СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонд оценочных средств

по учебной дисциплине

 Обществознание

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ в.И. вЕРНАДСКОГО»

(фгаоу во «кфу ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО»)


Бахчисарайский колледж строительства,

архитектуры и дизайна (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»




Утверждаю

Заместитель директора по учебно-методической работе

___________ Д.И. Подокшина

«____»_____________ 2016 г.





Фонд оценочных средств

по учебной дисциплине

ОДБ 05. Обществознание


08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения; 07.02.01 Архитектура;

35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное Строительство; 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.












г. Бахчисарай

2016 г.

Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям

08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения; 07.02.01 Архитектура; 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное Строительство; 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.


Составитель:


Прищепа Александр Сергеевич, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин.


Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой комиссией № 2 «Общеобразовательных социально-гуманитарных дисциплин»


от «_____»_____________ 2016 г. протокол № ____


Председатель _______________ / Л.А.Сатарина /






























Паспорт фонда оценочных средств


Результаты обучения (освоенные знания и умения)

ОК, ПК (для профессиональных дисциплин)

Наименование темы

Уровень освоения темы

Текущий контроль. Промежуточная аттестация

Форма промежуточной аттестации

Наименование контрольно-оценочного средства

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • уметь получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

формировать мотивацию к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

  • В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.



Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

2

Эссе на тему «Темперамент и особенности его влияния на профессиональную деятельность».





Дифференцированный зачет.


Духовная культура общества. Культурные ценности и нормы.


2

Контрольная, проверочная работа.

Массовая культура и ее черты. Средства массовой информации и массовая культура.

3

Подготовить краткое сообщение об основных направлениях массовой культуры.

Практическое занятие. Духовная культура личности и общества.


2

Отчетная практическая работа. Подготовка глоссария по пройденным темам.



Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения.

3

Групповая работа, составление факторов и элементов влияющих на спрос и предложение.

Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги.

2

Групповое проверочное задание.

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.


3

Работа с цитатами. Аналитическая дискуссия.


Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

3

Аудиторная контрольная проверочная работа.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

2

Тестовое задание.

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство.

3

Отчетная работа по пройденным темам, в виде сообщений и докладов, «Будущее человечества. Социальные проблемы информационной цивилизации».

1. Эссе на тему «Темперамент и особенности его влияния на профессиональную деятельность». Примерные темы для эссе:


А) Темперамент как индивидуальное свойство личности;

Б) Профессиональная деятельность как индивидуальное свойство личности;

В) Основные типы и виды характеров и успешность в профессиональной деятельности;

Г) Поведение человека, как модель отображения выполняемых обязанностей в профессиональной сфере;

Д) Типы поведения и профессиональная деятельность человека.






















2. Духовная культура общества. Культурные ценности и нормы. Контрольная проверочная работа. Основные вопросы:

- Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества;

- Понятие и смысл Духовная культура в развитии личности;

- Социологическая структура современного российского общества;

- Культура как социальный феномен;

- Субкультуры современного российского общества;

- Проблемы развития духовной культуры в современной России.

Работа с текстом. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?» Были получены следующие результаты:

Варианты ответов

% от числа опрошенных

2004

2005

Определенно да/ скорее да

23

18

Ни да, ни нет

20

22

Скорее нет/ определенно нет

50

50

Затруднились ответить

7

10

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы, охарактеризуйте его?

1) Более половины россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.

2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования

3) По мнению половины опрошенных считает, что качество образования в России остается неудовлетворительным.

4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования.


3. Подготовить краткое сообщение об основных направлениях массовой культуры.

К основным составляющим массовой культуры относят:

  • информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;

  • индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;

  • систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;

  • тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.


Рассмотреть любое из направлений.





















4. Практическое занятие. Духовная культура личности и общества. Глоссарий терминов и определений.

Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Духовная деятельность – создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей.

Искусство - 1) художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира; 2) только изобразительное искусство; 3) высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности; 4) специфическая норам общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, а также один из важнейших способов эстетического освоения мира.

Культура – 1) продукт приспособления человеческих сообществ к природной среде, ведущий к выработке в каждом сообществе особых традиций и социальных институтов; 2) совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе развития.

Культура мировая – мировой культурный фонд, лучшие достижения национальных культур.

Культура национальная – совокупность достижений материальной и духовной культуры одного народа, жителей страны.

Культурная интеграция - адаптация иммигрантов, представляющих другие нации и культурные традиции, в культурный, языковой, морально-поведенческий контекст принимающей их страны, приобщение их к ценностям и нормам поведения, принятым в этой стране.

Культурные универсалии - нормы, ценности, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурный плюрализм - мирное сосуществование в рамках одного государства разных народов.

Культурология – гуманитарная наука, изучающая культуру.



Мультикультурализм - идеология и практика сосуществования различных культурных групп в рамках одной политической общности (государства).

Народная культура  - культура, создаваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Окультуривание –  приобретение культурных норм через воспитание, приобщение к культуре.

Поп-культура - сленговое название массовой, популярной культуры.

Художественная культура  - совокупность всех видов художественной деятельности - словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов.

Элитарная культура - культура, которая создается в привилегированной части общества; как правило, недоступная для понимания непосвященных.
















5. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения.


Примеры заданий:


Построить кривую зависимостей: спроса и цены, предложения и цены на конкретный вид товара.

Указать и обозначить основные факторные элементы спроса и предложения на рынке.

Установить целесообразность и обоснованность повышения цены на товар (на выбор).

Определить рыночную (равновесную ) цену на товар.

Дать рекомендации потребителю и продавцу по оптимальной цене на товар в зависимости от:

1. Сезонности товара; 2. Импорта; 3. Наличия собственного производства;

4. Наличие качественного сырья и проверенных поставщиков; 5. Наличие современного оборудования.























6. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги.

Анализ текста и задание.

Текст: «Что было деньгами».


Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы”. У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные

колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

Задание.

Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, а у некоторых людей

монета – объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» - монета). Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая

историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

Аверс – что это? лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал

Легенда – что это? надпись на монете.

Номинал – что это? нарицательная стоимость монеты

Гурт - боковая поверхность монеты.

Б) Работа с пластиковыми карточками

- А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце

она содержит. Какие преимущества карточек перед наличными деньгами? Можно ли

реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему?

В) Работа с бумажными купюрами – все вместе.




7. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.


Работа с цитатами на понимание смысла:


1. НЕТ ПЛОХИХ ЛЮДЕЙ - ЕСТЬ ПЛОХИЕ ОТНОШЕНИЯ, ИЛИ НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ;


2. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК В ЧЕМ-ЛИБО ПРЕУСПЕЛ - ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОН ПРЕУСПЕЛ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ


3. Ваш успех зависит не в малой степени от искусства обращения с людьми. Этого достичь оказывается очень просто.

4. Хвалите человека за каждый даже самый скромный его успех и будьте при этом искренни и щедры...

5. Всегда старайтесь, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите...

6. Всегда поступайте так, чтобы у другого человека создалось впечатление своей значимости... Проявляйте сочувствие мыслям и желаниям других...

7. Если вы хотите повлиять на людей, обращайтесь к их благородным побуждениям...

8. Человеку всегда легче выслушивать неприятные вещи после того, как его похвалят...

9. Начинайте любой разговор с похвалы и искреннего признания достоинства человека...

10. Не унижайте человека, дайте ему возможность спасти свое лицо... 11. Первое, что необходимо усвоить при общении с людьми: это не мешать им жить в свое удовольствие, так как они привыкли к этому сами...














8. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.


Анализ основных положений Конституции РФ.

Основные положения Конституции РФ:

1) Россия стала на путь формирования правового государства;

2) человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью в РФ;

3) Конституция РФ и федеральное законодательство обладает в РФ высшей юридической силой;

4) государственное устройство РФ строится на принципе федерализма и права малочисленных народов России на самоопределение;

5) суверенитет и территориальная целостность России;

6) единая система государственных органов власти;

7) в РФ действует принцип разделения властей.

Характерные особенности государства и права России после 1993 г.:

1) высшие органы власти в РФ: Президент РФ (глава государства), Федеральное Собрание (двухпалатный парламент РФ), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти в РФ);

2) наблюдается общая гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного права России (введен мораторий на применение смертной казни);

3) в гражданских правоотношениях все большее значение приобретает частная собственность (ее охрана в РФ осуществляется в том же объеме, что и охрана государственной собственности);

4) появилась частная собственность на землю (это было недопустимо в период СССР);

5) ужесточение санкций уголовного законодательства за преступления против общественной безопасности и в первую очередь за организацию и исполнение террористических актов (это актуальная проблема современности);

6) иные особенности, характерные для демократического общества.


9. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

Тест:

А1. Политическое объединение, которое характеризует обязательное участие в выборах:

Профсоюз 3) политический клуб

Политическая партия 4) общественно-политический союз

А2. Что является признаком, отличающим общественно-политическое движение от политической партии?

Пестрота социального состава 3) участие в выборах

Стремление повлиять на власть 4) четкая организованная структура

А3. Верно ли, что: а) политическая партия объединяет всех недовольных существующим режимом; б) политические партии представляют разные идеологические направления?

Верно только А 3) верны оба суждения

Верно только Б 4) оба суждения неверны

А4. В чем отображено многообразие политических мнений в нашей стране?

В идее правового государства 3) в свободной рыночной экономике

В светском характере государства 4) в многопартийности

А5. Политические партии и партийные блоки создаются только для того, чтобы эффективно провести избирательную кампанию

Да 2) нет

А6. Партия, противостоящая правительству:

Легальная 3) кадровая

Политическая 4) оппозиционная

В1. Соотнесите партийные системы и страны

Партийные системы

Страны

А. однопартийная

Б. многопартийная

В. двухпартийная

1. Германия 4. Куба 7. Колумбия

2. Китай 5. США 8. Англия

2. Россия 6. Канада 9. Италия

Ответы:

А1. 3

А2. 1

А3. 2

А4. 4

А5. 2

А6. 4

В1. А-2, 4

Б-1, 3, 9

В – 5, 6, 8












10. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство.


Контрольная работа. Основные вопросы:

1. Трудовые правоотношения; 2. Субъекты трудового правоотношения; 3. Документальное сопровождение заключения трудовых отношений; 4. Контролирующие органы; 5. Нормативные и законодательные акты; 6. Характеристика трудовых отношений. Профсоюзы их роль в регулировании конфликтов.






















Примерные вопросы на зачет:

1. Каковы основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?

2. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

3. Особенности социальной системы  жизни человека. 

4. Описать характерные черты и элементы для следующих видов обществ;

А. Аграрное общество

Б. Индустриальное общество

В. Информационное общество.

5. Привести примеры главных форм социального развития общества.

6. Какую роль в становлении человека и общества играла культура?

7. Перечислить и охарактеризовать основные виды человеческих потребностей.

8. Как соотносятся мышление и деятельность?

9. Перечислить основные виды современных институтов жизни об-ва. Описать их вид деятельности и задачи, которые они должны решать.

10. Что такое искусство, хар-ные черты и особенности развития и становления на протяжении многих веков.

11. Раскройте истинный смысл следующий понятий:

А. Человек есть природный, биологический факт.

Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.

12. Молодёжь как социальная группа

Молодёжь – это один из скрытых ресурсов , который имеется в любом обществе и от которого зависит жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, несколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодёжи…, используя молодёжь по необходимости, механически, частично. Молодёжь остаётся лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле – потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодёжи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вскоре захлёбываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодёжи практически нет собственного прошлого, её сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодёжи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие , когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодёжи в обществе. (И.М. Ильинский «О воспитании жизнеспособных поколений российской молодёжи»)

1. Как автор раскрывает отношение к молодёжи в традиционных и динамичных обществ?

2. В чём видит автор основную социальную функцию молодёжи?

3. Какие особенности молодёжи как особой социальной группы позволяют ей играть эту роль?

4. Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живёт современная российская молодёжь ?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!