СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетические упражнения на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены разнообразные фонетические упражнения на уроках русского  языка в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Фонетические упражнения на уроках русского языка в начальной школе»

Фонетические упражнения на уроках русского языка в начальной школе.

Какие же упражнения по фонетике могут быть интересны детям? Те, которые интересно выполнять. Звуковой материал для которых « настроен» на ребёнка, учитывает его психику, его читательские интересы, его кругозор. Те упражнения, при выполнении которых сам поиск знаний становится нестандартным, оригинальным. Наконец, те, которые побуждают малыша выбирать. Выбирать нужное слово, правильный ответ из числа предложенных, среди которых есть заведомо ложные и даже смешные по своей наивности. Очень хорошо, пусть ребёнок, посмеявшись, отбросит их в сторону – и от этого он тоже получит удовольствие. Почему? Да потому, что он способен это сделать самостоятельно. Полученных в период обучения грамоте знаний и умений для этого у его достаточно. Надо лишь закрепить их в творческой работе.

Фонетические загадки

  1. МАМА или БАБУШКА?

Кто любил Красную Шапочку больше? В слове-отгадке 3 слога

  1. ЧЕРЁМУХА или КАШТАН?

Так звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку. Кто из них вместо лекарства прописал Вишенке игры с друзьями? В имени доктора 2 слога.

  1. ГУСЛИ или БАЛАЛАЙКА?

Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше? В слове-отгадке ударный слог – третий.

  1. БЕЛКА или БАРСУК?

Кто из них зимой впадает в спячку? В слове-отгадке ударный слог – второй.

  1. НАЛИМ или СОМ?

У какой рыбы нет чешуи? В слове-отгадке все согласные звуки звонкие.

  1. ПУФФ или БУФФ?

Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке все согласные звуки глухие.

  1. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ или АЛЁША ПОПОВИЧ?

Кто из них «грамоте не учился за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.

  1. ТВИСТ или ВАЛЬС?

Что танцевала девочка Пеппи Длиныйчулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтоб украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца есть буква, которая не обозначает звука, а лишь указывает на мягкость согласного, стоящего впереди.

  1. ПУЛЬКА или ПОНЧИК?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет и кашу из мармелада? В имени коротышки звуков меньше, чем букв.

  1. ЛУНА или МАРС?

Самый правдивый человек на земле – барон Мюнхгаузен рассказывал о планете, на которой он побывал. Мухи там величиной с овец, а яблоки не меньше арбузов. Что это за планета? В слове-отгадке нет глухих согласных звуков.

  1. МАМА, ПАПА или БАБУШКА?

Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие звуки.

  1. КРОЛИК или ПЯТАЧОК?

Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит», плюнет, поцелует»? В слове-отгадке все согласные звуки глухие.

Загадки ударения

Четвертое лишнее

Найди лишнее слово среди имен героев сказки А. Толстого о приключениях Буратино.

  1. Мальвина, Алиса, Шушара, Тортила.

  2. Арлекин, Карабас, Дуремар, Джузеппе.

Будь другом!

БУРАТИНО и БАЗИЛИО.

Хитрый кот Базилио и глупенький деревянный мальчик Буратино, конечно, не друзья. И их имена тоже не дружат между собой. В слове БУРАТИНО ударный слог третий, а в слове БАЗИЛИО - второй.

  1. Сделай слово БАЗИЛИО другом слова БУРАТИНО: поставь в нем ударение на третий слог.

  2. Сделай слово БУРАТИНО другом слова БАЗИЛИО: поставь в нем ударение на второй слог.

Какие смешные имена у тебя получились?

Игра: «Плюс – минус»

Если соглашаешься с ответом ставь знак «+», если возражаешь, то - « - ».

  1. ЗОЛУШКА.

  1. В имени ЗОЛУШКА три слога.

  2. В имени ЗОЛУШКА ударный слог – второй.

  3. В имени ЗОЛУШКА все согласные звуки твердые.

  1. БАЛДА

  1. В имени поповского работника ударный слог – второй.

  2. В имени Балда нет букв, которые обозначают мягкость согласных.

  3. В имени Балда все согласные звуки глухие.

« Кого хочешь – выбирай!»

Выбери из двух данных ответов правильный.

а) Кваканье лягушки, лай собаки, мяуканье кошки.

1. Это звуки.

2. Это звуки речи. Из них получаются слова.

б) [м, ы, ш, к, а]

1. Это звуки.

2. Это звуки речи. Из них получаются слова. Какие слова можно сделать из этих звуков?

в) В слове всего один звук. Какой это звук?

1. Этот звук – согласный.

2. Этот звук – гласный.

Мы показали лишь некоторые из возможных на уроках русского языка фонетических упражнений. Они сыграют не менее важную роль в формировании точных звуковых представлений ребенка, чем фонетический разбор. В сущности, все эти упражнения – тот же фонетический разбор, правда в непривычной- нетрадиционной форме. Играя, наши школьники отточат знания о звуках и буквах, о слоге ударении, приучатся пристально всматриваться в звуковой костюм слова, соотносить его с буквенной одеждой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!