СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Форма правления + Федеративное устройство Российской Федерации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Форма правления + Федеративное устройство Российской Федерации»

Блок «ПОЛИТИКА» 4.4 Формы Государства Подготовила: Сиденко Виктория Сергеевна

Блок «ПОЛИТИКА»

4.4 Формы Государства

Подготовила: Сиденко Виктория Сергеевна

Формы государства Это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.

Формы государства

Это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.

Формы государства Форма административно территориального деления Политический режим Форма правления Республика Федерация Демократический Монархия Унитарное государство Недемократический: Авторитарный Тоталитарный Конфедерация

Формы государства

Форма административно территориального деления

Политический режим

Форма правления

Республика

Федерация

Демократический

Монархия

Унитарное государство

Недемократический:

  • Авторитарный
  • Тоталитарный

Конфедерация

Форма правления? структура высших органов власти, порядок их образования и распределения компетенций характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

Форма правления?

структура высших органов власти, порядок их образования и распределения компетенций

характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

Монархия  (греч. μοναρχία — «единовластие») — форма правления , при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству .  Абсолютная Конституционная (ограниченная)

Монархия (греч. μοναρχία — «единовластие») — форма правления , при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству .

Абсолютная

Конституционная (ограниченная)

Абсолютная монархия Отличаются всевластием главы государства. Не ограниченна конституционными учреждениями. При абсолютной монархии монарх соединяет  в себе функции: Главы государства и правительства Главнокомандующего вооружёнными силами Верховного судьи Также он  назначает  правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх ещё выполняет и функции духовного главы.

Абсолютная монархия

  • Отличаются всевластием главы государства.
  • Не ограниченна конституционными учреждениями.

При абсолютной монархии монарх соединяет в себе функции:

  • Главы государства и правительства
  • Главнокомандующего вооружёнными силами
  • Верховного судьи

Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх ещё выполняет и функции духовного главы.

Примеры современных абсолютных монархий  Катар Ватикан Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) Саудовская Аравия Бруней Оман

Примеры современных абсолютных монархий

Катар

Ватикан

Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ)

Саудовская Аравия

Бруней

Оман

Конституционная монархия Полномочия главы государства строго лимитированы . Реальная: законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают: дуалистическими парламентарными

Конституционная монархия

Полномочия главы государства строго лимитированы .

Реальная:

  • законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту
  • исполнительная — правительству.

По степени ограничения конституционные монархии бывают:

  • дуалистическими
  • парламентарными

Конституционная монархия

Дуалистическая монархия

Парламентская монархия

Конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально .

При парламентарной монархии:

  • Власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена (если не совсем) в сфере управления.
  • Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
  • Он же назначает правительство, которое перед ним же и ответственно.

В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определённые полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента , но на практике оно давно уже нигде не применялось.

По сути дела, монарх выполняет чисто представительные функции.

(от лат. dualis -двойственный) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть.

Он:

  • «обладает правами назначения и смещения кабинета министров, а
  • абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента
  • а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций».

Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти сюда же можно отнести королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения

Абсолютная

1. Принадлежность законодательной власти

(неограниченная)

Конституционная (ограниченная)

2. Осуществление исполнительной власти

монарху

Дуалистическая

разделена между монархом и парламентом

Парламентарная

монарху

3. Назначение главы правительства

монарх

парламенту

монарху

4. Ответственность правительства

перед монархом

монарх

формально — монарх,

5. Право роспуска парламента

фактически — правительство

перед монархом

формально — монарх,

6. Право вето монарха на решения парламента

фактически — правительство

перед парламентом

7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха

парламент отсутствует

у монарха (неограниченное)

8. Современные государства

неограниченное

парламент отсутствует

у монарха (по рекомендации правительства)

абсолютное

предусмотрено, но не используется

вето

(указ монарха имеет силу закона)

только в период между сессиями парламента

Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия

предусмотрено, но не используется

Иордания,

Марокко, Непал

Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Республика Власть в республике Ограничена по времени определенным сроком. Ограничена в действиях полномочиями и системой сдержек и противовесов. Передается в ходе выборов (от лат. res publica — дело народа) — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.

Республика

Власть в республике

  • Ограничена по времени определенным сроком.
  • Ограничена в действиях полномочиями и системой сдержек и противовесов.
  • Передается в ходе выборов

(от лат. res publica — дело народа) — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.

Формы республики Смешанная (полупрезидентскя) Парламентская Президентская Ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент , который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом Власть: Президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства президента значительна формирует правительство но формирование правительства происходит с участием парламента избирается прямым голосованием всеми гражданами

Формы республики

Смешанная (полупрезидентскя)

Парламентская

Президентская

Ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент , который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом

Власть:

Президент наделён очень большой властью:

  • он совмещает функции главы государства и главы правительства
  • президента значительна
  • формирует правительство
  • но формирование правительства происходит с участием парламента
  • избирается прямым голосованием всеми гражданами

Основные виды республик и их признаки

Линии сравнения

1. Порядок избрания президента

2. Порядок образования правительства

Президентская

Полупрезидентская (смешанная)

Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь).

3. Ответственность правительства

Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле

Парламентская

4. Право роспуска парламента у президента

Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента.

Избирается на заседании парламента.

Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству.

Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии.

Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед президентом.

5. Наличие поста премьер-министра

Отсутствует.

Отсутствует.

Перед парламентом.

6. Объём полномочий президента

Президент имеет право роспуска парламента.

Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен.

Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти.

7. Современные государства

Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства.

Существует пост премьер-министра.

Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством.

США, страны Латинской Америки

Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает.

Австрия, Россия, Франция

Индия, Италия, ФРГ, Швейцария

1. Стабильность, верность традициям, нормам и ценностям культуры. 2. Уважение к власти, авторитет. 3. Высокая скорость принятия политических решений Положительные Последствия республики, как формы правления 1. Отсутствие публичного диалога общества и власти, отсутствие общественного контроля над властью. Отрицательные 3. Традиционализм осложняет проведение модернизации общества, «перезагрузку» политического курса 2. Зависимость власти от воли одного человека (угроза произвольного принятия решений, рост риска политических ошибок).

1. Стабильность, верность

традициям, нормам и ценностям

культуры.

2. Уважение к власти, авторитет.

3. Высокая скорость принятия

политических решений

Положительные

Последствия республики, как формы правления

1. Отсутствие публичного диалога общества и

власти, отсутствие общественного контроля над

властью.

Отрицательные

3. Традиционализм осложняет проведение модернизации

общества, «перезагрузку» политического

курса

2. Зависимость власти от воли одного человека

(угроза произвольного принятия решений, рост

риска политических ошибок).

1. Контроль общества за властью. 2. Повышение возможности достижения политических компромиссов как следствие регулярной смены власти. Положительные Последствия абсолютной монархии, как формы правления 3. Новые возможности укрепления политической легитимности в ходе избирательного процесса 1. Увеличение сроков принятия политических решений. Отрицательные 3. Рассредоточение, децентрализация политической ответственности за судьбу государства 2. Возможность принятия большинством неверного решения — «тирания большинства».

1. Контроль общества за властью.

2. Повышение возможности достижения

политических компромиссов

как следствие регулярной

смены власти.

Положительные

Последствия абсолютной монархии, как формы правления

3. Новые возможности укрепления

политической легитимности в ходе

избирательного процесса

1. Увеличение сроков принятия политических

решений.

Отрицательные

3. Рассредоточение, децентрализация

политической ответственности за судьбу

государства

2. Возможность принятия большинством

неверного решения — «тирания

большинства».

Характеризует: внутреннее строение государства  деление его на территориальные образования и уровень самостоятельности и полномочий этих образований. Форма территориально-государственного устройства

Характеризует:

  • внутреннее строение государства
  • деление его на территориальные образования и уровень самостоятельности и полномочий этих образований.

Форма территориально-государственного устройства

Унитарное государство может быть отличаться степенью централизации власти, быть централизованным и децентрализованным (с распределением полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц ). Части федеративного государства являются государственными образованиями обладающими юридически определенной политической самостоятельностью Союз суверенных государство, без общей армии, налоговой системы и гражданства

Унитарное государство может быть отличаться степенью централизации власти, быть централизованным и децентрализованным (с распределением полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц ).

Части федеративного государства являются государственными образованиями обладающими юридически определенной политической самостоятельностью

Союз суверенных государство, без общей армии,

налоговой системы и гражданства

Линии сравнения

Унитарное государство

1. Сущность формы государственно- территориального устройства

Федерация

2. Конститутивные (определяющие) решения

Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство.

Конфедерация

Принимаются высшими органами власти.

3. Территория

Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство.

Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии.

Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения с участием субъектов федерации.

4. Политическая самостоятельность

Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром.

Принимаются высшими органами власти государств-участников.

Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов в установленном конституцией порядке.

Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью.

5. Конституция

6. Гражданство

Отсутствие единой территории.

Субъекты обладают определенной политической самостоятельностью.

Единая.

7. Правовая и судебная системы

Единое.

Союза и субъектов, верховенство конституции союза.

Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность.

Союзное и субъектов.

Единая.

Государств-участников.

Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты.

Государств-участников.

Отсутствие единой правовой и судебной систем.

8. Международная деятельность

9. Право расторжения договора

В полном объеме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях.

Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены.

-

10. Современные государства (несколько примеров)

Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации.

Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония.

Государства-участники осуществляют международную деятельность.

Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария.

Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке.

Признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС).

Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. Политический режим Формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, т. е:  Государства Политических партий и движений Политических институтов и т. д.

Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Политический режим

Формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, т. е:

  • Государства
  • Политических партий и движений
  • Политических институтов и т. д.

Типы режимов

1. Формы

Недемократический

Демократический

Непосредственная и представительная демократия.

2.Социальная база

Тоталитарный

Линии сравнения

Авторитарный

Итальянский фашизм, немецкий национал- социализм, советский социализм, китайский маоизм, кампучийский «чистый» коммунизм Пол-Пота и д

Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности.

3.Государственное устройство

4. Партийная система

От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока.

Опора на массовые движения люмпенизированных слоёв населения.

Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения.

5. Оппозиция

Многопартийность.

«Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни.

Опора на традиционные социальные институты — бюрократию, армию, церковь.

Господство одной партии.

Действует легально.

Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жёсткого контроля определённых секторов общественной жизни.

Отрицается.

Правящая партия огосударствлена.

Ее деятельность ограничена жёсткими рамками.

  Типы режимов  Недемократический  Демократический Тоталитарный Линии сравнения Авторитарный

Типы режимов

Недемократический

Демократический

Тоталитарный

Линии сравнения

Авторитарный

Блок «ПОЛИТИКА» 4.15 Федеративное устройство Российской Федерации Подготовила: Сиденко Виктория Сергеевна

Блок «ПОЛИТИКА»

4.15 Федеративное устройство Российской Федерации

Подготовила: Сиденко Виктория Сергеевна

Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами добровольного объединения её субъектов. В соответствии с Указами Президента РФ созданы восемь феде­ральных округов (на 2021 г.), охватывающих группы субъектов Федерации: Се­веро-Западный. Центральный. Приволжский. Уральский. Южный. Сибирский. Дальневосточный. Северо-Кавказский. Они были учреждены в 2000 г., изначально их было семь, в 2010 г. из Южного ФО был выделен Северо-Кавказский ФО, в 2014 г. был добавлен Крымский ФО, в 2016 г. он присоединён к Южному ФО. Они не являются субъектами РФ, разделены скорее как экономические единицы. В каждый из федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей .

Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами добровольного объединения её субъектов.

В соответствии с Указами Президента РФ созданы восемь феде­ральных округов (на 2021 г.), охватывающих группы субъектов Федерации:

  • Се­веро-Западный.
  • Центральный.
  • Приволжский.
  • Уральский.
  • Южный.
  • Сибирский.
  • Дальневосточный.
  • Северо-Кавказский.

Они были учреждены в 2000 г., изначально их было семь, в 2010 г. из Южного ФО был выделен Северо-Кавказский ФО, в 2014 г. был добавлен Крымский ФО, в 2016 г. он присоединён к Южному ФО.

Они не являются субъектами РФ, разделены скорее как экономические единицы. В каждый из федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей .

Субъекты Российской Федерации: - Республики - Автономный округ - Автономная область - Край - Область - Города федерального значения

Субъекты Российской Федерации:

- Республики

- Автономный округ

- Автономная область

- Край

- Область

- Города федерального значения

Принципы федерализма в РФ Наименование принципа Его основное содержание Государственная цело­стность Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права. Равенство и самоопределе­ние народов Предоставление равных прав на нацио­нальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Подразумевается, что с амоопределение народа не должно на­рушать как права отдельных народов , так и всего многонационального народа России. Единство системы государ­ственной власти Наличие федеральных органов власти, оли­цетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Принципы федерализма в РФ

Наименование принципа

Его основное содержание

Государственная цело­стность

Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права.

Равенство и

самоопределе­ние народов

Предоставление равных прав на нацио­нальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Подразумевается, что с амоопределение народа не должно на­рушать как права отдельных народов , так и всего многонационального народа России.

Единство системы

государ­ственной власти

Наличие федеральных органов власти, оли­цетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Принципы федерализма в РФ Наименование принципа Его основное содержание Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральны­ми органами власти, обладают верховен­ством по отношению к законодательствам субъектов РФ. Верховенство федерально­го права Разграничение предметов ведения и полномочий меж­ду Федерацией и её субъек­тами Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органа­ми власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ раз­граничения сфер и компетенций их дея­тельности. Равенство субъектов Рос­сийской Федерации Защищает интересы как Российского госу­дарства в целом, так и отдельных субъектов Федерации.

Принципы федерализма в РФ

Наименование принципа

Его основное содержание

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральны­ми органами власти, обладают верховен­ством по отношению к законодательствам субъектов РФ.

Верховенство федерально­го права

Разграничение предметов ведения и полномочий меж­ду Федерацией и её субъек­тами

Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органа­ми власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ раз­граничения сфер и компетенций их дея­тельности.

Равенство субъектов

Рос­сийской Федерации

Защищает интересы как Российского госу­дарства в целом, так и отдельных субъектов Федерации.

Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов Принадлежность предмета Особенность действия нормативных ведения и полномочий правовых актов Перечень вопросов Внешняя политика и международные отноше­ния РФ. Финансовое. Валютное. Таможенное регулирование. Судопро­изводство. Уголовное Гражданское право и др. Российская Феде­рация Федеральные законы, имеющие прямое дей­ствие на всей террито­рии РФ. Российская Феде­рация и её субъек­ты (совместное ве­дение) Защита прав и свобод че­ловека и гражданина. Ко­ординация международ­ных и внешнеэкономи­ческих связей субъектов. Охрана окружающей сре­ды. Общие вопросы вос­питания, образования, науки, культуры. Адми­нистративное, трудовое, семейное, жилищное право. Федеральные законы, в соответствии с которы­ми субъекты Федерации принимают уже свои за­коны и иные норматив­ные правовые акты. Правовые акты субъек­тов РФ должны соот­ветствовать федераль­ным законам поданным вопросам.

Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов

Принадлежность предмета

Особенность действия нормативных

ведения и полномочий

правовых актов

Перечень вопросов

  • Внешняя политика и международные отноше­ния РФ.
  • Финансовое.
  • Валютное.
  • Таможенное регулирование.
  • Судопро­изводство.
  • Уголовное
  • Гражданское право и др.

Российская Феде­рация

Федеральные законы, имеющие прямое дей­ствие на всей террито­рии РФ.

Российская Феде­рация и её субъек­ты

(совместное ве­дение)

  • Защита прав и свобод че­ловека и гражданина.
  • Ко­ординация международ­ных и внешнеэкономи­ческих связей субъектов.
  • Охрана окружающей сре­ды.
  • Общие вопросы вос­питания, образования, науки, культуры.
  • Адми­нистративное, трудовое, семейное, жилищное право.

Федеральные законы, в соответствии с которы­ми субъекты Федерации принимают уже свои за­коны и иные норматив­ные правовые акты. Правовые акты субъек­тов РФ должны соот­ветствовать федераль­ным законам поданным вопросам.

Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов Принадлежность предмета Особенность действия нормативных ведения и полномочий правовых актов Перечень вопросов Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совмес­тного ведения РФ и её субъектов, которые Кон­ституция РФ не ограни­чивает и не конкретизи­рует в полной мере. Субъекты Россий­ской Федерации Нормативные правовые акты субъектов РФ, из­данные по данным воп­росам, не рассматрива­ются с точки зрения их соответствия Конститу­ции РФ, так как они на­ходятся вне пределов компетенции Федера­ции. В случае противо­речия между федераль­ным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ.

Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов

Принадлежность предмета

Особенность действия нормативных

ведения и полномочий

правовых актов

Перечень вопросов

  • Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совмес­тного ведения РФ и её субъектов, которые Кон­ституция РФ не ограни­чивает и не конкретизи­рует в полной мере.

Субъекты Россий­ской Федерации

Нормативные правовые акты субъектов РФ, из­данные по данным воп­росам, не рассматрива­ются с точки зрения их соответствия Конститу­ции РФ, так как они на­ходятся вне пределов компетенции Федера­ции.

В случае противо­речия между федераль­ным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ.

Примеры( более подробно )

Полномочия федерального центра:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в различных областях;

ж) установление правовых основ единого рынка;

всё финансовое и валютное регулирование

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

к) внешняя политика и международные отношения

л) внешнеэкономические отношения РФ

м) оборона и безопасность;

н) определение статуса и защита государственной границы

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и др. законодательство

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны,

метрическая система и исчисление времени;

с) государственные награды и почетные звания РФ;

т) федеральная государственная служба.

Примеры ( более подробно )

Полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов федерации:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей и др. субъектов.

б) защита прав и свобод человека и гражданина;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами

г) разграничение государственной собственности;

д) охрана окружающей среды и природопользование

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами и др.

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!