СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год Изобретение радио А. С. Поповым. Принцип радиотелефонной связи - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Изобретение радио А. С. Поповым. Принцип радиотелефонной связи - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

 

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Амплитудная модуляция и детектирование. Простейший радиоприёмник - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

 

 

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Решение задач - Урок 4 - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Просмотр содержимого документа
«Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год Изобретение радио А. С. Поповым. Принцип радиотелефонной связи - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ»

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Изобретение радио А. С. Поповым. Принцип радиотелефонной связи - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

По содержанию урок строится традиционно. При подведении итогов обсуждают вопросы: в чём состоит принцип радиосвязи? Что такое модуляция? Почему без неё невозможна радиопередача? Как осуществляется амплитудная модуляция? Можно ли колебания, изображённые на рисунке 6.13 учебника, считать модулированными? Какую роль в радиосвязи играет детектирование? Изобразите структурную схему радиопередачи, укажите вид колебаний на каждом этапе изменения сигнала (рис. 6.14 учебника).

Домашнее задание: § 37*; упр. на с. 154 (ЕГЭ); индивидуально — П., № 698, 699; рекомендуется чтение работы А. С. Попова (Хрестоматия, с. 124—127).













































Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Амплитудная модуляция и детектирование. Простейший радиоприёмник - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Задачи урока: изучить физические принципы радиотелефонной связи; рассмотреть схему простейшего радиоприёмника.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приёмы и методы

I. Повторение изученного материала

7—10

30

5—6

Рассказ учащихся. Ответы на вопросы

Беседа. Постановка эксперимента. Работа с учебником. Решение задач

Ответы на вопросы. Сообщение учителя

II. Изучение и закрепление нового материала: понятия “модуляция”, “демодуляция”, “амплитудная модуляция”, “детектирование”, основные части простейшего радиоприёмника и их назначение

III. Подведение итогов. Домашнее задание

I. С целью повторения изученного материала, контроля знаний и формирования у школьников умения излагать свои мысли в устной речи рассматривают: структурную схему радиовещательного тракта, генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Во время подготовки учащихся у доски класс обсуждает вопросы: в чём значение опытов Попова? Какова роль Г. Маркони в развитии радиосвязи?

II. Как практически осуществляются модуляция и детектирование — основная учебная проблема урока. Она решается методом беседы при постановке и объяснении опытов по получению амплитудной модуляции и работе детекторного приёмника с УНЧ (ДЭ-2, опыты 56, 57). Одновременно используют иллюстрации учебника (рис. 6.15—6.21). По рисункам учитель задаёт вопросы: какую роль выполняет транзистор в цепи (рис. 6.15 учебника)? Как работает участок цепи с транзистором? Как осуществляется модулирование высокочастотного сигнала? Какие изменения высокочастотного сигнала происходят на участке, изображённом на рисунке 6.16 учебника? Чем различаются токи, проходящие через резистор в цепях (рис. 6.16, 6.19 учебника)? Улучшится ли сглаживание низкочастотного сигнала, если последовательно с конденсатором соединить катушку (рис. 6.19 учебника)? Какие изменения необходимо внести в цепь, чтобы генератор излучал радиоволны отдельными импульсами (рис. 6.19 учебника)?

Для закрепления изученного материала организуется беседа при постановке опыта с вибратором Герца и дипольным приёмником электромагнитных волн. Для этого вместо транзисторного приёмника (см. рис. 73) используют диполь, который подсоединяется к осциллографу. С помощью данной установки разбирают несколько вопросов.

Вопросы: что можно сказать об излучаемых вибратором волнах по виду осциллограммы? Постоянна ли амплитуда колебаний? Являются ли колебания модулированными? Аргументируйте ответ. Как в нашем случае можно модулировать электромагнитные колебания? Как и почему изменяется вид осциллограммы, если приёмный диполь закоротить диодом? Что произойдёт, если поменять полярность подключения диода? Какие колебания наблюдаются на экране осциллографа? Можно ли из них выделить низкочастотные колебания? Как это сделать?

Отработка материала продолжается при решении качественных задач.

1. Какова причина помех радиоприёму от проходящего вблизи трамвая? Почему транзисторный приёмник или телевизор с антенной реагирует на выключение утюга из розетки?

2. Будет ли работать приёмник (рис. 6.21 учебника), если диод включить в противоположном направлении?

3. Какие (низкоомные или высокоомные) наушники следует использовать в детекторном приёмнике?

III. При подведении итогов урока повторяют вопросы: как осуществляется телеграфная модуляция? В чём состоит принцип амплитудной модуляции? Как практически осуществить амплитудную модуляцию?

Домашнее задание: § 37*, 38*; задачи на повторение по выбору учителя.







































Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год Решение задач - Урок 4 - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Задачи урока: совершенствовать знания и умения по характеристике излучения, распространения и приёма электромагнитных волн.

Ход урока

I. В начале урока решают задачи.

1. Какими способами можно настроить колебательный контур в резонанс?

2. Определите период и частоту радиопередатчика, работающего на волне 20 м.

3. Колебательный контур радиоприёмника с индуктивностью 0,25 мГн принимает волны длиной волны 150 м. Определите ёмкость конденсатора.

4. Какие изменения следует внести в цепь (рис. 6.15 учебника) для увеличения мощности излучения сигнала?

5. Для работы радиостанции отводят полосу частот в 4 кГц. Сколько радиостанций может работать в диапазоне средних волн от 200 до 500 м?

6. Определите длину электромагнитной волны в вакууме, на которую настроен колебательный контур, если максимальный заряд конденсатора равен 2 ∙ 10-8 Кл, а максимальная сила тока в контуре равна 1 А.

Последняя задача может быть предложена учащимся в качестве индивидуальной работы.

II. Выполняют подходящий тест.

III. Домашнее задание: П., № 701, 702.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!