СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклор и литература народов России. Рабочий лист по уроку ОДКНР, 5 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой рабочий лист заданий по уроку "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Может быть использована при дистанционной форме обучения

 

Просмотр содержимого документа
«Фольклор и литература народов России. Рабочий лист по уроку ОДКНР, 5 класс»

Здравствуйте, ребята! И снова у нас сегодня урок по основам духовно-нравственной культуры России – ОДКНР. Запишите в тетрадь число, слова «Классная работа» и тему нашего урока:

Тема. Фольклор и литература народов России.


2. На одном из прошедших занятий мы с вами рассматривали музыкальный фольклор народов России. А что же это вообще такое – фольклор? Давайте запишем определение:


Фольклор устное словесное и музыкальное народное творчество.


Можно сказать, что фольклор в самом широком смысле - это любое народное творчество, проявления и духовной, и материальной культуры народа: язык, верования, обряды, ремёсла.


3. На этом уроке мы с вами познакомимся с особенностями устного, словесного фольклора. Запишите в тетрадь:


К словесному фольклору относятся сказки, предания, былины, саги и малые жанры: потешки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки.


4.Народный фольклор – это, конечно, часть культурного, литературного наследия любого народа. Но давайте сначала разберёмся, чем отличается фольклор от литературных произведений. И, как пример, возьмём сказки. Запишите в тетрадь, дополнив предложения и выбрав из скобок соответствующие по смыслу текста слова:


Литературные произведения написаны известными нам авторами. Например, автор сказки «Аленький цветочек» - …….., а поэму-сказку «Руслан и Людмила» написал …….. . Авторы фольклорных сказок и других произведений словесного народного творчества нам (известны/не известны), они издавна (напечатаны в книгах/ передавались из уст в уста) и (позже/сразу) были записаны собирателями фольклора.


5.Любые фольклорные произведения отражают историю, быт, верования и образ жизни в целом того народа, который их создал. Как это доказать? Сначала прочитайте чукотскую сказку «Чайка». Переписывать её не нужно!

ЧАЙКА

Далеко-далеко на севере жил старый чукча со своей женой. Было у них трое детей — две девочки и мальчик.

Отец охотился на морского зверя и рыбачил, мать выделывала шкуры для одежды и готовила пищу, а дети собирали водоросли и ракушки. В середине лета отец на байдаре ушёл далеко в море бить моржей, мать шила из шкур новую крышу на ярангу, а дети играли на берегу. Вдруг мальчик закричал:

— Смотрите — отец!

Старшая девочка и мальчик услышали, как их зовёт отец:

— Дети мои, идите ко мне, я вас покатаю по морю!

— Я ничего не вижу и ничего не слышу! — сказала младшая девочка и осталась играть на песке.

Старшая девочка взяла за руку мальчика, и они побежали туда, откуда их звал отец. Прибежали дети, сели в байдару и уехали в море. Лодка стрелой летит с волны на волну.

Девочка взглянула на отца, но вместо него увидела что-то страшное. Это был келэ (чёрт). Мальчик закричал: «Мама, мама!», — и прижался к сестрёнке.

— Молчите, или я выброшу вас в море! — сказал сердито келэ. Привёз он детей на остров, посадил в тёмную землянку и уехал. Дети сидят день, сидят два, а может, и больше — света нет, темно. Стали они плакать. Плачет мальчик, просит у сестры глоток воды, кусочек мяса или рыбки. Стала девочка шарить по землянке и нашла кучу старой мездры. Дала брату горсть мездры и себе взяла. Тут увидели они маленькую щель в стене землянки. Обрадовались они и начали ковырять щель день и ночь. Поедят мездры, уснут немного и опять ковыряют. И вот однажды увидели в щель заходящее солнце. Увидели они море и лужу воды возле землянки. И вот сестра отколола кусок дерева и сказала:

— Братец, разденься и попробуй пролезть в щель! Он просунул голову, и тогда сестра стала толкать его легонько из землянки, и он вылез наружу. Напоил сестру из своего рта. Настала ночь, с моря поднялся туман, стало холодно, но мальчик никак не мог влезть обратно в землянку. Сестра протянула руку брату, он прижался к ней и заснул.

Наутро сестра велела принести большую палку и острый камень, и они вдвоём стали долбить щель, брат снаружи, а сестра — изнутри. На третий день и сестра вылезла из землянки.

Пошли дети по острову. Увидели они лебедя.

— Дедушка лебедь, помоги!

Лебедь крикнул:

— Дны-дны-диги! — взмахнул крыльями и улетел. Увидели дети ворона:

— Ворон, ворон, помоги!

— Коок! — крикнул ворон и улетел.

Пошли дети дальше. Попадаются им разные птицы — гуси, гаги, гагары, бакланы, кайры и другие птицы, — никто не хочет помочь. Плывёт по морю большая чайка, закричали дети:

— Чайка, чайка, помоги! Подплыла чайка к берегу и говорит:

— Ой, как это наши дорогие дети из родной семьи сюда попали?

Рассказали дети всё. Заплакала чайка, положила детей в байдару, закрыла детей своей кухлянкой и сказала:

— Не смотрите, куда мы поедем!

…Ходит, плачет мать по берегу моря, кличет своих детей, а муж говорит ей:

— Забудь! Наши дети утонули… Вдруг женщина закричала:

— Ой, кто-то там идёт! Ой, это мои дети!

Вышел муж сердитый, чтобы увести жену в ярангу, и увидел детей своих и кинулся к ним с великой радостью.

Рассказали дети о чайке, и отец сел в байдару, поехал в море и убил там большого моржа для чаек, а мать порубила тушу и положила на берег, и слетелось множество чаек, покрыли весь берег и заглушили своим криком прибой моря.

Выросли дети. Девочка стала женщиной, и у неё было много детей. И вот раз сидит она на льду лимана, удит рыбку, мороз и ветер пробирает сквозь кухлянку, и дети дома ждут с рыбой, а рыбка всё ловится и ловится.

Наловила, подвязала её за спину и пошла домой. И вдруг — подлетела чайка, села на её пути и не трогается с места. Взяла женщина камень, хотела бросить, — тут говорит ей чайка:

— Вспомни, кому вы кричали последний раз на острове, когда увёз вас злой келэ?

Тогда женщина сбросила с плеч рыбу и сказала:

— Бери всё и ешь!

А вечером она рассказала своим детям о чайке и просила не обижать птиц.


6.Попробуем сравнить эту сказку с народной сказкой, где тоже одними из персонажей являются птицы. Это – известная всем сказка «Гуси-Лебеди». Для этого перенесём в тетрадь таблицу (таблицу можно распечатать и вклеить в тетрадь):


Сравнение двух народных сказок

Сравнительные характеристики

«Гуси-Лебеди»

«Чайка»

Принадлежность сказки

Русская народная

Чукотская

Главные герои

Старшая сестра и младший брат

Где происходит действие

В деревне и в лесу

На берегу моря, на море, на острове

Отрицательные герои

Баба-Яга, Гуси-Лебеди

Злой дух келэ

Кто помогает героям

Печь, яблоня, речка

Чайка

Главные идеи сказок

Дети должны слушаться старших, не уходить самостоятельно из дома. Нужно платить добром за добро.


Какой вывод можно сделать? Герои сказок и ситуация, в которых они оказались, одинаковы: старшая сестра и младший брат остались без присмотра и попали в беду. И то, чему учат эти сказки, тоже одинаково: слушайся родителей, отплати за доброе к тебе отношение, помоги тому, кто просит о помощи. Но в сказках есть отличия. И связаны они с тем, что отличаются история и образ жизни тех народов, кто создал эти сказки. В чукотской сказке есть незнакомые нам слова и образы.


Ваши домашние задания на этот урок:

Выполните письменно, используя для этого дополнительные источники информации:

А).Выпишите в тетрадь значение слов:

Яранга – …

Байдара - …

Мездра – …

Кухлянка - …

Б). В три-четыре предложения объясните, где живёт чукотский народ.

В).Найдите 4 пословицы, которые принадлежат разным народам, населяющим территорию России, и выпишите их в тетрадь с указанием, какому народу какая пословица принадлежит.

Г).Коротко, в одно-два предложения, объясните, почему всегда есть отличия в фольклоре разных народов.


Успеха в выполнении заданий!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!