СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетика, орфография. Состав слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Фонетика, орфография. Состав слова

Задачи  урока:Цели: проверка знаний и умений по теме “Фонетика”.

1) образовательные- проверить и  оценить  знания   учащихся  по  фонетике, графике, орфоэпии,  акцентологические навыки и   умения выполнять  фонетический  разбор  и  транскрипцию; 

2)     развивающие- способствовать развитию  логического  мышления ( умению

    сравнивать и анализировать  фонетические  единицы  и  явления, выделять  главное);

3)  воспитательные- воспитывать  интерес  к  изучению  русского  языка и   самостоятельную  активность  учащихся , навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование: компьютеры, рабочая тетрадь

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

  1. Напиши количество букв и звуков:

 её _______     якорь ______

 юла ______    счастье _____

 ёж _______    медведь ____

 коньки _____  солнце ____

  1. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось: 510141 Напиши имя мальчика.
  2. Девочка заменила каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось: 136151 Напиши имя девочки.
  3. Ребята  заменили каждую букву названия города порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось: 2021131 Напиши название города.
  4. Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова.
             

Л

Е

С

Б

О

Р

             
           

Г

О

Р

Е

Б

Е

Д

А

           
         

М

О

Р

О

З

С

Т

У

Ж

А

         
       

Х

О

Т

Е

Т

Ь

Ж

Е

Л

А

Т

Ь

       
     

Т

Е

М

Н

О

Т

А

П

О

Т

Ё

М

К

И

     
   

К

Р

Е

П

О

С

Т

Ь

Т

В

Е

Р

Д

Ы

Н

Я

   
 

С

О

О

Б

Щ

Е

Н

И

Е

И

З

В

Е

Щ

Е

Н

И

Е

 

Н

Е

В

И

Д

А

Н

Н

Ы

Й

Д

И

К

О

В

Е

Н

Н

Ы

Й

  1. Запишите, сколько твёрдых и сколько мягких звуков обозначаются буквой  «л»  в стихотворении:

Ливень льёт!  Ливень льёт!

Пляшут  капли  в  лужице.

Плот плывёт!  Плот плывёт!

Плот  по  луже  кружится.

  1. В КАКОМ СЛОВЕ ЗВУКОВ МЕНЬШЕ, ЧЕМ БУКВ?

ПРИЁМ           МЫТЬСЯ        ЛЮК           БЬЮТ

  1. Выбери слова, в которых звуков больше, чем букв, и сделай фонетический разбор:

ложка, коньки ельник, семья, ябеда, юность

  1. Укажи, сколько раз встречается звук  [В]  в  данном предложении:

Во дворе трава, на траве дрова.

10. Звук  [Т]  в  данных предложениях:

1) Тимка взял прут и погнал утят на пруд.

2) Документ подписан директором.

11. Звук  [З]  в  данном предложении:

Зина обратилась с просьбой к Лизе.

Сколько раз встречается звук [Ш] в стихотворении:

 Пешком шагали мышки

 По узенькой дорожке

 От деревушки Пешки

 До деревушки Ложки.

12. Запиши по два слова, где:

БУКВ > ЗВУКОВ          ЗВУКОВ > БУКВ                 ЗВУКОВ = БУКВ

13. Поставь в словах ударение, определи, сколько здесь слов:

ИРИС  ПИЛА  ВИЛОК   БЕЛОК   ОКУНИ

14. Подбери и запиши слова:

РО[Т]     ДУ[Ш]КА      ГРУ[С’][Т’]     ЛЕ[С']ТЬ

15. В каких словах все согласные мягкие?

пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки, беленький, чаща

16. Выбери слова, в которых возможно чередование согласных в корне:

дом, песок, снег, час, дорога, ремонт,   пух,   печка,   лекарь

песок-песочный, снег-снежок, дорога-дорожный, пух-пушок, печка-пекарь, лекарь-лечить

17. Прочитай слова справа налево, используя их фонетическое звучание:

ЛЮК    ПОЛ    НОЛЬ    ТОЛЬ

[Л’УК] – [КУЛ’] – КУЛЬ

[ПОЛ] – [ЛОП] – ЛОБ

[НОЛ’] – [Л'ОН] – ЛЁН

[ТОЛ’] – [Л’ОТ] – ЛЁД

18. Итог урока

Закончи фразу

v  Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..

v  Звуки мы …., а буквы …..

v  В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.

v  Не обозначают звуков буквы …. .

v  Шипящие звуки …. .

v  Мягкость согласного обозначается ….,                     а также буквами … .

v  Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: ….  .

Найди звук, соответствующий определенной характеристике

v  всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф

v   всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф

v   сонорный:  Н, П, С, Ш, Ф, Ц

v   не имеет пары по звонкости -   глухости:  Д, Й, П, Ж, Г, В

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Фонетика, орфография. Состав слова»

Тема урока: Фонетика, орфография. Состав слова

25,29

04

13

Цели: проверка знаний и умений по теме “Фонетика”.

Задачи урока:

1) образовательные- проверить и оценить знания учащихся по фонетике, графике, орфоэпии, акцентологические навыки и умения выполнять фонетический разбор и транскрипцию;

2) развивающие- способствовать развитию логического мышления ( умению

сравнивать и анализировать фонетические единицы и явления, выделять главное);

3) воспитательные- воспитывать интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся , навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование: компьютеры, рабочая тетрадь

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

  1. Напиши количество букв и звуков:

её _______ якорь ______

юла ______ счастье _____

ёж _______ медведь ____

коньки _____ солнце ____

  1. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось: 510141 Напиши имя мальчика.

  2. Девочка заменила каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось: 136151 Напиши имя девочки.

  3. Ребята заменили каждую букву названия города порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось: 2021131 Напиши название города.

  4. Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова.








    Л

    Е

    С

    Б

    О

    Р














    Г

    О

    Р

    Е

    Б

    Е

    Д

    А












    М

    О

    Р

    О

    З

    С

    Т

    У

    Ж

    А










    Х

    О

    Т

    Е

    Т

    Ь

    Ж

    Е

    Л

    А

    Т

    Ь








    Т

    Е

    М

    Н

    О

    Т

    А

    П

    О

    Т

    Ё

    М

    К

    И






    К

    Р

    Е

    П

    О

    С

    Т

    Ь

    Т

    В

    Е

    Р

    Д

    Ы

    Н

    Я




    С

    О

    О

    Б

    Щ

    Е

    Н

    И

    Е

    И

    З

    В

    Е

    Щ

    Е

    Н

    И

    Е


    Н

    Е

    В

    И

    Д

    А

    Н

    Н

    Ы

    Й

    Д

    И

    К

    О

    В

    Е

    Н

    Н

    Ы

    Й

  5. Запишите, сколько твёрдых и сколько мягких звуков обозначаются буквой «л»
    в стихотворении:

Ливень льёт! Ливень льёт!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывёт! Плот плывёт!

Плот по луже кружится.

  1. В КАКОМ СЛОВЕ ЗВУКОВ МЕНЬШЕ, ЧЕМ БУКВ?

ПРИЁМ МЫТЬСЯ ЛЮК БЬЮТ

  1. Выбери слова, в которых звуков больше, чем букв, и сделай фонетический разбор:

ложка, коньки ельник, семья, ябеда, юность

  1. Укажи, сколько раз встречается звук [В] в данном предложении:

Во дворе трава, на траве дрова.

10. Звук [Т] в данных предложениях:

1) Тимка взял прут и погнал утят на пруд.

2) Документ подписан директором.

11. Звук [З] в данном предложении:

Зина обратилась с просьбой к Лизе.

Сколько раз встречается звук [Ш] в стихотворении:

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки.

12. Запиши по два слова, где:

БУКВ ЗВУКОВ ЗВУКОВ БУКВ ЗВУКОВ = БУКВ

13. Поставь в словах ударение, определи, сколько здесь слов:

ИРИС ПИЛА ВИЛОК БЕЛОК ОКУНИ

14. Подбери и запиши слова:

РО[Т] ДУ[Ш]КА ГРУ[С’][Т’] ЛЕ[С']ТЬ

15. В каких словах все согласные мягкие?

пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки, беленький, чаща

16. Выбери слова, в которых возможно чередование согласных в корне:

дом, песок, снег, час, дорога, ремонт, пух, печка, лекарь

песок-песочный, снег-снежок, дорога-дорожный, пух-пушок, печка-пекарь, лекарь-лечить

17. Прочитай слова справа налево, используя их фонетическое звучание:

ЛЮК ПОЛ НОЛЬ ТОЛЬ

[Л’УК] – [КУЛ’] – КУЛЬ

[ПОЛ] – [ЛОП] – ЛОБ

[НОЛ’] – [Л'ОН] – ЛЁН

[ТОЛ’] – [Л’ОТ] – ЛЁД

18. Итог урока

Закончи фразу

  • Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..

  • Звуки мы …., а буквы …..

  • В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.

  • Не обозначают звуков буквы …. .

  • Шипящие звуки …. .

  • Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .

  • Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .

Найди звук, соответствующий определенной характеристике

  • всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф

  • всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф

  • сонорный: Н, П, С, Ш, Ф, Ц

  • не имеет пары по звонкости - глухости: Д, Й, П, Ж, Г, В













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!