СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Форма и размеры Земли" 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Форма и размеры Земли".

Просмотр содержимого документа
«"Форма и размеры Земли" 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Политэк» г. Волгодонска

















Методическая разработка урока географии : «Форма и движения Земли», 5 класс.



















номинация: «Лучшая методическая разработка в условиях реализации ФГОС ООО»

автор: Бочарова Инна Владимировна,

учитель географии











Аннотация.

По новому федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образованию в 5 классе водиться начальный курс географии ( 1 час в неделю).

В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Тема урока «Форма и движение Земли» изучается в разделе «Земля как планета солнечной системы». В зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов и возрастных особенностей, я использую следующие современные технологии: творческая мастерская, технологии открытого пространства (Open Space Technology), ИКТ. Создаю условия для развития творческого потенциала. Формирую коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика. Данные технологии позволяют научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути их достижения, развивать интеллект, способствует приобретению опыта групповой работы.

















Содержание.

  1. Аннотация. 2

  2. Введение. 3-4

  3. Основная часть 4-15

  4. Заключение. 15

  5. Литература. 15






























Образовательные результаты.

Предметные

метапредметные

личностные

Учащийся научиться

Учащийся получит возможность научиться

Учащихся научиться

Учащийся получит возможность научиться

Выделять и объяснять понятия«направление вращения Земли». «земная ось», «угол наклона оси», «Северный полюс», «Южный полюс», «смена дня и ночи» .

Описывать особенности движения Земли по орбите, измерять «земную окружность», используя модель земли, устанавливать взаимосвязи между Солнцем и сменой дня и ночи, определение формы Земли по тени.

Определять зависимость светового дня и температуры от высоты Солнца, форму Земли -сплюснутую с полюсов.

Устанавливают взаимосвязи движение Земли вокруг своей оси под углом, попадание солнечных лучей и сплюснутой формой Земли.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения при работе в группе


Основные учебные блоки

Методы, приемы.

Формы и виды диагностики и контроля.

Приемы рефлексии.

Словесные (беседа. Рассказ), наглядные (демонстрация рисунков, презентация, видеофрагмент), практические (выполнение практических опытов).

Фронтальный опрос, работа в группах(проведение опытов),задание «Найдите лишнее», тест с самопроверкой, сигнальные загадки.

«Закончи фразу», «Пять пальцев».


Урок : «Движение и форма Земли»

Тип учебного занятия – урок –исследование.

Оборудование : видеофрагменты, презентация, клубок ниток, фонарик, спицы, геометрические фигуры, глобус, карандаш.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

Ценностный компонент

урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1

2

3

4

5

Оргмомент.

Определение

темы

урока

Демонстрация иллюстраций «Первые представления людей о Земле». Назовите ключевое слово, объединяющие все иллюстрации.

Иногда Землю называют космическим кораблем. Приведите свои доводы в защиту этого названия.

Какое слово является ключевым в ваших предположениях?

1.Предлагают варианты ответов. (Форма, размеры)





2.Приводят свои доводы.(говорят о постоянном движении Земли)


3.Называют. (Движение)

Определяют тему урока: «Форма и движение Земли по околосолнечной орбите»

Определяют тему урока.


Формирование задач

урока

Какие вопросы нам предстоит изучить?

Сформулируйте задачи урока, используя следующие глаголы: определить…,определить особенности……,установить причины…….

1.Высказывают свое мнение.


2.Называют задачи урока.

- Определить форму Земли.

-Определить особенности обращения Земли вокруг Солнца.

-Установить причины смены дня и ночи.

Формулируют задачи урока.


Создание

мотивационной

установки

Для чего современному человеку необходимо знать особенности движения Земли?

Высказывают свое мнение и предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо добыть на уроке.



Содержательный этап урока.















Форма Земли

Работа в группах.

Деление на группы- прием «open space». Используется «открытое пространство» для самоопределения состава группы. В течении работы учащиеся может поменять группу. Через 10 минут каждая группа представляет результат своей работы.

Группа 1. Докажите с помощью данных предметов , что Земля имеет форму шара.(Приложение 1)







Группа 2. Проведите опыт.

А) на круглый карандаш нанижите полоски бумаги сначала с одного конца, потто – с другого.

Б) распределите их равномерно вокруг карандаша, имитируя шар.

В) зажимая между ладонями карандаш, прокрутите его в одно направлении.

Г) отметьте смещение полосок бумаги и сделайте вывод о форме Земли. Приложение №2















Проводя эксперимент с предметами (шар, куб, квадрат, полуплоскость, фонарик), определяя тень каждого, делают вывод о форме Земли.


Отмечают небольшую сплюснутость модели. Измеряют глобус вдоль экватора и по окружности ,проходящей через полюса. Делают вывод о форме Земли.















Учатся связно излагать свои мысли.















Рисуют схему растущей луны, убывающей луны.





Зарисовы

вают

схему модели Земли.










Особенности обращения Земли вокруг Солнца и установление причин смены дня и ночи

Перед выступлением третьей группы знакомимся с действием маятника Фуко, доказывающего движение Земли. Видеофрагмент Галилео. Эксперимент. Маятник Фуко



Группа 3. Задание «Обращение Земли вокруг Солнца» Расскажите об особенностях движения Земли вокруг Солнца, при ответе используйте следующие словосочетания: «направление вращения Земли». «земная ось», «угол наклона оси», «Северный полюс», «Южный полюс», «смена дня и ночи» .

Приложение 3.












Работают с информационными материалами атласа, составляют рассказ . Демонстрируют опыт - смену дня и ночи с помощью предоставленных предметов (фонарик, клубок, спицы)












Учатся связно излагать мысли и объяснять природные процессы.


3.Этап закрепления и первичной проверки.

Обобщение знаний.

Прием «Найдите лишнее?»

Какие вопросы не задавались на уроке.

1.Какую форму имеет Земля?

2. Назовите спутника Земли?

3. Назовите радиус Земли?(полярный и экваториальный)

4. Почему Земля имеет сплюснутую форму?

5. Угол наклона Земли?

6. Почему происходит смена дня и ночи?

7.Как Солнце освещает Землю в дни осеннего и весеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния?

8.Направления движения Земли?

9. Как происходит смена времен года?

10. На какой части поверхности Земли полуденное Солнце находиться в Зените?


Отвечают на вопросы определяя вопросы , которые не прозвучали на уроке (лишнее).












Расширяют знания темы, для самостоятельного изучения.


Первичная проверка знаний

Тестирование.

Точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения.

Форма Земли.

Какой спутник Земли всегда повернут одной стороной ?

Прибор созданный французским ученым Фуко, доказывающий вращения Земли?

А- маятник, Б- эллипсоид, В- экватор, Г- Луна.

Записывают ответ в тетрадь и самостоятельно проверяют по ключу:

1-В,2-Б,3-Г,4-А.

Осуществляют самоконтроль.


Первичное закрепление.

Прием «Сигнальные загадки»

Приложение 4.

Находят и объясняют ошибки в схемах .



Рефлексивный этап урока.

Рефлексия содержательная

Прием «Закончи фразу».

Продолжите следующую фразу: «Чтобы определить форму и особенности движения Земли, мы на уроке…», «Чтобы установить причину смены дня и ночи, мы на уроке….»

Восстанавливают ход своей деятельности на уроке.

Анализируют деятельность на уроке


Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Пять пальцев»

1)Обведите ладошку.

2) На мизинце продолжите:»

Я узнал о ….»

3) На безымянном запишите: «Я сделал…..»

4) На среднем: «Настроение у меня….»

5) На указательном : «Я помог….»

6) на большом пальце: «Мое самочувствие…»

Знакомятся с приемом рефлексии. Обводят ладошки, указывают необходимые данные и прикрепляют их на доске.

Анализируют свое эмоциональное состояние


Объяснение домашнего задания.

Обязательное задание

Нарисуйте схему на тему урока. Какие

источники вам потребуются для его выполнения? Что нового вы узнаете при выполнении этого задания.

Читают вопросы , которые не озвучены были на уроке (Задание "Найдите лишнее»)



Задание - выбор

«Вопрос ученого».

«Необычайная регулярность поведения солнца приводит к тому, что мы забываем обращать на него внимание», писал Д.Г. Мензел, американский астрофизик.

1.Что хотел подчеркнуть ученый своим высказыванием?





















Приложение 1.

Докажите с помощью данных предметов (фонарь, шар, треугольник, квадрат) , что Земля имеет форму шара. Нарисуйте схему растущей луны, убывающей луны.

Справка.

Диаметр спутника Земли 3474 км, а период обращения 27,3 суток. Лунная масса невелика – всего 0,1 от земной, а среднее расстояние от Земли около 380000 км. Скорость движения Луны по орбите 1,023 км/сек, и она обращена к Земле всегда одной стороной. Дневные и ночные температуры колеблются от +120°C до -160°C.


















Приложение 2.

Проведите опыт.

А) на круглый карандаш нанижите полоски бумаги сначала с одного конца, потто – с другого.

Б) распределите их равномерно вокруг карандаша, имитируя шар.

В) зажимая между ладонями карандаш, прокрутите его в одно направлении.

Г) отметьте смещение полосок бумаги и сделайте вывод о форме Земли.

Измерьте глобус вдоль экватора и по окружности ,проходящей через полюса. Определите разницу в см и км.












Приложение 3.

Расскажите об особенностях движения Земли вокруг Солнца, при ответе используйте следующие словосочетания: «направление вращения Земли». «земная ось», «угол наклона оси», «Северный полюс», «Южный полюс», «смена дня и ночи». Продемонстрируйте движения Земли с помощью данных предметов (клубки, спицы, фонарик).



Приложение 4.

Сигнальные карточки.

Данную методическую разработку я использую третий год. Совершая определенные действия (опыты) учащиеся на данном уроке приходят к научным познаниям, совершают научные открытия. Моделирование разных природных явлений помогает соотнести их с действительностью . Познание осуществляется через действие –в этом состоит плюс технологии «Творческой мастерской». При данной технологии ученик проявляет себя как творец. Если на уроке возникает больше вопросов, то урок выходит за свои рамки, т.е. способствует самостоятельному поиску информации, расширяет спектр познаний учащихся. Основная цель современной школы – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Литература

1).МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.

2). Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.

http://light-science.ru/luna.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!