СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетика. Гласные и согласные звуки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию авторскую разработку урока в 5 классе по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки". На этом уроке можно повторить теоретические сведения по фонетике, углубить знания и развить умения по различению гласных и согласных звуков.

Просмотр содержимого документа
«Фонетика. Гласные и согласные звуки»











План – конспект урока

по русскому языку

в 5 классе



Тема: Фонетика. Гласные и согласные звуки





Разработала и провела Моисеева О.В.















2013 год









Тема: Фонетика. Гласные и согласные звуки


Цель урока: повторить, систематизировать знания, полученные ранее по теме «Фонетика. Гласные и согласные звуки», совершенствовать навыки правописания, формировать навыки литературной речи, дать понятие о смыслоразличительной роли звука.


Задачи:


-обучающие: научить распознавать гласные (ударные, безударные), согласные(мягкие и твёрдые, звонкие и глухие), отрабатывать умение соблюдать правила литературного произношения.


-развивающие: развивать умения и навыки правильной характеристики звуков речи, развивать коммуникативные умения, познавательную активность, умение самостоятельно организовать работу.


-воспитывающие: воспитывать любовь к художественному слову, чувство взаимовыручки.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.



Ход урока.


1. Организационный момент.


2. Повторение изученного.


Игра «Микрофон».


-Ребята, сегодня мы проверим знания, полученные вами ранее, немножко необычно. Представьте, что я являюсь корреспондентом и беру у вас интервью. В руках у меня микрофон.


Словарная работа. Каково значение слова «интервью»?


-Беседа представителя печати, телевидения с каким-либо лицом, диалог.


Ребята отвечают на вопросы учителя в микрофон.



-Что изучает раздел «Фонетика»?


-Чем отличаются буквы от звуков?


-Какие бывают звуки?


-Назовите гласные звуки?


-Назовите согласные звуки. Почему это трудно сделать?


-Молодцы! Скажите, как легче отвечать урок: обычно или в микрофон? Почему? (Оценки)


3. Переход к изучению нового материала.


-Я загадала слово (телефон). Постарайтесь его угадать, задавая вопросы, приближающие к отгадке. Я могу говорить только «да» или «нет»


-А почему у нас сегодня на уроке звучат слова с корнем фон?


4. Формулировка темы и цели урока.


5. Исследовательская работа.


-Сейчас мы проведём исследование. Делимся на 3 группы (по цвету полученных карточек).


Первая группа будет исследовать гласные звуки. Вторая – согласные. Вопросы для исследования написаны на карточках. Третья группа выполняет практическую работу.


Слова в карточках для 1и 2 группы. Звуки, зима, соль, туман, хорошо, дуб, сани, ножницы, эхо.


Карточка для 3 группы. Мы ходим по земле. Но не всё замечаем. Даже сухой мох, травинка, гриб, семечко липы могут вас удивить.


-Выпишите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением.


-А теперь каждая группа расскажет о своих исследованиях.


Проверка правильности выполнения заданий.

Оценки за работу в группах.




ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Отдых наш - физкультминутка

Занимай свои места!

Раз, присели, два, привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали,

Ванькой - Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь,

(прыжки на месте)

Будто мой упругий мяч.


6. Слово учителя:

Звуки - смыслоразличители. Фонема.


-Измените буквы в словах: кит-кот


дым-дом


рак-мак


Что помогло нам различить эти слова по смыслу? Эти звуки называются смыслоразличительными (фонемами).


7. Закрепление изученного материала.


1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Нужно изменить слово так, чтобы получилось новое. Экран, склон, горсть, краска.


2. Теперь добавьте одну фонему. Роза, лапа, шар, усы.


3. Замените одну согласную фонему. Клин, тоска, булка, полено.


4. Орфоэпическая работа.


-Иногда ударение меняет значение слова. Приведите примеры.


Атлас-атлас, замок-замок.



-Очень важно правильно ставить ударение в словах. Это свидетельствует о вашей культуре и грамотности.


-Прочитайте правильно:


Ребёнок баловался и не хотел есть свёклу, щавель и морковь. Когда позвонит дежурный, включишь свет и опустишь жалюзи.


5. Работа с учебником. Упражнение 27 по заданию.


-определите основную мысль текста


-прочтите строки, в которых содержится доказательство


-самостоятельно выполните 2-ую часть задания.


Самопроверка. Оценки.


8. Рефлексия. Игра «Микрофон».


-Заканчивая урок, я опять возьму у вас интервью.


-Какую тему мы сегодня изучали?


-Что повторили, а что узнали нового?


-Какие умения вам пригодятся в дальнейшей жизни?


Спасибо всем за работу!


9. Объяснение домашнего задания.


Параграфы 3,4. Упражнение 28 по заданию.

Найти другие скороговорки (по желанию).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!