личности имеет общение ребенка со взрослыми, а со второй половины – включается потребность в признании сверстников. Самооценка ребенка определяет его поведение, характер взаимоотношений со сверстниками, что в свою очередь характеризует отношение других детей к нему, это и определяет статусное положение ребенка в группе.

Примерные упражнения, игры, направленные на повышение уровня самооценки, развитие адекватной самооценки.

 

Игра «Мое имя».                                      

 Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

 Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

- Тебе нравится твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

 При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным.

 Игра «Связующая нить».

 Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.

 Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

 Игра «Возьми и передай».

 Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

 Игра «Настроение».

 Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.

 Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.

Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

 Игра «На что похоже настроение?»

 Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.

 Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

 Игра «Комплименты».

 Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.

 Стоя в. кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза coceду, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

 Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губ наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполни упражнение перед большим зеркалом.

 Упражнение «Назови и покажи».

 Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

 Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

 Этюд «Ласка»

 Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

 Игра «Сказочная шкатулка»

 Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе.

 Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

 Игра «Принц и принцесса»

 Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.

 Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.


Дидактический материал для работы с детьми

1. Алгоритм дня «Ступеньки проживания»:

- «Утро радостных встреч» (взаимные приветствия, проявления доброжелательного отношения ко всему «групповому сообществу»: называют друг друга ласковым именем, желают добра, настраиваются на добрые дела);

- «Посиделки» (рассказы детей и педагогов об интересных историях, событиях из личной жизни);

- «Вечерний круг благодарения» (отмечаются хорошие дела  дошкольников; дети благодарят тех, кто помог им в течение дня, с кем было интересно играть. Если кто-то из детей остается без благодарения со стороны воспитанников, педагог обязательно должен найти повод его поблагодарить).

2. Решение и разбор практических ситуаций, в которых необходимо сделать нравственный выбор, проявить доброе отношение к окружающим («Научи друга тому, что умеешь делать сам»).

3. Игры, упражнения, этюды.

«Вежливые слова» (Какие вежливые слова мы произносим, заходя в группу, уходим из детского сада, благодарим кого-либо и т.п.)

 «Комплименты» (назови, что в Сережи… тебе нравится).

 «Волшебное зеркало»

Цель: формирование уверенности в себе».

Правила игры. Взрослый предлагает ребенку посмотреть в «волшебное» зеркало.

Методические рекомендации. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и в группе. Выбирается «зеркало» - это может быть другой ребенок или взрослый. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. Эта игра  будет полезна для ребенка, не уверенного в себе, поможет ребенку почувствовать себя более раскованно, свободно, увидеть себя со стороны, «раскрыться».

«Я – разный»

Цель: помочь ребенку поверить в себя, свои возможности.

Правила игры. Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя в трех рисунках:  какой он был раньше, какой он сейчас и каким бы хотел стать.

Методические рекомендации. Для проведения игры потребуются лист бумаги, разделенный на 3 части, цветные карандаши. После рисования необходимо обсудить рисунки: в чем их разница, что необходимо сделать, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.

«Поймай мяч»

Цель: развитие способности к самораскрытию, самоконтролю.

Правила игры.  Взрослый предлагает детям сесть в круг. Дети по очереди бросают друг другу небольшой мячик, называя при этом какое-либо достоинство того человека, кому этот мяч бросается.

Методические рекомендации. Важно, чтобы в процессе игры каждому участнику удалось услышать о себе что-то хорошее и поймать мяч.

«Закончи предложение»

Цель: формирование у ребенка адекватной оценки своих качеств, преодоления замкнутости.

Правила игры. Взрослый предлагает детям по очереди закончить каждое из предложений.

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Методические рекомендации. Можно попросить ребенка объяснить тот или иной ответ.

«Назови свои сильные стороны»

Цель: свободное выражение своего мнения.

Правила игры. Взрослый предлагает  каждому участнику игры в течение нескольких минут рассказать о  своих сильных качествах, о том,  что он любит, ценит, о том, что дает ему чувство уверенности.

Методические рекомендации. Важно, чтобы малыш говорил прямо, не умаляя своих достоинств.

«Я – лев»

Цель: формирование уверенности в себе.

Правила игры. Взрослый предлагает детям закрыть глаза и представить себе, что каждый превратился во льва. Лев – царь зверей. Он сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

- Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва. Пройдите по кругу гордой уверенной походкой.

Методические рекомендации. Во время представления подбадривайте детей, хвалите. Важно, чтобы в процессе игры, каждый ее участник представился от имени льва.

«Я хороший»

Цель: развитие уверенности в себе» .

Правила игры. Взрослый предлагает детям сесть на стульчики и сказать себе: «Я очень хороший (хорошая)». Сначала произнесем  слово «Я» шепотом, затем обычным голосом, потом – прокричим его. Таким же образом поступаем со словами «очень», «хороший». И наконец, дружно «Я очень хороший». Затем каждый  по очереди  скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит.

Затем детям предлагается встать в круг, взяться за руки и сказать: «Мы очень хорошие» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим.

Методические рекомендации. Обсудите с детьми, что они чувствовали, играя в эту игру.

 «Я справлюсь»

Цель: формирование умения выражать свое личное отношение к определенным ситуациям.

Правила игры. Взрослый предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что справится, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода из сложившейся ситуации – прячет руки за спиной.

        Можно предложить варианты: тебя дразнят; у тебя отобрали любимую игрушку; тебе не разрешают смотреть телевизор; друг обиделся и т.п.

Методические рекомендации. Проведите обсуждение, предложив ребятам рассказать, как они будут вести себя в таких ситуациях.  Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в баночку «Я справился».

«Связующая нить».

Цель: Формирование  чувства близости с другими  людьми.

Правила игры. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто  держит клубок, чувствует, что хочет  для себя и что может пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и  закрывают глаза, представляя, что  они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Методические рекомендации. При затруднении педагог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!