СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физминутки на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель должен использовать отведенное на уроке время для физкультминуток (1,5–3 мин) полностью.

В прилагаемой подборке использованы комплексы, предложенные Л.И. Пензулаевой, О. Г. Аракелян и Л.В. Кармановой

Просмотр содержимого документа
«Физминутки на уроках в начальной школе»

Физкультминутки на уроках

В процессе учебной деятельности учащимся младших классов, и особенно детям шестилетнего возраста, на протяжении одного и нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов.

Снижение внимания проявляется в “двигательном беспокойстве”. Это поведение физиологически оправдано, так как различные движения руками, ногами, туловищем, головой препятствуют чрезмерному напряжению мышц. Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к учебному процессу. Проявление “двигательного беспокойства” одновременно служит сигналом для учителя, что учащиеся утомлены.

Для предупреждения утомления детям необходим отдых в виде физических упражнений, а физкультминутки являются непродолжительным активным отдыхом.

Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребенка путем двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние. Изучение влияния упражнений разного характера и интенсивности на физическое состояние и умственную работоспособность детей показало, что упражнения, включаемые в физкультминутки, должны вызывать у детей эмоциональность, быть интенсивными.

Выбор времени проведения физкультминутки на уроке зависит от физической подготовленности детей, их возраста, индивидуальных различий в пределах одного и того же возраста. Поэтому одним из важных критериев является наблюдение учителя не только за поведением детей и их двигательными неадекватными действиями, но и снижением внимания в процессе обучения.

Каждый комплекс физкультминуток состоит, как правило, из 3–4 упражнений. Варианты выполнения различны: сидя за партой, стоя около парты, в кругу или в шеренгах, если позволяет помещение классной комнаты.

Целесообразно варьировать разнообразные формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, упражнения с музыкальным сопровождением и т.д.).

Учитель должен использовать отведенное на уроке время для физкультминуток (1,5–3 мин) полностью.

В прилагаемой подборке использованы комплексы, предложенные Л.И. Пензулаевой, О. Г. Аракелян и Л.В. Кармановой







I. Стоя около парты

Комплекс 1

И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1 – руки вверх; 2–3 – наклон вперед, хлопки по коленям; 4 – исходное положение.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову.

1 – поворот вправо, правую руку в сторону; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И.п. – основная стойка, руки перед грудью.

1 – руки вверх; 2 – наклон вправо; 3 – выпрямиться; 4 – исходное положение.

5. И.п. – основная стойка, руки перед грудью.

1–4 – вращение кисти одной руки вокруг другой; 5–8 – в другую сторону.

Комплекс 2

1. И.п. – руки скрещены за спиной с захватом за предплечья (3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы). 1–2 – подняться на носки; 3–4 – исходное положение.

2. И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1–3 – пружинистые полуприседания; 4 – исходное положение.

3. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 – прыжком поворот вправо; 2 – исходное положение. То же с поворотом влево.

Комплекс 3

1. И.п. – основная стойка, руки вниз.

1–4 – поднимая руки вверх, сжимать и разжимать пальцы; 5–8 – опуская руки вниз.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1 – поворот вправо, руки за голову; 2 – исходное положение. То же влево.

3. И.п. – стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. 1 – поднять согнутую в колене ногу, хлопнуть по колену (1–2-й классы), хлопнуть под коленом (3–4-й классы); 2 – исходное положение. То же другой ногой.

4. И.п. – стойка руки на пояс. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – исходное положение. Повторить 3–4 раза.

Комплекс 4

  1. И.п. – стойка ноги вместе, кисти к плечам.

1 – руки вверх; 2 – руки в стороны; 3 – руки вверх; 4 – исходное положение.

  1. И.п. – основная стойка, руки вниз.

1 – наклон вправо, руки на пояс; 2 – исходное положение. То же влево.

  1. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны.

1 – наклон вперед, коснуться голени (1–2-й классы), коснуться носка (3–4-й классы); 2 – исходное положение.

4. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1 – руки к плечам; 2 – исходное положение.

Комплекс 5

1. И.п. – основная стойка, руки вниз.

1–2 – руки через стороны вверх; 3–4 – опустить – исходное положение.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1–2 – дугами руки вверх, наклон вправо; 3 – наклон влево; 4 – исходное положение.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1 – поворот вправо со свободным захлестом рук вокруг туловища; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И.п. – основная стойка, руки вверх т(3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы).

1–2 – присед, руки вперед; 3–4 – исходное положение.



Комплекс 6

  1. И.п. – основная стойка, руки вниз.

1 – поднять руки к плечам; 2 – руки вверх; 3 – руки к плечам; 4 – исходное положение.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

  1. И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – правую ногу назад на носок; 2 – исходное положение. То же левой ногой.

  1. И.п.–основная стойка, руки на пояс.

1 – наклон головы вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

Комплекс 7

  1. И.п. – основная стойка, руки вниз.

1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон вперед, прогнуться, руки в стороны; 2 – руки вниз, хлопок перед собой;
3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1 – поворот вправо со свободным захлестом рук вокруг туловища; 2 – исходное положение. То же влево.

  1. И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – правую ногу назад на носок, руки к плечам; 2 – исходное положение. То же левой ногой.

Комплекс 8

  1. И.п. – основная стойка.

1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же шаг влево.

  1. И.п. – основная стойка, руки к плечам.

1 – согнуть правую ногу, левым локтем коснуться колена; 3–4 – исходное положение.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс (1–2-й классы), руки за голову (3–4-й классы).

1–4 – наклоняясь вперед, круговые движения туловищем вправо; 5–8 – то же влево.

Комплекс 9

1. И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1–2 – правую ногу назад на носок, руки к плечам; 3–4 – исходное положение.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1–2 – два пружинящих наклона к правой ноге; 3–4 – исходное положение. То же к левой ноге.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1–4 – круговые движения туловища вправо; 5–8 – то же влево.

4. И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – прыжком ноги врозь; 2 – прыжком ноги в исходное положение. Повторить 4–5 раз.

Комплекс 10

  1. И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – руки за голову; 2 – исходное положение.

  1. И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – руки в стороны; 2 – поднять правую ногу, согнутую в колене, хлопок под ней;

3 – опустить ногу, руки в стороны; 4 – исходное положение.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову.

1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

  1. И.п. – основная стойка.

1 – руки к плечам; 2 – подняться на носки;

3 – опуститься на всю ступню, руки к плечам; 4 – исходное положение.



II. Сидя за партой

Комплекс 1

1. И.п. – руки на парту вперед.

1–2 – поднять руки вверх, прогнуться;

3–4 – исходное положение.

2. И.п. – руки на край парты, согнуты и сжаты в кулаки.

1–4 – выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до противоположного края парты;

5–8 – исходное положение.

3. И.п. – руки за голову, локти вперед.

1–2 – развести локти в стороны;

3–4 – исходное положение.

4. И.п. – руки к плечам.

1–3 – локти в стороны;

4 – исходное положение.

Комплекс 2

1. И.п. – сидя за партой, руки за голову, локти свести.

1–2 – локти в стороны, прогнуться;

3–4 – расслабляя мышцы, принять исходное положение.

2. И.п. – сидя за партой, руки за голову.

1–2 – поворот вправо, руку в сторону, коснуться сзади стоящей парты;

3–4 – исходное положение. То же влево.

3. И.п. – сидя за партой, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки.

1 – руки вперед, пальцы разжать; 2 – исходное положение.

  1. И.п. – стоя у парты, руки на пояс.

1 – руки в стороны; 2 – вверх; 3 – в стороны; 4 – исходное положение.

Комплекс 3

1. И.п. – сидя за партой, руки к плечам, ноги расставлены.

1–2 – поворот туловища вправо, руки вверх;

3–4 – исходное положение.

2. И.п. – сидя за партой, руки за голову.

1–2 – поднять руки вверх, туловище держать прямо; 3–4 – исходное положение.

3. И.п. – стоя за партой, руки на парту.

1–2 – сесть за парту; 3–4 – исходное положение.

4. И.п. – стоя за партой, руки на пояс;

1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, потянуться;

3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

Комплекс 4

1. И.п. – сидя за партой, руки за голову.

1–2 – руки вверх, потянуться;

3–4 – исходное положение.

2. И.п. – сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс.

1–2 – наклон вправо;

3–4 – исходное положение. То же влево.

3. И.п. – сидя за партой.

1–2 – встать, выпрямиться;

3–4 – исходное положение.

4. И.п. – сидя за партой, руки к плечам.

1–2 – руки вверх;

3–4 – исходное положение.

Комплекс 5

1. И.п. – сидя за партой, руки на парту ладонями вниз.

1–4 – поочередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

2. И.п. – основная стойка у парты, руки к плечам.

1–4 – одновременные круговые движения вперед;

5–8 – назад.

Повторить 3 раза.

3. И.п. – сидя за партой, руки за голову, пальцы “в замок”.

1–2 – руки вверх ладонями вверх;

3–4 – исходное положение.

Темп средний.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение.

То же влево.

III. В игровом варианте

“Гуси серые”

Гуси серые летели (бег на месте или врассыпную, движения руками, как крыльями).
Да, летели. Да, летели (продолжение бега).
И присели, посидели (два приседа).
Да и снова полетели (снова бег).
А потом опять присели (присед).

Игровое упражнение повторить 2–3 раза.

“Мы топаем ногами”

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).

“Вышла мышка”

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы “трубочкой” перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – “дернули за гири”).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
Игровое упражнение повторить 2–3 раза.





“Печка горяча”

Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши).
Печка очень горяча (четыре полуприседа).
Чи-чи-чи (три хлопка над головой).
Печет печка калачи (четыре прыжка на месте).

“Ровным кругом”

Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем вот так...

Играющие образуют круг, в центре находится водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят текст. По окончании они останавливаются, а водящий (затейник) показывает какие-либо движения; дети повторяют их. Затем выбирается новый водящий, игра возобновляется.

“У реки росла рябина”

У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).
А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (приседы).
Эта рыба – рыбий царь (прыжки).
Называется – пескарь (ходьба на месте).

При проведении физкультминуток с игровыми упражнениями возможно использование также игр малой подвижности: “Летает –
не летает”, “Великаны и гномы”, “Эхо”, “Хоровод”, “Угадай, чей голосок” и др.

Физкультминутка «Зимние игры» (с имитацией движений.)

 Вы любите зимой играть на улице?
А как вы играете?
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым,
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.

Не боимся мы пороши,
Ловим снег — хлопок в ладоши,
Размахнись рукой — бросок!
Прямо в цель летит снежок.



Упражнение «Медвежонок»

Медвежонок потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развел,
Ах, какой чудесный стол!
Он попрыгал, покрутился
И затем остановился. (Повторить 2—3 раза.)





 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!