СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств по астрономии»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»














ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ОУД.08 АСТРОНОМИЯ

образовательной программы по профессии среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)








Квалификации:

Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом

Газосварщик

Форма обучения очная

Срок освоения ОП СПО ПКРС 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования

Профиль получаемого профессионального образования технический
















Зима, 2022




СОДЕРЖАНИЕ



  1. Паспорт оценочных средств по дисциплине «ОУД.08 Астрономия»

3

  1. Оценочные средства по дисциплине «ОУД.08 Астрономия»

9

2.1 Оценочные средства текущего контроля по дисциплине «ОУД.08 Астрономия»

9

2.1.1 Системы заданий в тестовой форме

9

2.1.2 Задачи

10

2.1.3 Ситуационные задания, кейс задания

12

2.1.4 Задания практических работ

15

2.2 Оценочные средства рубежного (тематического) контроля по дисциплине «ОУД. 08 Астрономия»

24

2.3 Оценочные средства промежуточной аттестации по дисциплине «ОУД. 08 Астрономия»

26



  1. Паспорт оценочных средств по дисциплине «ОУД.08 Астрономия»

Фонд оценочных средств (далее ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОУД.08 Астрономия программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).

Оценочные средства по астрономии предназначены для проведения текущего, рубежного (тематического) контроля и промежуточной аттестации по дисциплине.

Спроектированная система оценивания по дисциплине включает формирующие и суммирующие оценочные мероприятия. Для текущего контроля усвоения учебного материала студентами предназначены формирующие мероприятия (далее – ФОМ) – учебные и тренировочные задания, составляющие основу учебного процесса, направленные на формирование результатов обучения, по дисциплине ОУД. 08 Астрономия. Для рубежного (тематического) контроля и промежуточной аттестации предназначены суммирующие оценочные мероприятия (далее – СОМ), которые позволяют преподавателю однозначно определить, достигнут или не достигнут соответствующий результат обучения. Суммирующие оценочные мероприятия направлены на оценку уровня достижения ключевых результатов обучения по разделам дисциплины и всему курсу в целом.

Система оценивания основана на результатах обучения, сформулированных по уровням таксономии Б. Блума. Для формирования и проверки результатов обучения нижних уровней таксономии Блума (уровни: запоминать, понимать) используются системы заданий в текстовой форме, задания и задачи на понимание и интерпретацию информации, а так же задания с очевидным способом решения. С усложнением уровня мыслительной деятельности задания усложняются и предполагают определение и выбор метода решения (уровень применять).

Система оценочных мероприятий спроектирована по дисциплине ОУД.08 Астрономия, представлена в паспорте оценочных средств (таблица 1).



.

Паспорт оценочных средств по дисциплине ОУД. 08 Астрономия

Раздел 1

Солнечная система

Результаты обучения

Определить влияние Солнца и звезд, естественного спутника Луны на Землю. Определить влияние наблюдаемых процессов и явлений Солнечной системы и Вселенной на Землю.

Оценочное мероприятие рубежного (тематического) контроля

СОМ11. Контрольная работа «Солнечная система»



Тема

Результаты обучения по темам

Оценочные мероприятия текущего контроля

Оценочные средства

Тема 1.1. Наблюдаемые явления и процессы в Солнечной системе

Объяснить изменение вида звездного неба в течение суток, года; Вычислить горизонтальные и экваториальные координаты небесных светил по карте Звездного неба и на модели небесной сферы, в том числе применением специализированного программного обеспечения. Объяснить влияние Солнца звезд и Луны на природные явления и катаклизмы;

Показать взаимосвязь движения Луны с производимыми работами сварщика.

ФОМ2 1-2 Составление ментальной карты /глоссария основополагающих понятий, теорий и законов строения Солнечной системы и Вселенной;

Опрос

ФОМ 1.1.1 Составление таблицы /ментальной карты/иллюстраций/ каталога по основным созвездиям; опрос

ФОМ 1.1.2 Решение кейсов (ситуационных заданий) для объяснения влияния тел Солнечной системы на природные явления на планете Земля

ФОМ 1.1.3 Практическая работа «Основные элементы небесной сферы. Небесные координаты»

ФОМ 1.1.4 Практическая работа «Влияние движение Луны на работу сварщика»

ОС1-2 Рабочая ментальная карта /глоссарий («сквозное» оценочное средство по разделам 1,2)

ОС 1.1.1 Рабочая таблица/ Рабочая ментальная карта

ОС 1.1.2 Ситуационные задания

ОС 1.1.3 Задания практической работы

ОС 1.1.4 Задания практической работы

Тема 1.2. Небесная механика тел Солнечной системы

Описывать становления и развитие гелиоцентрической системы мира;

Устанавливать взаимосвязь между астрометрии и наблюдаемыми невооруженным глазом движениями звезд и Солнца, Луны на различных широтах;

Устанавливать взаимосвязь между законами Кеплера и движением планет и малых тел Солнечной системы

ФОМ 1.2.1 Тестирование по теме «Гелиоцентрическая система мира»

ФОМ 1.2.2 Составление структурной схемы искусственного спутника Земли; опрос

ФОМ 1.2.4 Практическая работа Практическая работа "Особенности движения Солнца на различных широтах"

ФОМ 1.2.3 Решение разноуровневых задач по теме: «Законы Кеплера и движение небесных тел»

ОС 1.2.1 Система заданий в тестовой форме по теме «Гелиоцентрическая система мира»

ОС 1.2.2 Рабочая модель структурной схемы


ОС 1.2.4 Задание практической работы



ОС 1.2.5 Разноуровневые задачи

Тема 1.3. Строение Солнечной системы

Описывать особенности строения Солнечной системы и Вселенной, используя основополагающие астрономические понятия/, теории, законы;

Формулировать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

Сравнить эволюционные изменения, строения планет и малых тел Солнечной системы в профессиональной направленности сварщика;

Определить движение влияния движения астероидов и комет на Землю

ФОМ 1-2 Составление ментальной карты /глоссария основополагающих понятий, теорий и законов строения Солнечной системы и Вселенной;

Опрос

ФОМ 1.3.1 Составление структурной схемы /опорного конспекта/ /ментальной карты по основным положениям современной гипотезы формирования тел Солнечной системы; опрос

ФОМ 1.3.2 Практическая работа "Физические условия для сварки деталей на поверхности планет земной группы. Сравнительная характеристика планет по работе со сварочными изделиями"

ФОМ 1.3.3 Решение кейсов (ситуационных заданий)/ дискуссия по объяснению астероидно-кометной опасности для Земли



ОС 1-2 Рабочая ментальная карта /глоссарий





ОС 1.3.1 Рабочая модель структурной схемы /опорного конспекта/ ментальной карты





ОС 1.3.2 Задание практической работы





ОС 1.3.3 Кейсы (ситуационные задания) / вопросы, выносимые на дискуссию



Раздел 2

Строение и эволюция Вселенной

Результаты обучения

Характеризовать физические процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, межгалактической среде.

Оценочное мероприятие рубежного (тематического) контроля

СОМ12. Контрольная работа «Строение и эволюция Вселенной»



Тема

Результаты обучения по темам

Оценочные мероприятия текущего контроля

Оценочные средства

Тема 2.1 Солнце, звезды и звездные скопления

Определить основные параметры Галактик и звездных скоплений (размеры, состав, тип и структуру);



Определение возраста Вселенной, расстояние до галактики и звездных скоплений на основе закона Хаббла и диаграммы Герцшпрунга-Рассела



ФОМ 2.1.1 Составление структурной схемы / рисунка строения Солнца

ФОМ 2.1.2 Тестирование по теме «Параметры Галактик и звездных скоплений»

ФОМ 2.1.3 Составление структурной схемы /рисунка эволюции звезд по диаграмме Герцшпрунга-Рассела

ФОМ 2.1.4 Решение задач на определение расстояний до галактик

ОС 2.1.1 Рабочая структурная схема строения Солнца

ОС 2.1.2 Система заданий в тестовой форме по теме «Параметры Галактик и звездных скоплений»

ОС 2.1.3 Рабочая структурная схема эволюции звезд по диаграмме Герцшпрунга-Рассела

ОС 2.1.4 Задачи на определение расстояний до галактик

Тема 2.2.

Изучение Вселенной

Объяснить смысл понятий космологии, Вселенной, модели Вселенной/, Большого взрыва, реликтового излучения, светимости;

Описывать наблюдаемые явления, происходящие во Вселенной;


Характеризовать основные периоды эволюции Вселенной с момента н6ачала ее расширения – Большого взрыва;

Определить возраст Вселенной расстояние до галактики и звездных скоплений на основе закона Хаббла и диаграммы Герцшпрунга-Рассела

ФОМ 2.2.1 Устный опрос по основным понятиям




ФОМ 2.2.2 Устный опрос по основным понятиям



ФОМ 2.2.3 Заполнение таблицы «Эволюция Вселенной по теории Большого взрыва»


ФОМ 2.2.4 Решение задач на определение возраста Вселенной

ОС 2.2.1 Вопросы для проведения устного опроса по основным понятиям: космология, Вселенная, Большой взрыв


ОС 2.2.2 Вопросы для проведения устного опроса по основным понятиям: космологическая сингулярность, красное смещение, реликтовое излучение, антитяготение


ОС 2.2.3 Рабочая таблица Эволюция Вселенной по теории Большого взрыва

ОС 2.2.4 Задачи на определения возраста Вселенной



Раздел 3

Космические технологии в деятельности человека

Результаты обучения

Описывать роль отечественной и зарубежной науки в освоении и использовании космического пространства

Определять влияние космических технологий на практическую деятельность человека и дальнейшее научно-техническое развитие

Оценочное мероприятие рубежного (тематического) контроля

СОМ1. Контрольная работа «Космические технологии в деятельности человека»



Тема

Результаты обучения по темам

Оценочные мероприятия текущего контроля

Оценочные средства

Тема 3.1. Освоение и использование космического пространства

Описывать историческую роль отечественной науки в процессе освоения космоса при сварочном производстве

Определить значение современных астрономических открытий технологий для дальнейшего исследования объектов Солнечной системы и освоения космического пространства

ФОМ 3.1.1 Тестирование по теме «Сварка в космосе. История развития и первые достижения и эксперименты сварочного производства»

ФОМ 3.1.2 Составление хронологической таблицы «Достижения отечественной космонавтики»

ОС 3.1.1 Система заданий ситуационной работы в тестовой форме по теме «Сварка в космосе. История развития и первые достижения и эксперименты сварочного производства»

ОС 3.1.2 Рабочая таблица


Тема 3.2 Космические технологии в научно-техническом развитии

Характеризовать значение космических комплексов связи для развития информационно-телекоммуникационных систем;

Характеризовать системы космического мониторинга для прогнозирования природных катастроф и контроля участков земной поверхности повышенного экологического риска;

Описать роль космических станций для пребывания людей на околоземной орбите с целью проведения научных исследований в условиях космического пространства, проведения астрономических наблюдений за поверхностью и атмосферой планеты

ФОМ 3.2.1 Защита промежуточных результатов выполнения проектного задания

ОС 3.2.1 Вопросы для проведения устного опроса



  1. Оценочные средства по дисциплине ОУД. 08 Астрономия



    1. Оценочные средства текущего контроля по дисциплине ОУД. 08 Астрономия

Текущий контроль результатов обучения можно осуществлять различными методами и с помощью различных оценочных средств. По дисциплине ОУД. 08 Астрономия в качестве средств текущего контроля применяются вопросы для организации устного и письменного опроса, системы заданий в тестовой форме, задачи и упражнения, ситуационные задания, рабочие таблицы и другие оценочные материалы.

      1. Система заданий в тестовой форме


Тема 2.1Солнце, звезды и звездные скопления

Вариант 1.

1. Наша звезда Солнце является:

а.) Красным гигантом

в.) Сверхгигантом

с.) Желтым карликом

2. Масса Солнца…

а.) Равна массе всех планет Солнечной системы

в.) Больше массы всех планет Солнечной системы

с.) Меньше всех планет Солнечной системы

3. За счет чего Солнце излучает энергию?

а.) Конвекция

в.) Теплопередача

с.) Излучение

4. Какова примерная температура ядра Солнца?

а.) 25 млн. С0

в.) 15 млн. С0

с.) 10млн. С0

5. Какой вид излучения не относится к Солнцу?

а.) Солнечная радиация

в.) Электромагнитное

с.) Магнитное

6. Химический состав Солнца это:

а.) Водород, гелий, кислород, прочие элементы

в.) Водород, кислород, прочие элементы

с.) Водород, гелий

7. Каким термином обозначается видимая для наблюдателя поверхность Солнца?

а.) Гидросфера

в.) Атмосфера

с.) Фотосфера

8. Последний этап жизни Солнца называется:

а.) Нейтронная звезда

в.) Красный гигант

с.) Белый карлик

9. В какой области галактики Млечный Путь находится Солнце?

а.) Пояс Койпера

в.) Нить Ариадны

с.) Окраина рукава Ориона

10. Как ученые называют фотосферные пятна, похожие на рисовые зерна:

а.) Протуберанцы

в.) Солнечные пятна

с.) Гранулы

11. Существует ли у Солнца магнитное поле?

а.) Да

в.) Нет

с.) Нет достоверных данных

12. Как называются массы звездного газа, поднимающиеся на сотни тысяч километров над поверхностью Солнца?

а.) Пятна

в.) Вспышки

с.) Протуберанцы

13. Если на поверхности Солнца увеличивается количество пятен, то блеск звезды:

а.) Будет колебаться

в.) Увеличится

с.) Почти не изменится

14. Сколько планет обращается вокруг Солнца?

а.) 8

в.) 10

с.) 15

15. Линейная скорость Солнца на экваторе составляет:

а.) 2 км/с

в.) 5 км/с

с.) 10 км/с

16. При помощи, какой методики можно определить температуру на поверхности Солнца?

а.) Термометра

в.) Законов Кеплера

с.) Солнечного спектра

17. За сколько суток происходит оборот Солнца вокруг собственной оси вблизи экватора?

а.) 14 суток

в.) 25 суток

с.) 30 суток

18. Когда для наблюдателя наступает солнечное затмение?

а.) Если Луна располагается между Солнцем и Землей

в.) Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей

с.) Нет правильного ответа

19. Звезда, наиболее близкая к планете Земля, называется:

а.) Солнце

в.) Венера («Утренняя звезда»)

с.) Полярная звезда

20. В звезду какого типа превратится Солнце в процессе старения?

а.) Синий гигант

в.) Красный гигант

с.) Красный карлик


Вариант 2.

1. Каким термином характеризуется расстояние от Земли до Солнца?

а.) Световой год

в.) Астрономическая единица

с.) Парсек

2. Какие земные явления зависят от Солнечной активности?

а.) Землетрясения, бури, многочисленные катастрофы техногенного характера

в.) Землетрясения, ураганы, торнадо

с.) Магнитные бури, полярное сияние и повышение уровня ионизации в верхних слоях атмосферы

3. Назовите имя ученого, доказавшего движение планет вокруг Солнца:

а.) Николай Коперник

в.) Джордано Бруно

с.) Галилео Галилей

4. Ближайшую к Солнцу точку орбиты называют:

а.) Перигелий

в.) Афелий

с.) Эксцентриситет

5. Какую долю (примерно) в элементном составе Солнца занимает водород?

а.) 71%

в.) 25%

с.) 65%

6. В каком направлении Солнце обращается вокруг своей оси?

а.) Вращение отсутствует

в.) Вращение осуществляется только отдельными слоями

с.) По направлению, в котором планеты движутся вокруг Солнца

7. Выберите правильное определение «солнечного ветра»:

а.) Выброс вещества, находящегося в Солнечной короне

в.) Последняя из внешних оболочек Солнца

с.) Поток, состоящий из ионизированных частиц и распространяющийся до границ гелиосферы

8. Назовите примерный возраст Солнца:

а.) 3млрд. лет

в.) 5 млрд. лет

с.) 4,5 млрд. лет

9. Назовите научную миссию, занимающуюся изучением Солнца:

а.) Cassini

в.) SOHO

c.) Kepler

10. Какой из перечисленных терминов определяет холодные области, расположенные на яркой фотосфере?

а.) Корона

в.) Вспышки

с.) Пятна

11. Источник энергии Солнца это:

а.) Реакции химического характера

в.) Термоядерные реакции синтеза (легких ядер)

с.) Иные реакции

12. Цикл солнечной активности составляет:

а.) 5 лет

в.) 11 лет

с.) 25 лет

13. Определите, за сколько времени сжалось бы Солнце, если бы на нем вдруг исчезла сила газового давления:

а.) 8 минут

в.) 15 минут

с.) 40 минут

14. Вокруг чего движется Солнце?

а.) Только собственной оси

в.) Вокруг центра Галактики Млечный Путь

с.) Вокруг планеты Земля

15. Дайте верное определение понятию «солнечное пятно»:

а.) Вулканы на поверхности Солнца

в.) Области, имеющие пониженную температуру

с.) Кратеры от ударов малых небесных тел

16. Назовите величину мощности излучения, приходящуюся на 1 кг Солнечного вещества?

а.) 2 Вт/кг

в.) 10000 Вт/кг

с.) 20000 Вт/кг

17. Укажите среднюю плотность Солнца:

а.) 1,5 г/см3

в.) 1,4 г/см3

с.) 2,5 г/см3

18. Назовите звезду, являющуюся наиболее близкой к Солнцу:

а.) Бетельгейзе

в.) Альфа Центавра

с.) Проксима Центавра

19. По данным, Солнце и другие звезды сформировались из:

а.) Газопылевого облака

в.) Большого взрыва

с.) Остатков других звезд и планет

20. В ходе каких процессов на Солнце происходят космические лучи и корпускулярные потоки?

а.) при солнечном ветре

в.) при хроматосферных вспышках

с.) при конвекционном движении

Ответы:

1вариант

с

в

а

в

с

а

с

с

с

с

а

с

с

а

а

с

в

а

а

в

2вариант

в

с

а

а

а

с

с

с

в

с

в

в

с

в

в

а

в

с

а

в


19-20 б - отметка «5»

18-15 б- отметка «4»

14-11 б - отметка «3»

менее 11 б - отметка «2»



      1. Ситуационные задания, кейс задания.

Возможность проведения сварочных работ за пределами земной атмосферы впервые всерьез рассматривалась еще во времена Советского Союза. При этом до определенного момента сварка в космосе считалась попросту невозможной, о чем неоднократно заявляли ученые и инженеры того времени. Первым, кто предложил заняться поиском способов решения подобной задачи был великий советский ученый Сергей Королев.

 Существовало несколько причин, которые по мнению многих специалистов делали процесс сваривания металлов в отрытом космосе невозможным. Основная причина заключалась в значительном отличии условий на Земле и за ее пределами. Это действительно так, ведь при выполнении такой работы в космическом пространстве ситуацию осложняли такие факторы, как:

  • глубокий вакуум;

  • неограниченная скорость диффузии газообразных веществ из зоны сваривания;

  • значительные изменения температуры (от минус 150 до плюс 130 градусов по Цельсию).

  • Еще одной проблемой являлось полное отсутствие гравитации, в связи с чем было важно полностью пересмотреть сам подход к выполнению сварочных работ. Кроме того, процесс сварки в космосе был существенно осложнен ограниченной подвижностью космонавта, связанной с тем, что он должен был выполнять такую задачу в громоздком и сковывающем движения скафандре. Нельзя было забывать и о риске повреждения защитного костюма, ведь это несло угрозу самому астронавту. 

Космическая сварка: первые эксперименты

Для начала советские ученые решили определить, возможно ли провести сваривание металлических изделий в условиях невесомости. Для этого в 1965 году была использована лаборатория, установленная на борту самолета ТУ-104.

 В процессе свободного падения авиатранспортного средства удавалось создавать условия, полностью аналогичные условиям невесомости в околоземном космическом пространстве. Хотя такие условия обеспечивались лишь на очень непродолжительное время (порядка 30 секунд), этого было достаточно для того, чтобы убедится — сварка в невесомости является возможной.

 Далее пришло время экспериментов непосредственно в космосе. Самый первый из них был осуществлен в октябре 1969 года внутри космического пилотируемого корабля «Союз-6». Для этого советскими учеными, возглавляемыми Борисом Патоном, был создан уникальный сварочный прибор под названием «Вулкан». Этот прибор позволял варить металлические детали с применением сразу трех различных способов – электронно-лучевого, плазменного и дугового.

В результате выяснилось, что метод сваривания с применением сжатой дуги низкого давления не подходит для работ в невесомости. В то же время электронно-лучевая технология оказалась наиболее эффективной и позволила обеспечить прочное соединение деталей высокого качества.

 К слову, об особенностях и сферах применения такой технологии вы можете прочитать в нашем отдельном материале – по электронно-лучевой сварке.

 Дальнейшие разработки и улучшения

Впоследствии перед советскими учеными возникла новая задача – добиться улучшения показателей эффективности устройства, используемого для сваривания металлов с применением электронно-лучевой технологии. Ведь для того, чтобы космическая сварка могла проводиться повсеместно, требовалось обеспечить:

  • Снижение общего веса сварочного оборудования. Во время космического полета каждый лишний килограмм может иметь ключевое значение.

  • Низкое потребление электроэнергии. В космосе использование мощных источников электрического тока является более сложным и затратным, чем на Земле.

  • Высокая надежность. Оборудование должно быть безотказным и функционировать даже в самых экстремальных условиях окружающей среды.

  • Универсальность в применении. Была поставлена задача, согласно которой прибор для сваривания металла должен был быть приспособлен и для решения других задач, например, резки такого материала.

  • Простоту и безопасность. Космонавт должен иметь возможность выполнять сварочные работы в открытом космическом пространстве, находясь при этом в скафандре, а также с минимальным риском для себя.

 Первая сварка в открытом космосе

Уже спустя пять лет после предыдущего эксперимента к работе был готов новый вид оборудования – аппарат с автономным источником питания, получивший название «УРИ». Он был разработан сотрудниками Института электросварки имени Патона в городе Киеве.

Прибор «УРИ» позволяет проводить сваривание металлических конструкций в условиях вакуума, невесомости, а также при экстремальных изменениях температуры. При этом он обладает более компактными размерами и легким весом, чем его предшественники, а также может быть использован для резки, пайки и нагрева деталей, как и для нанесения на их поверхность тонких покрытий.

 С помощью прибора «УРИ» в 1984 году была проведена первая в истории сварка в открытом космическом пространстве. Она была выполнена с применением электронно-лучевого метода советскими космонавтами Светланой Савицкой.

Сварка в космосе впервые была проведена на борту советского космического аппарата. Перед этим долгое время это считалось практически невыполнимой задачей ввиду многих причин. Разработки ученых позволили достичь значительного прогресса в этой области, а также в усовершенствованном виде используются и сегодня.

 Стоит отметить, что процесс сваривания металлических изделий часто невозможен без применения качественных газовых смесей. При желании вы можете изучить ассортимент такой продукции и приобрести ее на сайте компании «ПРОМТЕХГАЗ».

Выберите один правильный ответ.


1.В каком году была использована лаборатория на борту самолета ТУ-104?

А) 1545

Б) 1665

В) 1669

Г) 1984

2. В процессе чего удавалось создавать условия сварочного процесса?

А) свободного притяжения;

Б) свободного падения;

В) сил гравитации;

Г) невесомостью.

3. Назовите название прибора, который позволял проводить сваривание металлических конструкций в условиях вакуума?

А) УРА

Б) УРИ

В) РИУ

Г) АРУ

4. В каком году проведена первая в истории сварка в открытом космическом пространстве?

А) 1545

Б) 1665

В) 1669

Г) 1984


5. Кто в первые, провел сварка в открытом космическом пространстве?

А) Сергей Королев

Б) Юрий Гагарин

В) Светлана Савицкая

Г) Николай Коперник


6. Без каких смесей невозможен процесс сваривания металлических изделий? __________________________________


7. Перечислите обеспечения чего требовалось проводить сварку в космосе? ___________________________________________________________


8. Перечислите факторы осложнявшие сварочные процессы в космосе?

____________________________________________________________


9. Кто создал прибор «Вулкан»?

А) Сергей Королев

Б) Юрий Гагарин

В) Светлана Савицкая

Г) Борис Патонов


10. Какая технология оказалась наиболее эффективной и позволила обеспечить прочное сварочное соединение деталей высокого качества в космосе? __________________________________________________________________



      1. Задание практических работ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Практическая работа “Основные элементы небесной сферы. Небесные координаты”


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2


“Влияние движение Луны на работу сварщика”

  1. Цель работы

Изучение влияния лунных фаз и условий видимости Луны на работу сварщика.


  1. Краткие теоретические сведения

Луна обращается вокруг Земли по эллиптической орбите в направлении с запада на восток. Плоскость лунной орбиты наклонена к плоскости земной орбиты (к плоскости эклиптики) под углом i=5009̍ (наклонение лунной орбиты) и пересекает небесную сферу по большому кругу, называемому лунным путем (рис.1), по которому с Земли видно перемещение Луны на фоне звезд.


Рисунок 1



Среднее суточное движения Луны nϹ вычисляется по формуле

(1)


где Т - звездный или сидерический месяц.

Лунный путь пересекается с эклиптикой под тем же углом i=5009̍ в двух диаметрально противоположных точках, называемых лунными узлами и обозначаемых знаками Ω (восходящий узел) и ℧ (нисходящий узел). Положение лунных узлов определяется их геоцентрической долготой λ и λ, отсчитываемой от точки весеннего равноденствия ϒ по эклиптике против часовой стрелки. Вследствие возмущающего действия, главным образом со стороны Солнца, элементы лунной орбиты подвержены непрерывным изменениям. Так, величина эксцентриситета лунной орбиты периодически колеблется в некоторых, сравнительно узких пределах, и его значение может быть найдено по видимым угловым размерам лунного диска, подобно тому, как определяется эксцентриситет земной орбиты.

Линия апсид лунной орбиты поворачивается в направлении против часовой стрелки и, следовательно, перигей и апогей орбиты непрерывно смещаются в восточном направлении, в сторону движения Луны по орбите ( перигея и апогея). Лунные узлы, наоборот, все время перемещаются по эклиптике с востока к западу ( лунных узлов), навстречу движению Луны, проходя последовательно все точки эклиптики. Движение лунных узлов оказывает существенное влияние на условия видимости Луны, так как положение суточного пути Луны над горизонтом зависит от ее склонения, пределы месячного изменения которого периодически меняются в зависимости от положения лунных узлов на эклиптике.

Смена лунных фаз, движение лунных узлов и его влияние на условия видимости Луны могут быть наглядно изучены на сравнительно простом чертеже. На листе миллиметровой бумаги по экваториальным координатам (α и β) Солнца и Луны строится эклиптика и два положения лунного пути в различные месяцы года, лучше с интервалом в 6 месяцев. Для построения чертежа рекомендуются масштабы: по α-1 мм=10 (или 1 мм=10,5) и по δ-2 мм=10 (или 1,5 мм=10).

Измерив на чертеже расстояние лунных узлов от точки весеннего равноденствия ϒ, получим их геоцентрическую долготу λ1 и λ2 в определенные дни года, разделенные интервалом времени ∆t суток, откуда нетрудно найти величину и направление смещения лунных узлов за сутки ( ), за звездный месяц ( ) и за год Ω) и вычислить период обращения лунных узлов по эклиптике


(2)


Фазой Ф Луны называется отношение ширины b лунного серпа к диаметру d лунного диска, т.е.


(3)


Лунная фаза вычисляется по положению Луны относительно Солнца и Земли. Пусть (рис. 54) Е-центр Земли, L - центр Луны и - угол между направлениями с Земли на Солнце и на Луну (угловое удаление Луны от Солнца), отсчитываемый в сторону движения Луны; АВ - лунный терминатор, CD=d – диаметр лунного диска, перпендикулярный к лучу зрения земного наблюдения. При некотором значении с Земли видна освещенная часть BLD лунного диска, имеющая вид серпа, концы рогов которого L1 и L2 проектируются на чертеже в точку L; проекция точки B на диаметре CD определяет положение внутренней средней точки В̍ лунного серпа , ширина которого b= B̍D. Так как CD EL и АВ перпендикулярно к направлению на Солнце, то BLD= и



где r=LB=LD - есть радиус лунного диска. Тогда


и лунная фаза



(4)


Очевидно, что приближенное значение ϒ может быть найдено по продолжительности синодического месяца S и количеству дней t, протекших со дня новолуния:


(5)


Задание

1. На листе миллиметровой бумаги изобразить прямой линией небесный экватор и по экваториальным координатам Солнца на 22 число каждого месяца построить положение эклиптики и обозначить ее основные точки.

2. По экваториальным координатам Луны,взятым через интервалы в трое суток,построить на том же чертеже положения лунного пути для двух месяцев,в которых не имеется затмений и отстоящих друг от друга на полгода.На обоих положениях лунного пути обозначить лунные узлы. Обозначить активность работы пот профессии сварщик.

3. Выписать даты сложности состояний работы сварочных технологий основных лунных фаз в выбранных месяцах и показать на чертеже положения Солнца ʘ и Луны в эти дни, обозначив лунные фазы знаками: новолуние- , первая четверть - , полнолуние-О, последняя четверть- .

4. По измерениям на чертеже вычислить величину суточного смещения Луны относительно звезд и Солнца, указав направление этого смещения. Вычеслиить время работы сварщика.

5 . По чертежу и по скопированной кальке определить положение Луны относительно Солнца в дни основных лунных фаз, вычислить фазы Луны через три дня и через десять дней после новолуния, и сформулировать вывод о зависимости лунных фаз от положения Луны относительно Земли и Солнца, изобразив эту зависимость на графике.

6. По значениям видимого радиуса Луны вычислить эксцентриситет лунной орбиты в: 1) январе; 2)феврале; 3)марте; 4)апреле; 5)мае; 6)июне; 7)июле; 8)августе.

7. Для того же месяца года вычислить перигейное и апогейное расстояние Луны, установить дни прохождения Луной перигея и апогея своей орбиты и оценить приближенное значение экваториальных координат этих точек. Сравнить по времени суток рабоу сварочного процесса.

8. Определить суточное изменение прямого восхождения Луны вблизи перигея и апогея.

9. По общим результатам пунктов 7-9 сформулировать вывод об особенностях лунной орбиты для работы сварщика на производстве.

10. По подвижной карте звездного неба или по Астрономическому календарю-ежегоднику определить моменты восхода и захода Солнца и Луны в дни основных лунных фаз одного из месяцев года и сформулировать вывод об изменении интервалов времени между моментами восхода (захода) обоих светил и последовательности их восхода (захода) при различных лунных фазах.

11. Вычислить среднее значение ежедневного запаздывания восхода и захода Луны и сформулировать вывод о его причине и влияние данных причен на работу сварочного производства.

12. По данным Астрономического календаря-ежегодника определить период смены лунных фаз и сравнить его с продолжительностью сидерического месяца. Отвтетить на вопрос завист ли периодыв смен фаз луны на работу прогизводимую сварщиком.

13. Из анализа результатов пунктов 10-12 сформулировать выводы о причине большей продолжительности синодического месяца по сравнению со звездным месяцем и о причине наступления одинаковых лунных фаз в различных созвездиях.

14. Определить продолжительность звездных и солнечных суток на Луне.

15. Измерить долготу лунных узлов при двух положениях лунного пути, определить величину и направление их смещения за сутки, звездный месяц и за год и вычислить период обращения лунных узлов по эклиптике.

Отчет представить по самостоятельно разработанной форме.


Порядок выполнения работы

Отчет по работе

Отчет по практической работе должен быть представлен в виде реферата с подробным описанием использованных формул, чертежей и расчетами выполненных заданий.


  1. Краткие теоретические сведения

  2. Порядок выполнения работы

  3. Отчет по работе

Отчет по практической работе должен быть представлен в виде реферата с подробным описанием использованных формул, чертежей и расчетами



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3


Особенности движения Солнца на различных широтах"

Цель работы: изучение особенностей движения Солнца на различных широтах.

Оборудование: компьютерный планетарий Stellarium

Ход работы

Загрузить программу Stellarium. Установить местоположение Росиия, Зима

Задание 1. Установить местоположение, когда наблюдатель находится на широте 027/ N или S. Этот пояс называют тропиками. Определить, когда Солнце проходит через зенит ___________. Определить восход _________ и заход _______ Солнца_________________.

Задание 2. Установить местоположение, когда наблюдатель находится на широте 23027/033/ N или S. Определить, когда Солнце проходит через зенит ___________. Определить восход _________ и заход _______ Солнца_________________.

Задание 3. Установить местоположение, когда наблюдатель находится на широте 66033/ N или S. Пояс полярный. Определить, когда Солнце проходит через зенит ___________. Определить восход _________ и заход _______ Солнца_________________.

Задание 4. Установить местоположение, когда наблюдатель находится на экваторе. Ось мира лежит в плоскости истинного горизонта. Определить, когда Солнце проходит через зенит ___________. Определить восход _________ и заход _______ Солнца_________________.

Задание 5. Провести наблюдение, аналогичные предыдущим для текущей даты, дат весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Результаты занести в таблицу 1.

Таблица 1 – координаты восходов и заходов Солнца на широте экватора

Дата

Азимут

Время

Максимальная высота

Продолжительность дня





текущая







21 марта







23 сентября







22 июня







22 декабря









Выяснить, в какие дни Солнце в полдень проходит через зенит в данной местности. Солнце в зените _______________________________________________.

Сделать вывод об особенностях движения Солнца на различных широтах, результаты оформить в тетрадь.







ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

«Физические условия для сварки деталей на поверхности планет земной группы. Сравнительная характеристика планет по работе со сварочными изделиями»

Цель: изучить материал по планетам земной группы и характеристикам планет, заполнить таблицы, выяснить на какой из планет земной группе проще всего организовать сварочный процесс.

Название планеты

Условное обозначение

Состояние атмосферы

Средняя температура

Рельеф поверхности

Наличие состояние воды

Существование жизни

Возможность производить сварочные работы (на поверхности и внутри)

Химический состав

Плотность

Давление



















































Ответить на вопросы:

  1. На какой из планет не возможно сварочное производство и почему?

  2. Зависит ли сварочные работы от плотности и давления на планете? Написать пояснение к ответу.

  3. Влияет ли рельеф и средняя температура на процесс работы сварщика?

  4. На какой планете по вашему мнению лучше всего и безопаснее проводить сварочные работы? Обоснуйте свой ответ.

2.2 Оценочные средства рубежного (тематического) контроля по дисциплине «ОУД. 08 Астрономия»

Перечень вопросов

  1. Небесная сфера.

  2. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

  3. Истинное движение планет и законы Кеплера.

  4. Форма и движение Земли.

  5. Определение расстояний до небесных тел.

  6. Определение размеров небесных тел.

  7. Закон всемирного тяготения и его следствия.

  8. Определение положений светил по их горизонтальным и экваториальным координатам.

  9. Связь высоты полюса мира с географической широтой места.

  10. Видимое годовое движение Солнца.

  11. Измерение времени. Истинное и среднее солнечное время.

  12. Календарь (тропический год, старый и новый стиль, проект всемирного календаря).

  13. Телескоп (назначение, устройство, принцип действия, оптические свойства).

  14. Спектральный анализ в астрономии.

  15. Движение и фазы Луны.

  16. Физическая природа Луны.

  17. Строение Солнечной системы.

  18. Планеты земной группы.

  19. Физическая природа планет-гигантов.

  20. Природа комет и метеорных тел.

  21. Физическая природа Солнца.

  22. Солнечная активность и её земные проявления.

  23. Основные физические характеристики звёзд.

  24. Двойные, переменные и новые звёзды.

  25. Звёздные скопления.

  26. Диффузная материя.

  27. Галактики.

  28. Происхождение и эволюция планет.

29. Происхождение и эволюция звёзд

Критерии оценивания заданий

Оценка

Критерии

«Отлично»

Обучающийся

-Обнаруживает полное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий.

 - Дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

- Технически грамотно читает и  собирает электрические схемы и выполняет построение векторных диаграмм, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений.

- При ответе умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между различными темами по курсу электротехники, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов.

 - Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя

- Владеет знаниями и умениями в объёме не менее 95% от требований образовательной программы.

«Хорошо»

ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся:

 -   Допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при помощи небольшой помощи преподавателя.

 - Имеет объём знаний и умений от 80 до 95%

«Удовлетворительно»

Обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

 -  Обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса электротехники,

 -   Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении принципа действия конкретных электрических устройств, или в подтверждении конкретных примеров практического применения электрических аппаратов и машин.

- Отвечает неполно на вопросы преподавателя, недостаточно понимает отдельные положения,

-Обнаруживает недостаточное понимание принципа действия отдельных электротехнических устройств или отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская одну-две грубые ошибки.

- Владеет знаниями и умениями в объёме не менее 75% содержания, соответствующего программным требованиям

«Неудовлетворительно»

Обучающийся

- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

 - Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу

- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.







    1. Оценочные средства промежуточной аттестации по дисциплине «ОУД. 08 Астрономия»

Вариант № 1

  1. Астрономия – наука, изучающая …
    А) движение и происхождение небесных тел и их систем.
    Б) развитие небесных тел и их природу.
    В) движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

  2. Телескоп необходим для того, чтобы …
    А) собрать свет и создать изображение источника.
    Б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект.
    В) получить увеличенное изображение небесного тела.

  3. Самая высокая точка небесной сферы называется …
    А) точка севера. Б) зенит. В) надир. Г) точка востока.

  4. Аналог широты в географических координатах.
    А) склонение. Б) истинный горизонт. В) прямое восхождение.

  5. Угол, под которым со звезды виден радиус земной орбиты, называется…
    А) параллаксом. Б) звездной величиной. В) астрономической единицей.

  6. Третья планета от Солнца – это …
    А) Сатурн. Б) Венера. В) Земля.

  7. По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?
    А) по окружностям. Б) по эллипсам, близким к окружностям. В) по ветвям парабол.

  8. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется …
    А) перигелием. Б) афелием. В) эксцентриситетом.

  9. Наименьшую температуру поверхности имеют…
    А) желтые звёзды. Б) оранжевые гиганты В) белые карлики.

  10. Все планеты-гиганты характеризуются …
    А) быстрым вращением. Б) медленным вращением.

  11. Астероиды вращаются между орбитами …
    А) Венеры и Земли. Б) Марса и Юпитера. В) Нептуна и Плутона.

  12. Какие вещества преобладают в атмосферах звезд?
    А) гелий и кислород. Б) азот и гелий. В) водород и гелий.

  13. К какому классу звезд относится Солнце?
    А) сверхгигант. Б) желтый карлик. В) белый карлик. Г) красный гигант.

  14. На сколько созвездий разделено небо?
    А) 108. Б) 68. В) 88.

  15. Кто открыл законы движения планет вокруг Солнца?
    А) Птолемей. Б) Коперник. В) Кеплер. Г) Бруно.

  16. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?
    А) Хромосфера. Б) Фотосфера. В) Солнечная корона.

  17. Звёзды, являющиеся источниками периодических импульсов радиоизлучения, называются…

А) квазары. Б) пульсары. В) чёрные дыры.


Вариант № 2

  1. Что такое космология?
    А) наука, изучающая движение и происхождение небесных тел и их систем.
    Б) наука, изучающая строение и эволюцию Вселенной.
    В) наука, изучающая законы движения небесных объектов.

  2. Парсек – это единица измерения…
    А) светимости небесных тел. Б) размеров небесных тел.
    В) расстояний между небесными телами.

  3. Самая низкая точка небесной сферы называется …
    А) точка севера. Б) зенит. В) надир. Г) точка востока.

  4. Аналог долготы в географических координатах.
    А) полуденная линия. Б) истинный горизонт. В) прямое восхождение.

  5. Вспыхивающие в земной атмосфере, влетающие в неё, мельчайшие твёрдые частицы, называются…

А) метеор. Б) комета. В) метеорит.

  1. Шестая планета от Солнца – это …
    А) Сатурн. Б) Юпитер. В) Уран.

  2. Видимое движение планет на небе является…
    А) движением по окружностям. Б) петлеобразным движением. В) движением по прямой.

  3. Наиболее удалённая от Солнца точка орбиты планеты называется …
    А) перигелием. Б) афелием. В) эксцентриситетом.

  4. Какие звёзды имеют наибольшую температуру поверхности?
    А) голубые карлики. Б) жёлтые звёзды. В) красные гиганты.

  5. Состоят из тяжёлых химических элементов…
    А) планеты - гиганты. Б) планеты земной группы.

  6. Период солнечной активности составляет …
    А) 10 лет. Б) 12 лет. В) 11 лет.

  7. Какого типа по внешнему виду является галактика Млечный путь?
    А) эллиптическая. Б) спиральная. В) неправильная.

  8. К какому классу звезд относится Бетельгейзе?
    А) сверхгигант. Б) желтый карлик. В) белый карлик. Г) оранжевый гигант.

  9. Сколько звёзд всего можно наблюдать на небе в течении суток?
    А) около 2500. Б) около 5000. В) около 10000.

  10. Кто является основоположником гелиоцентрической системы мира?
    А) Птолемей. Б) Коперник. В) Кеплер. Г) Бруно.

  11. Как называется внешний слой солнечной атмосферы?
    А) Хромосфера. Б) Фотосфера. В) Солнечная корона.

  12. Небесные объекты, являющиеся источниками мощного радиоизлучения

А) квазары. Б) пульсары. В) чёрные дыры.


Ответы

Вариант № 1

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

№ ответа

В

Б

Б

А

А

В

Б

А

Б

А

Б

В

Б

В

В

Б

Б

Вариант № 2

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

№ ответа

Б

В

В

В

А

А

Б

Б

А

Б

В

Б

А

Б

Б

В

А



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ



Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90 – 100%

15-17

Отлично

76 – 89%

11-14

Хорошо

60 – 75%

9-10

Удовлетворительно

менее 60%

8 и меньше

Неудовлетворительно




Преподаватель С.В. Сергеева


« » 20___ г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!