СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Физиология человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Физиология человека"»













Рабочая программа

курса «Физиология человека»

для 8 класса









































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

  2. Базисный учебный план.

  3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.

  4. Стандарт основного общего образования по химии.

  5. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  6. Конвенция о правах ребенка

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития.

Организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса биологии.


Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.


Цели

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:


  1. расширение и углублении теоретических знаний, полученных учащимися на уроках биологии о строении и жизнедеятельности организма человека и месте человека в единой системе органического мира; расширении их биологического кругозора;

  2. овладение современными методами исследования, применяющимися при изучении физиологии человека и животных;

  3. помощь в выборе будущей профессии.

  4. формирование компетентности в законах, закономерностях и механизмах протекающих физиологических процессов, экологической грамотности и ответственной гражданской позиции по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи

  1. Способствовать овладению общими знаниями в области протекания физиологических процессов, изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями.

  2. Формирование системы общебиологических понятий.

  3. Овладение комплексным подходом в изучении физиологических процессов.

  4. Способствовать овладению навыками планирования и проведения лабораторных опытов, наблюдение за их результатами и фиксированием результатов наблюдения, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.

  5. Знакомство с гигиеническими аспектами и привитие навыков здорового образа жизни; воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.

  6. Научить учащихся делать вычисления, расчёты по формулам при обработке результатов исследования.

  7. Обучение обсуждать результаты исследования, формировать выводы.

  8. Ориентирование учащихся на выбор профессии.


Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

  2. Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о окружающем мире, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей занятия может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

  3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы с картами, коллекциями.

Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;

  2. исключение психотравмирующих факторов;

  3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

  4. развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.


Типы занятий

  1. Занятие усвоения новых знаний.

  2. Повторительно-обобщающий занятие.

  3. Занятие контроля.


Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.

  2. Коллективная:

    1. фронтальная;

    2. парная;

    3. групповая.




Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся). Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.


Формы учебных занятий

  1. Мини – лекции;

  2. Диалоги и беседы;

  3. Проектные работы 

Виды деятельности учащихся

  1. Устные сообщения.

  2. Обсуждения.

  3. Работа с источниками.

  4. Доклады.

  5. Защита презентаций.

  6. Рефлексия.

Общая характеристика учебного курса

Данный курс направлен на изучение особенностей функционирования организма человека. Данный курс основан на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию биологической информации. Кроме того, изучение систематического курса анатомии и физиологии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться биологическое мышление детей через непосредственное познание собственного организма. В рамках данного курса обучающиеся освоят знания о человеке как природном организме и общественном существе, позволит рассматривать процессы, происходящие на земле в единстве с самим человеком, его здоровьем.

В основу обучения заложена межпредметная интеграция (особенно с химией) с учетом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся, направленная на развитие профориентационных навыков.

Межпредметные связи

Реализация программы курса предполагает широкое использование межпредметных связей, при изучении процессов происходящих в организме человека. Основой их служат биология и химия.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для курса «Физиология человека» являются:

Познавательная деятельность:

  1. использование для познания организма человека различных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  2. использование для решения познавательных задач различных источников информации;

  3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  4. соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся


Виды контроля

  1. текущий;

  2. тематический;

  3. итоговый.

Методы контроля

  1. письменный;

  2. устный.

Формы контроля

  1. тестирование (Т);

  2. устный опрос (УО).


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Физиология человека» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.











ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (17 часов)


Пищеварительная система. (4 ч.)

Пища источник энергии и строительного материала. Органы пищеварения. Процессы пищеварения . Всасывание Регуляция пищеварения

.Демонстрации

Образцы пищевых продуктов.

Таблицы.


В результате изучения темы обучающиеся должны


знать / понимать

особенности пищевых продуктов, особенности строения органов пищеварения, процессов пищеварения и ее регуляции.

уметь

характеризовать различные пищевые продукты, давать характеристику значимости пищеварительных процессов.

использовать

приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора продуктов питания.

Форма контроля: ср т.


Лаборатория жизни (5 ч.)

П.р. Витамины в продуктах. Строение зубов. Значение ферментов слюны в пищеварении. Действие ферментов желудочного сока вредное влияние алкоголя на процессы пищеварения.

Демонстрации

Муляжи, лабораторная посуда, продукты питания.


В результате изучения темы обучающиеся должны


знать / понимать

особенности работы с лабораторным оборудованием, особенности работы ферментов в организме человека.

уметь

проводить опыты связанные с ферментативными процессами..

использовать

приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа продуктов питания.

Форма контроля: уо,ср.










Решение биологических задач (5 ч.)

Решение биологических задач.




В результате изучения темы обучающиеся должны


знать / понимать

особенности решения биологических задач связанных с пищеварением.

уметь

решать биологические задачи.

использовать

полученные умения в повседневной жизни.

Форма контроля: т,ср.


Подведение итогов работы (2 ч.)

Форма контроля: уо, т.

















































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1

Пищеварительная система

4

2

Лаборатория жизни

5

3

Решение биологических задач

5

4

Подведение итогов работы

3


ИТОГО

17 ч.

























































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения курса «Физиология человека» обучающиеся 8 класса должны


знать / понимать

  1. расширенные сведения о пищеварительной системе человека;

  2. роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  3. знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  4. влияния факторов риска на здоровье человека.

  5. знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;


  6. соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).


уметь

  1. выделять существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; организма человека; экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  2. различать на таблицах части и органоиды клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;


использовать

  1. приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  2. овладения основными источниками информации о объектах неживой природы ;

  3. активного участия в экологических акциях школы;

  4. отстаивания своей позиции


















ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Литература для учителя


Литература для учителя

  1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. – 204 с.

  2. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. – Л.: Медицина. 1991. – С. 87 –111.

  3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.

  4. Арушанян Э.Б. Хронофармакология. Ставрополь. Изд-во СтГМА, 2000. – 422 с.

  5. Дубровский А.В. Валеология. Здоровый образ жизни. – Флинта, 1999. – 560 с.

  6. Салтыков Е.А., Панин В.А. Валеология. – Калининград: ФГУИПП, Янтарный сказ. 2001. – 284 с.

  7. Чумаков Б.Н. Валеология: Уч. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000 – 407 с.


Литература для обучающихся


  1. Агаджанян Н.А., Полунин И.Н., Павлов Ю.В. и др. Очерки по экологии человека. М., 1994. – С. 183 – 201.

  2. Агаджанян Н.А. Бляхов М.Ю., Клячкин Л.М. и др. Экологические проблемы эпидемиологии / Под ред. Академика РАМН, Н.А. Агаджаняна (медицинское издание). – М.: Изд-во «Просветитель», 2003. – 208 с.

  3. Войтенко В.П. Здоровье здоровых. Введение в санологию. – Киев: Здоров’я, 1991. – 246 с.

  4. Колбанов В.В. Валеология. – Деан. Санкт-Питербург., 2000. – 256 с.

  5. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1990. – 259 с.

  6. Лисицын Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни // Сб. научных трудов. М., 1991. – С. 3-27.

  7. Шелтон Г. Голодание и здоровье. – М.: Грэгори-Пйдж, 1998. – 235 с.


Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы

  1. CD-ROM. Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное пособие нового образца. 8 класс. М.: Просвещение, 2005г

  2. 2.CD-ROM.Цифровая база видео.Биология. Сетевая версия.М.: Институт новых технологий. Интерактивная линия www.intline.ru, 2006г.

  3. CD-ROM. Полный интерактивный курс ьиологии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Поддержка обучения на образовательном портале «Открытый колледж» www. сollege.ru, 2005г.

  4. CD-ROM. Интерактивный мультимедия – курс. Образовательный комплекс 1С: Школа.Биология. 8 класс, 2005г.

Модели: системы органов.

Экранно – звуковые средства обучения: медиа –проектор, компьютер.



























































УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

_____________ Вязовова С.В.

«___» _____________ 20___ г.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Физиология человека» 8 класс

на 2018- 2019 учебный год



№ п/п


Раздел, тема урока


Количество

часов


Виды и

формы

контроля

Дата

прохождения

темы, раздела

Приме

чания

по плану

фактически




1.Пищеварительная система






1

Пища источник энергии и строительного материала Органы пищеварения

1

СР Т




2

Процессы пищеварения

1

СР Т




3

Всасывание

1

СР Т




4

Регуляция пищеварения

1

СР Т





2.Лаборатория жизни






5

П.р. Витамины в продуктах

1

УО




6

П.р.Строение зубов

1

УО СР




7

П.р.Значение ферментов слюны в пищеварении

1

УО СР




8

П.р.Значение ферментов слюны в пищеварении

1





9

П.р.Действие ферментов желудочного сока

1

СР




10

П.р.вредное влияние алкоголя на процессы пищеарения

1

УО Т





3.Решение биологических задач






11

Решение биологических задач

1

Т СР




12

Решение биологических задач

1

Т СР




13

Решение биологических задач

1





14

Решение биологических задач

1





15

Решение биологических задач

1

Т СР





4.Подведение итогов работы






16

Семинарские занятия

1

УО. Т




17

Семинарские занятия

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!