СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика за чайным столом.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать связь теории с практикой; научить в простых повседневных событиях видеть новое и необычное; формировать умение наблюдать , анализировать и объяснять физические явления.

Просмотр содержимого документа
«Физика за чайным столом.»

Тема: Физика за чайным столом.

Цель: показать связь теории с практикой; научить в простых повседневных событиях видеть новое и необычное; формировать умение наблюдать , анализировать и объяснять физические явления.

Оборудование: на столах учащихся всё, что необходимо для чаепития (чашка, ложка, сахарница, печенье и т.д.); на лабораторном столе учителя : металлический чайник, кипятильник, чайные ложки из разных металлов, сухое горючее, бумажная коробка, спички,. демонстрационный термометр, колокол воздушного насоса.

Ход урока.

1. Вступление.

Физические явления окружают нас повсюду, многие из них нам уже знакомы, и мы можем дать им объяснение. Я хочу, чтобы вы увидели и убедились, что физика-это не только строгий храм формул, законов и правил, а сама жизнь во всех её проявлениях . И даже в таком обыденном деле, как чаепитие, можно увидеть много нового и интересного, тем более что у вас уже есть необходимый запас знаний, чтобы объяснить многие явления , которые мы с вами будем наблюдать.

2. Закрепление изученного материала.

Итак, приступим к приготовлению чая. Для начала воду необходимо закипятить. Мы наливаем воду в чайник и ставим его дома на газовую горелку. У нас с вами сегодня чайник электрический, поэтому включаем его в электрическую розетку, и пока вода будет нагреваться, подумаем над следующими вопросами.

Вопросы классу.

-Почему жидкость всегда нагревается снизу?

-Почему чайник металлический? Нельзя ли использовать емкость, изготовленную из других веществ (пластмассы, стекла)?

-А можно ли использовать для нагрева воды бумажный сосуд?

Демонстрация.

Нагревание воды в бумажной коробке. В целях экономии времени, не дожидаясь кипения воды, а нагрев её до температуры 60-70 градусов Цельсия, проносим коробку по классу, чтобы все убедились что вода действительно горячая. Идёт обсуждение, почему вода не загорелась?

Тем временем вода в чайнике хорошо прогрелась.

Вопросы классу.

-Как ускорить процесс нагревания воды?

-Для чего мы накрываем чайник крышкой?

-На поверхности воды появляются пузырьки. О чём это свидетельствует? Откуда берутся эти пузырьки?

Обсудив наблюдаемый процесс кипения , предлагаем измерить температуру кипящей воды. Для этого сначала учащиеся определяют цену деления демонстрационного термометра. После измерения температуры выясняем , почему температура воды уже в течение нескольких минут не меняется.

Вопросы классу.

Всегда ли вода кипит при одной и той же температуре? От чего зависит?

Демонстрация.

Кипение воды при комнатной температуре при пониженном атмосферном давлении.

После обсуждения эксперимента поднимаем крышку -учащиеся видят пар.

Вопросы классу.

-Что мы видим? Ведь пар -это газ, который увидеть мы не можем.

-Если бы мы налили в чайник такое же количество, но не сырой , а кипячёной воды, она закипела бы быстрее, если бы условия нагревания были бы одинаковы?

Теперь правильно заварим чай. Вкус чая зависит от температуры, при которой он заварен. Чем выше температура в момент заварки, тем чай вкуснее.

Вопросы классу.

-В каком чайнике -металлическом или фарфоровом -лучше заварить чай и почему?

-Как , с точки зрения физики, объяснить, для чего мы накрываем чайник крышкой, когда в нем кипятим воду?

-Почему перед заваркой рекомендуется чайник пару раз ополоснуть кипятком?

-Рекомендуется подождать минут пять, чтобы чай хорошо заварился. Почему в этот момент лучше накрыть заварочный чай салфеткой?

-Какую ткань для этого следует предпочесть и почему?

-Почему чай спустя некоторое время приобретает равномерную золотистую окраску?

Чай готов! Можно разливать .

Разливаем чай аккуратно, особенно в стаканы. Почему?

Вопросы классу.

- Какие неприятности могут ожидать на этом пути?

-Как предотвратить эти неприятности?

-Какой ложкой лучше воспользоваться?

-Что надо наливать раньше- заварку или кипяток?

-Мы насыпаем в чай сахар. Почему чай становится сладким?

-При помешивании процесс происходит быстрее. Почему?

-Второй стакан наливаем до краев; осторожно, ложку за ложкой, насыпаем сахар. Вода не выливается. Почему?

- Чай очень горячий. Что можно предпринять, чтобы охладить его?

-Остаток горячей воды перельем в термос. Что особенного в устройстве термоса, что позволяет ему хорошо сохранять тепло? А можно ли термос, наоборот , использовать в качестве холодильника?

3. Чаепитие.

Китайская мудрость гласит: «Человек, который выпивает не меньше семи чашек чая в день, продлевает свою жизнь на десять лет».

Ну что ж, теперь можно пожелать только приятного чаепития!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!