СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетика. Основные понятия, процессы, правила транскрибирования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале по разделу "Фонетика" собраны формулировки основных понятий (звук, чередование звуков, слог, алфавит, оглушение, озвончение, редукция), таблица "Согласные звуки", даны правила транскрибирования с примерами. Две страницы А4.

Просмотр содержимого документа
«Фонетика. Основные понятия, процессы, правила транскрибирования»

Фонетика (2020)

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются 1) звуки речи и их свойства; 2) чередования звуков; 3) слог; 4) ударение; 5) интонация.

Звук – это минимальная нечленимая единица речи. Всего в русском языке 42 звука (6 + 36).

Гласные звуки – звуки, которые состоят только из голоса. Их 6: [и], [ы], [у], [э], [о], [а].

Согласные звуки – звуки, которые состоят из голоса и шума или только шума. Их 36: (], [с] и др.)

Глухие согласные – звуки, которые состоят только из шума ([п], [т’], [с] и др.).

Звонкие согласные – звуки, которые состоят из шума и голоса ([б], [в`], [г] и др.).

Согласные бывают твёрдыми и мягкими (был [б] – бил [б’], ток [т] – тёк [т’]).

Чередование звуков – замена звуков в одной и той же части слова: нога – ножка (г/ж), сухой – сушу (х/ш), доска – дощатый (ск/щ), веснушки – веснушчатый (к/ч), песок – песчаный (к/ч).

Слог – наименьшая единица произнесения слова, которая произносится одним толчком воздуха. Слог состоит или из одного гласного звука или из сочетания гласного и согласных.

Алфавит – буквы, расположенные в определённой последовательности (33 буквы, из них 10 гласных, 21 согласная, Ъ и Ь не обозначают звуков).

Графика – раздел языка, в котором изучаются буквы, их начертания, а также соотношение между буквами и звуками.



Твёрдые и мягкие

Звонкие и глухие

парные (15 пар = 30 звуков)

парные (11 пар = 22 звука)

[б] – [б’]

[в] – [в’]

[г] – [г’]

[д] – [д’]

[з] – [з’]

[к] – [к’]

[л] – [л’]

[м] – [м’]

[н] – [н’]

[п] – [п’]

[р] – [р’]

[с] – [с’]

[т] – [т’]

[ф] – [ф’]

[х] – [х’]

[б] [б’]

[в] [в’]

[г] [г’]

[д] [д’]

[ж]

[з] [з’]

[п] [п’]

[ф] [ф’]

[к] [к’]

[т] [т’]

[ш]

[с] [с’]

непарные (14 звуков)

9: [й]

[л] [л’], [м] [м’]

[н] [н’], [р] [р’]

Запомни фразу: ЛиМоНный РаЙ

5:

[х], [х’]

[ц], [ч], [ш’]

непарные (6 звуков)

3:

[ж] [ш] [ц]

3:

[ч] [ш`] [й]


Основные фонетические процессы:

1. Редукция – это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: рОса - [рАса].

2. Оглушение – замена звонкого согласного парным ему глухим 1) на конце слова (плуГ – плу[К]); 2) перед глухим согласным в начале или в середине слова: ло[Ш]ка, тру[П]ка, Все – [Ф]се, [Ф]чера.

3. Озвончениезамена глухого согласного парным ему звонким в позиции перед звонким соглас­ным (кроме л, м, н, р, в, й): ко[з’]ба, моло[д’]ба, о[д]бор, [з]бить, [з]болтнуть, ане[г]дот, во[г]зал, та[г]же.

4 . Смягчение – твёрдые согласные [д], [т], [з], [с], [н] становятся мягкими перед [д’], [т’], [з’], [с’], [н’], [ч’], [ш’]: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть, гво[з’д’]и, е[с’л’]и, ба[с’н’]я, ве[н’ч]ик, [с’т’]епь.

5 . Стяжение – сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий звук (сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся как один долгий звук [ш’], а сочетания тс(я), тьс(я) как один долгий звук [ц]): объе[ш’]ик, весну[ш’]атый, му[ш’]ина, [ш’]астье, учи[ц]а. Звука [Щ] нет!!!

6. Выпадение – процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вств, дц, лнц выпадает звук, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: честный, сердце, солнце, чувство.


Мягкость согласных на письме обозначается 6 буквами Ь + Е, Ё, Ю, Я, И: ры[с’], [р’]ис, [в’]едро.



ПРАВИЛА ТРАНСКРИБИРОВАНИЯ ЗВУКОВ

Выполняя задания по фонетике, следует ориентироваться не на написание СЛОВА, а на фонетическую ТРАНСКРИПЦИЮ слов, в которой отражается произношение.

Правила транскрибирования:

1. Гласные У, Ы, Э звучат одинаково в любой позиции (барсук, прыгать).

2. Гласный А сохраняется только под ударением.

3. Гласный О сохраняется только под ударением. В безударном положении О → [А]: корова – [карова], боровик – [барав’ик], загорал – [загарал].

4. Гласный Е под ударением передается как [э]. В первом предударном слоге Е переходит в э]: сн[и]жок.

5. Гласный И переходит в Ы после ж, ш, ц: живот – [жывот], цинк – [цынк], шина – [шына].

6. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают, на их месте ставится апостро`ф: бьют –[б’йут], съезд - [с’йэст].

7. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука [йэ], [йо], [йу], [йа]:

А) в начале слова: ель – [й’э]ль, ёж – [й’о]ж;

Б) после гласных: поел – по[й’э]л, моё – мо[й’о].

В) после Ъ и Ь: объезд – объ[й’э]зд, вьют – вь[й’у]т;

8. Согласные звуки смягчаются перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И, буквой Ь: Лёня – [л`он`а].

9 . Двойные согл. обозначаются одним долгим звуком, если ударение стоит перед дв. согл.: ванна – [вана]. Если ударение стоит после дв. согласных, то согласный произносится без долготы: а[к]орд. Долготу согласных на конце слова не обозначают: класс — кла[с], балл — ба[л], грипп — гри[п].

1 0. Сочетание СЧ, ЗЧ, ЖЧ, ШЧ, ЗДЧ, СТЧ и согласный Щ звучит как [Ш’], счёт – [ш’от], резче – [рэш’э], щука – [ш’ука], перебежчик — перебе[ш’]ик, жёстче — жё[ш’]е, звёздчатый — звё[ш’]атый.

10. Сочетание согласных ТСЯ и ТЬСЯ = [Ц], мыться – [мыца], умывается – [умывайэца].

11. Сочетание согласных СШ, ЗШ = [Ш]: сшить – [шыт’].

12. Сочетание согласных СЖ и ЗЖ = [Ж]: визжать – [в’ижат’].

12. Сочетание согласных ТС, ДС = [Ц]: детский — де[ц]кий, городской — горо[ц]кой.

13. Сочетание согласных ДЦ, ТЦ = [Ц]: блюдце — блю[ц]е, болотце — боло[ц]е.

14. Сочетание ДЧ, ТЧ = [ Ч’], лётчик – лё[ч’]ик, обидчивый – оби[ч’]ивый.

15. Непроизносимые согласные в транскрипции не передаются: грустный – [грусный].

16. В окончаниях род. падежа прилаг-х и мест. пишется Г, а произносятся как [в]: мило[ва], че[в]о.

17. Буква И после разделительного Ь обозначает два звука [йи] как в позиции под ударени­ем, так и в безударном положении: муравьи — муравь[йи], ульи — уль[йи], платьице — плать[йи]це.

18. !!!!!!! Звонкие согласные становятся глухими на конце слов, в начале или середине перед глухими согласными (оглушение): лоб – [п], кровь – [ф’], сне – [к], лёд – [т], лодка – [лоТка], рыбка – [рыПка], вторник – [Ф]торник, всадник – [Ф]садник, вчера – [Ф]чера.

19. !!!!!!! Глухие согласные становятся звонкими перед звонкими согласными (озвончение): сбежать – [З]бежать, сделать – [З]делать, отбросить – о[Д]бросить, вокзал – во[г]зал, просьба – про[З’]ба.


По глухости/звонкости

Сильная позиция согласного – это

а) позиция перед гласными: каша [КаШа];

б) позиция перед непарными звонкими (р, м, н, л, й) и В: плач – [П]лач, врун – [В]рун.

Слабая позиция согласного – это:

а) позиция на конце слова: код - [кот];

б) позиция перед звонкими согласными, кроме непарных звонких (р, м, н, л, й) и В: экзамен – [эГзам’эн], зигзаг – [з’игзаК].

в) позиция перед глухими согл.: указка – [укаСка].

По твёрдости/мягкости

Сильная позиция согласного – это:

а) на конце слова: вес – [ в’эс] , весь – [ в’эс’]

б) перед гласными а, о, у, ы: грозы [ грозы] – грёзы – [гр’озы]

в) перед г, к, х горько [ гор’ка] – горка – [горка]

Слабая позиция согласного – это:

а) перед [д’], [т’], [ч’], [ш’] долгим, [ц]: листик – [лис’т’ик], банщик – [бан’ ш ’ик].



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!