СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетический разбор слова (конспект урока русского языка в 5 классе)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке использованы задания , которые входят в КИМ ВПР, а также задания, изучаемые согласно содержанию учебного предмета русского языка. Часть заданий носит метапредметный компонент.

В течение всего урока прослеживается самооценивание, взаимооценивание. Результаты своей  деятельности обучающиеся фиксируют в листах  оценивания в течение всего урока. В конце урока все листы сдаются учителю.

Данный мониторинг позволит сделать вывод, какие умения у обучающихся сформированы на высоком, среднем или низком уровне, позволит проанализировать  и определить причину пробелов, а также   наметить план их ликвидации.

Просмотр содержимого документа
«Фонетический разбор слова (конспект урока русского языка в 5 классе)»

Фонетический разбор слова.


Цель: систематизировать знания о звуках и буквах, о делении согласных по твердости — мягкости; глухости — звонкости в ходе фонетического разбора; закрепить навык фонетического разбора слова, умений транскрибирования слова, а также чтения транскрипции; развитие умений производить все виды языковых разборов, пробуждение интереса к родному языку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки; уметь производить фонетический разбор.

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и организовать её достижение; самоанализ и самооценка.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока,  листы оценивания.

Ход урока.

1. Организационный момент

Приветствие гостей. Ребята, у вас на столах лежат листы оценивания. Сегодня по ходу урока мы будем их заполнять, а в конце урока вы обязательно сдадите их мне, чтобы я каждому из вас поставила отметку. Подпишите их. Но и в тетрадях тоже будем работать. Запишите сегодняшнее число, Классная работа.

2. Языковая разминка.

- Предлагаю наш урок начать с игры «Угадай звук». Вы слушаете аудиозапись и пытаетесь угадать, что это за звук.

(Звук приближающегося поезда, журчание ручья, застегивание замка «молнии», стук каблуков и т.д.)

- Тысячи звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… грохот машин…. Но в учебнике русского языка об этом нет ни строчки. В самом деле, какое отношение к языку имеет пение птиц? ..

Но окружают нас и особые звуки, которые ни с чем не сравнить, - звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение.

- А как вы думаете, ребята, сколько нужно звуков, чтобы составить миллионы слов?

- Верно, всего лишь 42 звука.

- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? (фонетика).

- Посмотрите на доску и скажите, как представленная запись связана с фонетикой?

[знан'ий'эимудрас'т'украшай'утч'илав'эка]


- Да, это затранскрибированное предложение. Расшифруйте его и запишите в тетради.


Знание и мудрость украшают человека.


В чем особенность этого предложения? К какому жанру фольклора относится? Как вы понимаете эту пословицу?


- Выполните синтаксический разбор этого предложения. Какая цифра обозначает синтаксический разбор?

(взаимопроверка по слайду, отметки перенесли в лист оценивания. 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки – и более 2).


- Выполните морфологический разбор слова человека.

(взаимопроверка по слайду, отметки перенесли в лист оценивания. 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки – и более 2).


- Выполните морфемный разбор слова украшают.

(Взаимопроверка по слайду)


- Какой языковой разбор нам осталось выполнить? Какой цифрой он обозначается?

- Тема нашего сегодняшнего урока: «Фонетический разбор слова». Запишите в тетради.

- С фонетикой и фонетическим разбором слова вы познакомились еще в начальной школе. Подумайте, какими могут быть цели нашего урока? (закрепить умение выполнять фонетический разбор, в том числе и сложных для разбора слов)

3. Актуализация знаний

- Но прежде, чем приступить к фонетическому разбору, вспомним основные сведения, которые нам понадобятся при разборе. Я читаю предложения. Если вы согласны с этим утверждением, то пишите в листе оценивания да. Если не согласны, то пишете слово нет.

1. Звуков речи меньше, чем букв.

  1. Все согласные звуки делятся на глухие и звонкие.

  2. Звуки ч, щ, й всегда мягкие.

  3. Согласных звуков шесть.

  4. Все согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости.

  5. Звуки ж, ш, ц имеют пару по твердости-мягкости.

  6. Глухие согласные состоят только из шума.

  7. Буквы е, е, ю, я обозначают два звука, когда стоят после согласных.

  8. На конце слова происходит оглушение звонкого согласного.

  9. Фонетика изучает звуки.

Самопроверка по слайду. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.


- Посчитайте свои плюсы. У кого 10 плюсов, получает «5», 8-9 – «4», 6-7 – «3». Поставьте оценку в листе оценивания.

Физминутка.


- Особенность русского языка - не все слова пишутся так, как слышатся. Одной буквой на письме может обозначаться несколько звуков, например, буквой д на письме может обозначаться звук [Д], [Д,], [Т] и [Т,].

Учитывая эту особенность, выполним следующее упражнение. Работать будем в паре.


Сколько раз встречается указанный согласный звук?

[к] Язык мой – друг мой.

[в] На дворе трава, на траве дрова.

(фронтальная проверка, оценки в листы оценивания). Поставили плюсики, кто выполнил правильно.


Мы знаем, что в русском языке количество букв и звуков в слове может не совпадать. Поиграем в игру «Рассели жильцов» в листе оценивания. Самостоятельно.

Слова вьюгаёжбаян, морковьсшитьсемья рассели в домики

  • В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

  • Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.

В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Фронтальная проверка


4. Закрепление ЗУН. Выполнение тренировочных упражнений.


- Итак, давайте выстроим схематично алгоритм наших действий при выполнении фонетического разбора.

- С чего начинаем разбор? (Ударение, транскрипция)

- Что такое транскрипция? На каком уроке вы еще встречаетесь с нею?

Какую характеристика звуков указываем:

1. гласный (ударный или безударный);

- е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь;

2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой)

- только твердые: ж, ш, ц;

- только мягкие: ч, щ, й;

-только звонкие: й,р,л,м,н.

3. подсчитать количество букв и звуков.


Самостоятельно слова: любовь, семья.


Взаимопроверка по слайду. (1- 2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5 и более – «2»)

6. Подведение итогов урока.

- Итак, что такое фонетический разбор слова?

- С чего нужно начинать фонетический разбор?

Самое главное – верно записать транскрипцию слова.

Ребята, а на каком еще уроке вы встречаетесь с транскрипцией? А еще в повседневной обычной жизни мы тоже иногда используем транскрипцию слова, не подозревая об этом. Посмотрите на слайд. Что вы видите? Это иконки известных мессенджеров и социальных сетей. Как они называются? Ни первое, ни второе названия не зафиксированы в словарях русского языка. Так как же их произносить? А каких правильно написать? Запишите название мессенджера Вотсап.

- У нас появились разные варианты написания этого слова.

Но поскольку слова иноязычные, то произносить мы их должны в соответствии с английской транскрипцией. И писать тоже! Поэтому, если мы в письменной речи упоминаем названия этих приложений, то пишем правильно с большой буквы и в кавычках!

Рефлексия.

- Посмотрите на оценки, которые вы ставили себе на полях. У кого все пятерки? У кого все четверки? У кого только пятерки и четверки, но нет троек?

- А теперь сложите все отметки, которые вы получили сегодня. Плюсы тоже считаем: 1 плюс – 1 балл. Посмотрим, какую же оценку за урок вы получили:

  • 23-25 баллов – «5»

  • 18 – 22 балла – «4»

  • 13 – 17 баллов – «3»

  • 12 и менее баллов – «2»

7. Домашнее задание.

Параграф 63, упражнение 320














ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

________________________________________________________________


Вид работы

Оценка

Синтаксический разбор предложения.


Морфологический разбор слова.


Морфемный разбор слова.


Да/нет

  1. _____

  2. _____

  3. _____

  4. _____

  5. _____

  6. _____

  7. _____

  8. _____

  9. _____

  10. _____



Сколько раз встречается указанный согласный звук?

[к] Язык мой – друг мой. ______

[в] На дворе трава, на траве дрова. __________



«Рассели жильцов»

С

Совпадает

Букв больше

Звуков больше

лова вьюгаёжбаян, морковьзашитьперья рассели в домики.












Фонетический разбор слов.


WhatsApp


Моя оценка за урок _______________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!