Рабочая программа
курса «Физиология человека»
для 8 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Базисный учебный план.
Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
Стандарт основного общего образования по химии.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития.
Организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса биологии.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.
Цели
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
расширение и углублении теоретических знаний, полученных учащимися на уроках биологии о строении и жизнедеятельности организма человека и месте человека в единой системе органического мира; расширении их биологического кругозора;
овладение современными методами исследования, применяющимися при изучении физиологии человека и животных;
помощь в выборе будущей профессии.
формирование компетентности в законах, закономерностях и механизмах протекающих физиологических процессов, экологической грамотности и ответственной гражданской позиции по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задачи
Способствовать овладению общими знаниями в области протекания физиологических процессов, изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями.
Формирование системы общебиологических понятий.
Овладение комплексным подходом в изучении физиологических процессов.
Способствовать овладению навыками планирования и проведения лабораторных опытов, наблюдение за их результатами и фиксированием результатов наблюдения, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.
Знакомство с гигиеническими аспектами и привитие навыков здорового образа жизни; воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.
Научить учащихся делать вычисления, расчёты по формулам при обработке результатов исследования.
Обучение обсуждать результаты исследования, формировать выводы.
Ориентирование учащихся на выбор профессии.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о окружающем мире, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей занятия может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы с картами, коллекциями.
Основные формы и виды организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
создание оптимальных условий обучения;
исключение психотравмирующих факторов;
сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Типы занятий
Занятие усвоения новых знаний.
Повторительно-обобщающий занятие.
Занятие контроля.
Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная.
Коллективная:
фронтальная;
парная;
групповая.
Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии
Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся). Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.
Формы учебных занятий
Мини – лекции;
Диалоги и беседы;
Проектные работы
Виды деятельности учащихся
Устные сообщения.
Обсуждения.
Работа с источниками.
Доклады.
Защита презентаций.
Рефлексия.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс направлен на изучение особенностей функционирования организма человека. Данный курс основан на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию биологической информации. Кроме того, изучение систематического курса анатомии и физиологии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться биологическое мышление детей через непосредственное познание собственного организма. В рамках данного курса обучающиеся освоят знания о человеке как природном организме и общественном существе, позволит рассматривать процессы, происходящие на земле в единстве с самим человеком, его здоровьем.
В основу обучения заложена межпредметная интеграция (особенно с химией) с учетом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся, направленная на развитие профориентационных навыков.
Межпредметные связи
Реализация программы курса предполагает широкое использование межпредметных связей, при изучении процессов происходящих в организме человека. Основой их служат биология и химия.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для курса «Физиология человека» являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания организма человека различных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
использование для решения познавательных задач различных источников информации;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
Виды контроля
текущий;
тематический;
итоговый.
Методы контроля
письменный;
устный.
Формы контроля
тестирование (Т);
устный опрос (УО).
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Физиология человека» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (17 часов)
Пищеварительная система. (4 ч.)
Пища источник энергии и строительного материала. Органы пищеварения. Процессы пищеварения . Всасывание Регуляция пищеварения
.Демонстрации
Образцы пищевых продуктов.
Таблицы.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать
особенности пищевых продуктов, особенности строения органов пищеварения, процессов пищеварения и ее регуляции.
уметь
характеризовать различные пищевые продукты, давать характеристику значимости пищеварительных процессов.
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора продуктов питания.
Форма контроля: ср т.
Лаборатория жизни (5 ч.)
П.р. Витамины в продуктах. Строение зубов. Значение ферментов слюны в пищеварении. Действие ферментов желудочного сока вредное влияние алкоголя на процессы пищеварения.
Демонстрации
Муляжи, лабораторная посуда, продукты питания.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать
особенности работы с лабораторным оборудованием, особенности работы ферментов в организме человека.
уметь
проводить опыты связанные с ферментативными процессами..
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа продуктов питания.
Форма контроля: уо,ср.
Решение биологических задач (5 ч.)
Решение биологических задач.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать
особенности решения биологических задач связанных с пищеварением.
уметь
решать биологические задачи.
использовать
полученные умения в повседневной жизни.
Форма контроля: т,ср.
Подведение итогов работы (2 ч.)
Форма контроля: уо, т.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Пищеварительная система | 4 |
2 | Лаборатория жизни | 5 |
3 | Решение биологических задач | 5 |
4 | Подведение итогов работы | 3 |
| ИТОГО | 17 ч. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса «Физиология человека» обучающиеся 8 класса должны
знать / понимать
расширенные сведения о пищеварительной системе человека;
роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни;
влияния факторов риска на здоровье человека.
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
уметь
выделять существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; организма человека; экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
различать на таблицах части и органоиды клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
овладения основными источниками информации о объектах неживой природы ;
активного участия в экологических акциях школы;
отстаивания своей позиции
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя
Литература для учителя
Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. – 204 с.
Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. – Л.: Медицина. 1991. – С. 87 –111.
Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.
Арушанян Э.Б. Хронофармакология. Ставрополь. Изд-во СтГМА, 2000. – 422 с.
Дубровский А.В. Валеология. Здоровый образ жизни. – Флинта, 1999. – 560 с.
Салтыков Е.А., Панин В.А. Валеология. – Калининград: ФГУИПП, Янтарный сказ. 2001. – 284 с.
Чумаков Б.Н. Валеология: Уч. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000 – 407 с.
Литература для обучающихся
Агаджанян Н.А., Полунин И.Н., Павлов Ю.В. и др. Очерки по экологии человека. М., 1994. – С. 183 – 201.
Агаджанян Н.А. Бляхов М.Ю., Клячкин Л.М. и др. Экологические проблемы эпидемиологии / Под ред. Академика РАМН, Н.А. Агаджаняна (медицинское издание). – М.: Изд-во «Просветитель», 2003. – 208 с.
Войтенко В.П. Здоровье здоровых. Введение в санологию. – Киев: Здоров’я, 1991. – 246 с.
Колбанов В.В. Валеология. – Деан. Санкт-Питербург., 2000. – 256 с.
Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1990. – 259 с.
Лисицын Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни // Сб. научных трудов. М., 1991. – С. 3-27.
Шелтон Г. Голодание и здоровье. – М.: Грэгори-Пйдж, 1998. – 235 с.
Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы
CD-ROM. Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное пособие нового образца. 8 класс. М.: Просвещение, 2005г
2.CD-ROM.Цифровая база видео.Биология. Сетевая версия.М.: Институт новых технологий. Интерактивная линия www.intline.ru, 2006г.
CD-ROM. Полный интерактивный курс ьиологии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Поддержка обучения на образовательном портале «Открытый колледж» www. сollege.ru, 2005г.
CD-ROM. Интерактивный мультимедия – курс. Образовательный комплекс 1С: Школа.Биология. 8 класс, 2005г.
Модели: системы органов.
Экранно – звуковые средства обучения: медиа –проектор, компьютер.
УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _____________ Вязовова С.В. «___» _____________ 20___ г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Физиология человека» 8 класс
на 2018- 2019 учебный год
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Виды и формы контроля | Дата прохождения темы, раздела | Приме чания |
по плану | фактически |
| |
| 1.Пищеварительная система | | | | | |
1 | Пища источник энергии и строительного материала Органы пищеварения | 1 | СР Т | | | |
2 | Процессы пищеварения | 1 | СР Т | | | |
3 | Всасывание | 1 | СР Т | | | |
4 | Регуляция пищеварения | 1 | СР Т | | | |
| 2.Лаборатория жизни | | | | | |
5 | П.р. Витамины в продуктах | 1 | УО | | | |
6 | П.р.Строение зубов | 1 | УО СР | | | |
7 | П.р.Значение ферментов слюны в пищеварении | 1 | УО СР | | | |
8 | П.р.Значение ферментов слюны в пищеварении | 1 | | | | |
9 | П.р.Действие ферментов желудочного сока | 1 | СР | | | |
10 | П.р.вредное влияние алкоголя на процессы пищеарения | 1 | УО Т | | | |
| 3.Решение биологических задач | | | | | |
11 | Решение биологических задач | 1 | Т СР | | | |
12 | Решение биологических задач | 1 | Т СР | | | |
13 | Решение биологических задач | 1 | | | | |
14 | Решение биологических задач | 1 | | | | |
15 | Решение биологических задач | 1 | Т СР | | | |
| 4.Подведение итогов работы | | | | | |
16 | Семинарские занятия | 1 | УО. Т | | | |
17 | Семинарские занятия | 1 | | | | |