СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика и астрономия - науки о природе.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "Физика и астрономия науки о природе". для учащихся 8 класса. Курс дает учащимся возможность понять, что законы физики выполняются не только на Земле, но и за ее пределами.

Просмотр содержимого документа
«Физика и астрономия - науки о природе.»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент Образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска

Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 39 г. Иркутска














Физика и астрономия – науки о природе

Программа элективного курса

для 7 – 8 классов

средних общеобразовательных школ





Составитель:

Беликова Галина Валерьевна,

учитель физики 1 категории

МОУ СОШ № 39

г. Иркутска.








Программа разработана в 2011 году.


Иркутск 2011.

Пояснительная записка:

Данная программа разработана для учащихся 7-8 классов основной школы на базе обязательного минимума содержания физического образования с учетом развития психики детей и подростков.

Курс рассчитан на 34 часа и состоит из двух разделов:

  1. Физика и астрономия – науки о природе, 17 часов;

  2. Физика и астрономия в походе и на природе, 17 часов.

В основу курса положена программа «Физика и астрономия», авторы В. Ф. Шилов, Ю. И. Дик, А. А. Глинский. Курс включает в себя материал, дополняющий учебник физики 7 и 8 классов, а также некоторые сведения из астрономии, географии, математики.

Актуальность программы:

Каждый человек, а тем более подрастающий ребенок, стремиться к осмыслению окружающего его живого и неживого мира. Его интересует мир и явления, происходящие в нем в земных и космических масштабах, особенно сейчас в век космонавтики. В этом возрасте учащиеся проявляют повышенный интерес к астрономии и особенно к астрологии. Научное изложение основ астрономии предлагалось учащимся только в 11 классе, когда интерес к этой науке уже иссяк. Кроме этого, большое количество антинаучных сведений прочно укореняется в сознании учащихся (астрологические прогнозы), тем самым формируя у учащихся не совсем правильную картину мира. К сожалению, курс астрономии исключен из школьной программы, а школьные учебники физики не дают возможности познакомить учащихся с тем, как устроен окружающий нас мир. Кроме этого, учащиеся часто не понимают, как связаны между собой учебные предметы, особенно естественные науки. Часто у детей вызывают недоумение сведения из биологии, географии, химии и даже математики. Данная программа дополняет основной (базисный) план для основной школы и дает учащимся возможность понять, что физические законы выполняются не только в физической лаборатории, но и в условиях Вселенной.

Данный курс дает возможность:

  • понять окружающий мир и межпредметные связи,

  • научиться применять законы физики с большей эффективностью, чем за школьной партой;

  • наблюдать и использовать собственные знания,

  • организовывать конкурсы, викторины, постановки различных опытов;

  • развивать фантазию: занимательные рассказы, сказки с физическим содержанием, занимательные задачи.

Новизна программы:

Часто учитель сталкивается с отсутствием подобных программ при выборе элективных курсов для учащихся 7-8 классов. Особенно нужны программы, связывающие предмет с повседневной жизнью. В каталоге программ элективных курсов мне не удалось найти подобной программы. Кроме этого накоплен хороший дополнительный материал, который не используется на уроках из-за отсутствия времени. Помимо этого программа дает возможность выполнить ряд простых измерений, изготовить самим простейшие приборы и приспособления для работы. В данную программу включены некоторые сведения по астрономии, географии и математики, необходимые нам в жизни.

Цели программы:

  1. Удовлетворить и развить познавательные возможности у учащихся 12-14 лет;

  2. Возбудить интерес к науке и технике, показать, как используются знания на практике; какую роль выполняют теория и практика;

  3. Обеспечить формирование представлений о познаваемости мира, обобщенной естественнонаучной картины окружающего мира;

  4. Приобщить учащихся к творческой деятельности.

Задачи программы:

  1. Перевести знания из «кабинетной» сферы применения в повседневную жизнь;

  2. Показать одинаковость выполнения законов физики в лаборатории и в природе;

  3. Сформировать, с учетом возраста учащихся, основные понятия и закономерности основных научных теорий; показать связь между физикой, астрономией, географией, биологией, химией, математикой;

  4. Обеспечить научное миропонимание окружающей среды, природы, техники, проблем окружающей среды, проблем экологии;

  5. сформировать у учащихся представление о научных методах исследования и познания природы в процессе самостоятельной экспериментальной деятельности;

  6. сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельного добывания экспериментальных фактов, и их интерпретации;

  7. показать, как добываются научные знания, какую роль выполняют теория и практика, развить познавательные способности школьников, приобщить их к творческой деятельности.

Планируемый результат:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей,

  • приобретение опыта поиска информации; подготовки реферата, доклада, презентации,

  • приобретение навыков измерения физических величин и оценки точности измерений.

Учащиеся должны знать:

  1. как человек связан с природой, как связаны между собой науки о природе.

  2. Что изучают физика и астрономия.

  3. Научные методы познания природы.

  4. Как измеряли и измеряют сейчас физические величины.

  5. Что такое точность измерений и вычислений. Стандартный вид числа.

  6. Историю создания метрической системы.

  7. Как ориентироваться на местности.

  8. Как используются законы физики и астрономии при подготовке к походу, в походе (на дороге, на лугу, у водоема, на привале, у костра, на даче и т.д.) и при составлении карты маршрута.

Учащиеся должны уметь:

  1. Измерять физические величины.

  2. Определять погрешность измерений.

  3. Записывать числа в стандартном виде.

  4. Переводить единицы измерения в систему СИ.

  5. Составлять план эксперимента.

  6. Подбирать необходимое оборудование.

  7. Делать выводы, систематизировать и обобщать полученные знания.

  8. Читать и строить карту маршрута, читать карту звездного неба.

  9. Ориентироваться на местности по Солнцу, звездам, компасу и другим приметам.

  10. Подбирать необходимое снаряжение и правильно его укладывать.

  11. Изготавливать различные приспособления и физические приборы.

  12. Планировать питание в походе.

Виды деятельности учащихся:

  1. Устные сообщения учащихся.

  2. Выполнение практических и лабораторных работ.

  3. Составление плана лабораторной работы.

  4. Решение занимательных и качественных задач.

  5. Проектирование страниц рабочей тетради.

  6. Составление кроссвордов, ребусов, шарад.

  7. Сочинение или подбор рассказов, сказок с физическим содержанием.

  8. Разработка игр и контрольных заданий.

  9. Составление технологических карт: измерительные приборы, природные явления, метрическая система мер; карты туристического маршрута.

  10. Разработка контрольных и экспедиционных заданий.

  11. Составление атласа: созвездий, растений; типы календарей.

  12. Изготовление приборов или приспособлений для облегчения работы.

Доля самостоятельности учащегося:

  1. Вид отчетной работы.

  2. Количество сданных работ.

  3. Выбор литературы для работы.

  4. Участие в научно-практических конференциях.

Оценка успешности ученика:

  1. Количество и значимость выполненных работ.

  2. Соблюдение требований к оформлению работ.

  3. Сдача работы в срок.

  4. Инициативность и активность учащихся.

  5. Тестирование, анкетирование, собеседование.

Форма отчета по завершении курса:

Игра «Путешествие в мир природы», выставка поделок, фотомонтаж «Как мы ходили в поход», презентации, викторины, выступления на научно-практической конференции.

Дополнительно во внеурочное время кратковременный поход с целью проверки как усвоен изученный на занятиях материал.

Раздел 1.Физика и астрономия – науки о природе» 17 часов.

Тематическое планирование:

№ п\п

часов

тема занятия

1.

1

Введение. Мы познаем мир.

2.

1

Природа. Явления природы. Что изучает физика.

3.

1

Физика и астрономия: что мы знаем о строении Вселенной.

4.

1

Звездное небо. Легенды о созвездиях.

5.

1

Научные методы познания природы. Связь физики и математики.

6.

1

Физические величины и их измерение. Измерительные приборы.

Цена деления. Точность измерений. Погрешность. Градуирование прибора. Метрическая система мер.

7.

1

Физические величины и их измерение. Измерительные приборы.

Цена деления. Точность измерений. Погрешность. Градуирование прибора. Метрическая система мер.

8.

1

Лабораторная работа 1 «Определение основных характеристик приборов».

Домашняя лабораторная работа «Изготовление линейки и ее использование».

9.

1

Запись больших и малых чисел (стандартный вид числа).

Практическая работа «Запись чисел в стандартном виде».

10.

1

Пространство и его свойства. Определение размеров тел.

Лабораторная работа 2 «определение размеров тел».

11.

1

Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей.

Лабораторная работа 3 «Измерение площадей различных фигур»

12.

1

Как и для чего измеряют объем.

Лабораторная работа 4 «измерение объема жидкости и твердого тела».

13.

1

Углы помогают измерять пространство. Измерение углов в астрономии и географии.

Лабораторная работа 5 «Измерение углов при помощи транспортира».

14.

1

Определение размеров тел и расстояний до них в географии и астрономии.

Лабораторная работа 6 «Определение высоты дерева и расстояния до него».

15.

1

Адреса светил на небе. Наблюдения звездного неба.

Работа с картой звездного неба.

16.

1

Время. Измерение интервалов времени. Календарь.

Практическая работа «Составление календаря».

17.

1

Итоговое занятие.

Содержание учебного материала:

  1. Введение. Мы познаем мир, в котором живем.Основной материал: С чего все началось? (легенды о богах древности). Что жебыло дальше? (от натурфилософии к современной науке). Путешествие к планете знаний. Входной тест: Что мы знаем о мире, в котором живем?Демонстрации:транспаранты «Древо познания», карта планеты Знаний, карта страны Физика, фотографии планет и их спутников, сделанные космическими аппаратами.Домашнее задание:составить свою карту планеты Знаний, подготовить сообщения о физических явлениях (гром, молния, град, снег, дождь, иней, роса, эхо, радуга, рассвет и т. д.), подобрать соответствующие фотографии, подготовить презентацию «Физические явления».

  2. Природа. Явления природы. Что изучает физика?Основной материал: что такое природа,явления природы, причина явлений, предмет физики, предмет астрономии; сообщения учащихся по данной теме.Демонстрации: опыты иллюстрирующие разнообразие физических явлений, фотографии физических явлений.Домашнее задание:составить альбом «Физические явления», разработать игру – лото «Физические явления»; подготовить сообщения о Птолемее, Н. Копернике, Дж. Бруно; как представляли Вселенную в древности и сейчас.

  3. Физика и астрономия. Что мы знаем о строении Вселенной?Основной материал: строение Солнечной системы, Солнце и звезды, значение астрономии в жизни человека; сообщения учащихся по данной теме.Демонстрации: рисунки, таблицы «Строение Солнечной системы», Солнце и звезды. Презентация о созвездиях. Домашнее задание:подготовить сообщения о созвездиях, сделать рисунки созвездий для атласа «Легенды о созвездиях».

  4. Звездное небо. Легенды о созвездиях. Основной материал: сколько созвездий на небе, почему они так называются; как назывались одни и те же созвездия у разных народов; сообщения учащихся по данной теме (возможно с презентацией).Демонстрации: карта звездного неба, глобус, рисунки созвездий, атлас созвездий.Домашнее задание:подготовить сообщения о методах познания природы.

  5. Научные методы познания природы. Связь физики и математики.Основной материал: наблюдения – гипотезы – опыты - выводы; приборы для проведения экспериментов и астрономических наблюдений.Демонстрации: линейка, метроном, секундомер, транспортир, штангенциркуль, микрометр, компас, бинокль, телескоп, и т. д. Презентация «Измерение физических величин».Домашнее задание:подготовить рассказ о физических, астрономических, географических, химических и математических величинах и способах их измерения. Прочитать сказку Г. Остера «38 попугаев». Подобрать рассказы о том как измеряли различные величины в древности.

  6. Физические величины и их измерение.Основной материал: физические величины и способы их измерения в древности и сейчас. Измерительные приборы и их основные характеристики. Цена деления прибора. Точность измерений, погрешности измерений. Паспорт прибора.Метрическая система мер и ее значение. Градуирование прибора. Сообщения учащихся.Демонстрации: приборы для измерения физических величин.Домашнее задание:найти дома несколько (3) приборов и составить паспорта этих приборов. Подготовить сообщения об эталонах физических величин и правилах их хранения.

  7. Физические величины и их измерение.Основной материал: физические величины и способы их измерения в древности и сейчас. Измерительные приборы и их основные характеристики. Цена деления прибора. Точность измерений, погрешности измерений. Паспорт прибора.Метрическая система мер и ее значение. Градуирование прибора. Сообщения учащихся.Демонстрации: приборы для измерения физических величин.Домашнее задание:подготовить сообщения о приборах: линейка, нониус, микрометр, штангенциркуль, кувиметр( для чего предназначены приборы и правила пользования ими).

  8. Лабораторная работа 1 «Определение основных характеристик приборов».«Изготовление линейки и ее использование». Домашнее задание:домашняя лабораторная работа «Изготовление измерительного прибора» (нониус, кувиметр, штангенциркуль и т.д.)

  9. Запись больших и малых чисел. Стандартный вид числа.Основной материал: как записывать большие и маленькие числа, приставки; действия с числами, записанными в стандартном виде. Практическая работа:запись чисел в стандартном виде и выполнение действий с ними. Домашнее задание: Подготовить набор различных по форме и размерам тел и план проведения практической работы по определению размеров тел.

  10. Пространство и его свойства: размеры, площадь, объём. Практическая работа по определению размеров различных тел.Основной материал: выступления учащихся и работа по определению размеров тел.Демонстрации: тела различных размеров, форм, объёмов и правила измерения размеров тел.Домашнее задание:подготовить сообщения о способах определения площади поверхности; изготовить палетку; подготовить план проведения практической работы.

  11. Как и для чего измеряют площадь разных поверхностей?Основной материал: сообщения учащихся по теме урока; практическая работа по измерению площадей различных фигур. Домашнее задание:подготовить сообщения о способах измерения объёмов тел; составить план проведения практической работы.

  12. Как и для чего измеряют объем тел?Основной материал: сообщения учащихся о способах измерения объёма жидких, сыпучих, твердых и газообразных тел. Практическая работа «Измерение объёма жидкости и твердого тела». Домашнее задание:подготовить сообщения: какими приборами измеряют углы и для чего? Зачем измеряют углы в географии и астрономии? Принести транспортир и треугольник.

  13. Углы помогают измерять пространство. Измерение углов в астрономии и географии.

Основной материал: приборы и приспособления для определения углов; для чего измеряют углы в астрономии и географии.

Демонстрации: презентация «Определение углов».Домашнее задание: подготовить сообщения о том, как определили размеры Солнца, Луны, Земли, планет и их спутников.

  1. Определение размеров тел и расстояний до них в географии и астрономии.

Основной материал: Определение размеров тел и расстояний до них

в географии и астрономии. Как измерили радиус Земли? Как

определили размеры Луны, Солнца и планет.

Лабораторная работа «Определение высоты дерева и расстояния до него».

Демонстрации: презентация «Определение размеров тел и расстояний до них». Домашнее задание:определить при помощи линейки и прямоугольного треугольника высоту дерева, высотного здания, размеры Луны, высоту стены комнаты; составить отчет. Принести географические карты.

  1. Адреса светил на небе.Основной материал: наиболее яркие звезды и их положение на звездном небе; сравнение координат звезд и населенных пунктов. Практическая работа: работа с географической картой и картой звездного неба, определение по карте местоположения наиболее распространенных созвездий и ярких звезд. Демонстрации: глобус Земли и глобус звездного неба, армиллярная сфера, презентация «Адреса светил на небе».Домашнее задание:провести наблюдения вечернего неба, найти созвездия: Большой и Малой медведицы, Ориона, Кассиопеи, составить отчет о работе. Подготовить сообщения о способах счета времени и видах календарей.

  2. Время. Измерение интервалов времени. Календарь.Основной материал: что такое время? Как измеряли время в древности и сейчас; Что такое календарь? Виды календарей.Демонстрации: презентация «Время и способы его измерения». Домашнее задание:подготовиться к итоговому занятию.

  3. Итоговое занятие: игра «Я знаю Всё».

Темы рефератов:

  1. Физические явления.

  2. Первые представления о строении Вселенной.

  3. Птолемей.

  4. Н. Коперник.

  5. Дж. Бруно.

  6. Созвездия и их названия.

  7. Легенды о созвездиях.

  8. Как люди изучают природу?

  9. Что такое величина и как ее измеряют?

  10. Как измеряли в древности?

  11. Зачем нужна Международная система измерений физических величин?

  12. Что такое эталон и зачем он нужен?

  13. Как и где хранят эталоны?

  14. О приборах: линейка, нониус, микрометр, штангенциркуль, кувиметр (для чего предназначены приборы и правила пользования ими).

  15. Пространство и его свойства: размеры, площади, объемы тел.

  16. Палетка и как ей пользоваться?

  17. Мензурка и правила ее использования.

  18. Зачем измеряют углы в географии и астрономии?

  19. Как определили размеры Солнца, Луны, Земли, планет и их спутников.

  20. Определение размеров тел и расстояний до них в географии и астрономии.

  21. Как определить положение объекта на поверхности Земли?

  22. Как определить положение небесного тела?

  23. Как считают время?

  24. Что такое календарь?

  25. Древние и современные календари.


Раздел 2.Физика и астрономия – в походе и на природе» 17 часов.

Тематическое планирование:

№ п\п

часов

тема занятия

1.

1

Введение. Почему и зачем физика и астрономия нужны в походе? Как найти дорожку…?

2.

1

Рассказы о снаряжении: твой рюкзак – друг или враг?

Практическая работа 1 «Рассчитать стартовый вес рюкзака».

3.

1

Рассказы о снаряжении: твои туристские ботинки.

Практическая работа 2: разработать вариант поверхности подошвы обуви для ходьбы по льду; по траве; по каменистой поверхности.

4.

1

Рассказы о снаряжении: твоя походная кружка.

Практическая работа 3: 1) усовершенствовать кружку,

2) спроектировать кружку-термос, 3) другая посуда.

5.

1

Уроки рациональной ходьбы.

6.

1

Питание в походе.

Практическая работа 4: Спланировать питание в походе.

7.

1

Подготовка к походу. Конкурсная (зачетная) работа 1.

8.

1

Самоделки для похода. Конкурсная (зачетная) работа 2.

9.

1

Физика на дороге.

10.

1

Физика на лугу.

11.

1

Физика у водоема.

12.

1

Физика на привале.

13.

1

Физика у костра.

14.

1

Физика и природные явления.

15.

1

Физика и природные явления.

16.

1

Итоговый урок: игра «Путешествие в мир природы».

17.

1

Итоговое занятие: творческий отчет.

Содержание учебного материала:

  1. Введение. Почему и зачем физика и астрономия нужны в походе?Как найти дорожку…? Основной материал: как ориентироваться на местности, как пользоваться картой и компасом; повторить основные вопросы курса «Физика и астрономия – науки на природе»; провести вводный тест. Демонстрации: работа с картой и компасом.Домашнее задание:повторить из 7 класса понятия: масса, вес, сила, динамометр, центр тяжести.

  2. Рассказы о снаряжении твой рюкзак – друг или враг? Практическая работа 1: рассчитать стартовый вес рюкзака. Основной материал: повторить основные понятия 7 класса: масса, вес, сила, центр тяжести, динамометр, правила пользования весами и динамометром; научиться определять положение центра тяжести; как правильно расположить вещи в рюкзаке. Демонстрации:весы, динамометр, рюкзак. Домашнее задание:повторить понятия: трение, теплопроводность, конвекция, излучение; найти рассказы о том, как собирались в поход известные литературные герои.

  3. Рассказы о снаряжении: твои туристские ботинки.Практическая работа 2: разработать вариант поверхности подошвы для ходьбы по льду, по траве, по каменистой поверхности. Основной материал: как правильно подобрать одежду и обувь для похода; Демонстрации: теплопроводность различных материалов, трение и обувь. Домашнее задание:плотность, теплопроводность, конвекция, излучение;

  4. Рассказы о снаряжении: твоя походная кружка.Практическая работа 3: Усовершенствовать кружку, спроектировать кружку термос, другая посуда для похода. Основной материал: как правильно подобрать посуду, как усовершенствовать кружку, как сделать кружку термос. Демонстрации:изготовление термоса, сумка - термос. Домашнее задание:подготовить сообщения о правилах хождения в различных условиях.

  5. Уроки рациональной ходьбы. Основной материал:как правильно ходить по ровной горизонтальной дороге, подниматься и спускаться по склону. Демонстрации: презентация«Уроки рациональной ходьбы». Домашнее задание:составить рассказ о путешествии по равнине, по горам, по пересеченной местности; повторить понятия: энергия, количество теплоты, энергетическая ценность продуктов; топливо, количество теплоты при сгорании топлива.

  6. Питание в походе.Практическая работа 4: Спланировать питание в походе для одного человека, для небольшого отряда. Основной материал:энергия и количество теплоты, энергетические затраты и их зависимость от вида деятельности человека, энергетическая ценность продуктов, как спланировать питание в походе. Демонстрации: презентация «Энергетические затраты человека. Энергетическая ценность продуктов». Домашнее задание:подготовить вопросы для проведения 1 зачетной работы.

  7. Подготовка к походу. Конкурсная работа 1. Основной материал: викторина, небольшие конкурсные задания (собрать рюкзак, рассчитать количество продуктов, разработать маршрут). Домашнее задание:подготовить вопросы для проведения 2 зачетной работы.

  8. Самоделки для похода. Конкурсная работа 2. Основной материал: вопросы зачетной работы, занимательные задачи. Демонстрации: выставка самоделок для похода. Домашнее задание:подобрать занимательные задания, загадки, интересные ситуации, опыты и т. д., подходящие к теме следующего занятия.

  9. Физика на дороге. Основной материал: занимательные задания по теме урока. Демонстрации: опыты, соответствующие теме занятия. Домашнее задание: подобрать занимательные задания, загадки, интересные ситуации, опыты и т. д., подходящие к теме следующего занятия.

  10. Физика на лугу. Основной материал: занимательные задания по теме урока. Демонстрации: опыты, соответствующие теме занятия. Домашнее задание: подобрать занимательные задания, загадки, интересные ситуации, опыты и т. д., подходящие к теме следующего занятия.

  11. Физика у водоема и на пляже. Основной материал: занимательные задания по теме урока. Демонстрации: опыты, соответствующие теме занятия. Домашнее задание:подобрать занимательные задания, загадки, интересные ситуации, опыты и т. д., подходящие к теме следующего занятия.

  12. Физика на привале. Основной материал: занимательные задания по теме урока. Демонстрации: опыты, соответствующие теме занятия. Домашнее задание:подобрать занимательные задания, загадки, интересные ситуации, опыты и т. д., подходящие к теме следующего занятия.

  13. Физика у костра. Основной материал: занимательные задания по теме урока. Демонстрации: опыты, соответствующие теме занятия. Домашнее задание: подобрать занимательные задания, загадки, интересные ситуации, опыты и т. д., подходящие к теме следующего занятия.

  14. Физика и природные явления. Основной материал: занимательные задания по теме урока. Демонстрации: опыты, соответствующие теме занятия. Домашнее задание:подготовиться к итоговому уроку.

  15. Физика и природные явления. Основной материал: занимательные задания по теме урока. Демонстрации: опыты, соответствующие теме занятия. Домашнее задание: подготовиться к итоговому уроку.

  16. Итоговый урок: игра «Путешествие в мир в природы». Основной материал: занимательные задания по теме урока. Демонстрации: опыты, соответствующие теме занятия. Домашнее задание:подготовиться к итоговому уроку.

  17. Итоговое занятие: Творческий отчет. Основной материал: защита рефератов.

Демонстрации: опыты, соответствующие теме занятия, презентации.

Темы рефератов:

  1. Нужны ли физика и астрономия в походе?

  2. Как найти дорожку..,?

  3. Как определить время без часов?

  4. Что нужно знать дежурным по лагерю?

  5. Медицинская аптечка.

  6. Как правильно собраться в поход?

  7. Взгляд на походное снаряжение туриста глазами физика.

  8. Личная одежда туриста, с точки физика и физиолога.

  9. Как правильно ходить?

  10. Энергетические затраты и их зависимость от вида деятельности человека.

  11. Энергетическая ценность продуктов.

  12. Питание в походе – как источник энергии для движения туриста по маршруту.

  13. Энергетические затраты на разных участках маршрута и их восполнение посредством питания.

  14. Как сохранить продукты в походе.

  15. Походный костер глазами энергетика.

  16. Как правильно развести костер?

  17. Проявление давления и силы давления в природе.

  18. Что нужно знать, что бы поставить палатку?

  19. Встреча с разными природными силами.

  20. Сила трения в окружающем нас мире.

  21. Сложение и разложение сил, с которыми мы встретились в походе.

  22. Тепловые явления в окружающей нас природе.

  23. Проявление и учет явлений теплопроводности и теплопередачи в нашей походной жизни.

  24. Явление испарения в нашей походной жизни.

  25. Оптические явления вокруг нас.

  26. Характеристики ветров по их действиям.

  27. Объясни народные приметы.

  28. Поговорки с точки зрения физика.

  29. Встреча с флорой и фауной.

  30. Что видят в одном явлении природы разные люди: физик, обыватель, поэт, художник, композитор? Доклад посвятить одному из явлений: ветру, снегопаду, облакам, тучам, дождю, молнии, грому, грозе, радуге, камнепаду и т. д.

Литература для учителя:

  1. Физика. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение 2010

  2. В. Ф. Шилов, Ю. И. Дик, А. А. Пинский. Физика и астрономия 7-9 класс. Тематическое планирование. М.: Просвещение 2002

  3. Л. А. Горлова. Интегрированные уроки Физики 7-11 класс. М.: Вако, 2010

  4. Физика и Астрономия 7 класс. Учебник. П\р А. А. Пинского и В. Г. Разумовского. М.: Просвещение 1997

  5. М. М. Балашов. Физика 7 класс. Учебник. М.: Просвещение 1999

  6. М. М. Балашов. Физика. Задачник 7-8 классы. М.: Дрофа, 1996

  7. С. В. Громов, Н. А. Родина. Физика 7 класс. Учебник. М.: Просвещение 1999

  8. Л. А. Прояненкова, Г. П. Стефанова, И. А. Крутова. Сборник задач и упражнений по физике. М.: Экзамен, 2006

  9. Г. Н. Степанова. Сборник вопросов и задач по физике 7-8. С.-П.: Специальная литература,1995

  10. Физика и астрономия 9-11 классы. Олимпиадные задания. Автор-составитель В. Т. Оськина. Волгоград: Учитель, 2002

  11. Ю. И. Дик, Г. Г. Никифоров, Е. М. Шулежко. Мир знаний. Физика 5-6 класс. М.: Дрофа, 2001

  12. А. П. Рыженков. Физика. Человек. Окружающая среда. М.: Просвещение 1996

  13. Популярная астрономия. Звездными тропами. М.: Мир книги, 2004

  14. Астрономия в задачах, вопросах и ответах. Красноярск: Офсет,1995 г.

  15. В. И. Елькин, Л. Д. Гармаш, Э. М. Браверманн. Физика и астрономия в походе и на природе. М.: Школьная пресса, 2003

  16. Л. А. Кирик, К. П. Бондаренко. Астрономия 11. Самостоятельные работы. М.: Ипекса Гимназия, 2002

  17. Дидактический материал по физике и астрономии 7-9 класс. М.: Просвещение 1999

  18. Е. А. Демченко. Физика и астрономия. Контрольные работы. Волгоград: Учитель, 2002

  19. В. Н. Комаров. Новая занимательная астрономия. М.: Наука, 1983

  20. Я познаю мир. Физика. Астрономия. М.: ТКОАСТ,1996

  21. П. В. Маковецкий. Смотри в корень. М.: Наука, 1979

  22. И. Я. Ланина. 100 игр по физике. М.: Просвещение 1995

  23. Г. П. Субботин. Сборник задач по астрономии. М.: Аквариум, 1997

  24. Ю. А. Храмов. Физики. М.: Наука, 1983

  25. А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская. Увлекательная физика. Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов. М.: Аркти, 2000

  26. А. А. Хорунжев. Физика вокруг нас или Вовкины открытия. М.: АСТ-пресс,1996

  27. В. Д. Берестов. Как найти дорожку? Киев. Веселка, 1988

  28. Джеффри Корнелиус. Звездное небо. М.: Бертельсман Медиа Москау АО 2000

  29. Е. С. Ефимовский. След колесницы. Л.: Детская литература, 1998

  30. Е. С. Ефимовский. Мудрые науки - без назидания и скуки. Карусель изобретений. С.-П.: Комета. Дуэт,1994

  31. Г. Б. Остер. Физика (ненаглядное пособие). Задачник. М.: Росмен,1994

  32. Г. Б. Остер. Задачник по математике (ненаглядное пособие). М.: Росмен,1994

  33. Энциклопедия окружающего мира. Планета Земля. М.: Росмен,1997

  34. Энциклопедия окружающего мира. Астрономия. М.: Росмен,1997

  35. Наука. Энциклопедия. М.: Росмен,1995

  36. 53 1/2 открытия, которые изменили мир, и кое-что еще! М.: Росмен,1994

  37. Мир и человек. Географический атлас для детей. М.: ГУГК СССР, 1991

  38. Справочные материалы (разработка).

  39. Рабочая тетрадь (разработка).

Литература для учащихся:

  1. Физика и Астрономия 7 класс. Учебник. П\р А. А. Пинского и В. Г. Разумовского. М.: Просвещение 1997

  2. М. М. Балашов. Физика 7 класс. Учебник. М.: Просвещение 1999

  3. М. М. Балашов. Физика. Задачник 7-8 классы. М.: Дрофа, 1996

  4. С. В. Громов, Н. А. Родина. Физика 7 класс. Учебник. М.: Просвещение 1999

  5. Л. А. Прояненкова, Г. П. Стефанова, И. А. Крутова. Сборник задач и упражнений по физике. М.: Экзамен, 2006

  6. Г. Н. Степанова. Сборник вопросов и задач по физике 7-8. С.-П.: Специальная литература,1995

  7. Я познаю мир. Физика. Астрономия. М.: ТКОАСТ, 1996

  8. Ю. А. Храмов. Физики. М.: Наука, 1983

  9. А. А. Хорунжев. Физика вокруг нас или Вовкины открытия. М.: АСТ-пресс,1996

  10. В. Д. Берестов. Как найти дорожку? Киев. Веселка, 1988

  11. Джеффри Корнелиус. Звездное небо. М.: Бертельсман Медиа Москау АО 2000

  12. Е. С. Ефимовский. След колесницы. Л.: Детская литература, 1998

  13. Е. С. Ефимовский. Мудрые науки - без назидания и скуки. Карусель изобретений. С.-П.: Комета.Дуэт,1994

  14. Г. Б. Остер. Физика (ненаглядное пособие). Задачник. М.: Росмен,1994

  15. Г. Б. Остер. Задачник по математике (ненаглядное пособие). М.: Росмен,1994

  16. Энциклопедия окружающего мира. Планета Земля. М.: Росмен,1997

  17. Энциклопедия окружающего мира. Астрономия. М.: Росмен,1997

  18. Наука. Энциклопедия. М.: Росмен,1995

  19. 53 1/2 открытия, которые изменили мир, и кое-что еще! М.: Росмен,1994

  20. Мир и человек. Географический атлас для детей. М.: ГУГК СССР, 1991

  21. Справочные материалы (разработка).

  22. Рабочая тетрадь (разработка).

Приложение:

Урок 5: Научные методы познания природы. Связь физики и математики.

Основной материал: наблюдения – гипотезы – опыты - выводы;

приборы для проведения экспериментов и астрономических наблюдений:линейка, треугольник, метроном, секундомер, транспортир, штангенциркуль, микрометр, компас, бинокль, телескоп, и т. д. Демонстрации: опыт с горохом и манной крупой, опыт по диффузии.Работа в классе:

Как работают естествоиспытатели?

Н аблюдения мысль опыт знание

О кна в мир: гипотеза, вопрос

Зрение, догадка, природе

Слух, фантазия на ее языке

Осязание, мечта, вещей и

Обоняние, интуиция событий

Вкус

«Доверять неразумным «Наука – это неустанная «Знания, не

ощущениям – свойство многовековая работа мысли проверенные

грубых душ». свести вместе посредством опытом,

системы все познавательные матерью всякой

Явления нашего мира». достоверности,

бесплодны и

полны ошибок».

Познание мира с помощью органов чувств начинается с самого рождения и непрерывно продолжается всю жизнь. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – «окна» в окружающий мир- «закрываются» лишь на время сна, да и то не полностью. Отдельные ощущения, вызываемые каким-то предметом или явлением, комбинируются в целостное его восприятие. Страшно подумать, как бы мы обходились хотя бы без одного из пяти чувств, которыми нас одарила Природа. Правда случается, что органы чувств обманывают нас:

Знания о природе мы можем получать в готовом виде и передавать их другим при помощи слов. Итак, часть сведений о Природе мы получаем с помощью наблюдений, что-то получили в готовом виде от взрослых и из книг. К некоторым выводам нас приводит размышление.

Знания мы извлекаем из собственного опыта ( на основе чувственного познания, наблюдения, метода проб и ошибок), получаем от других людей, добываем из книг. И немедленно возникает вопрос: насколько достоверны, истинны наши знания? Не ошибаемся ли мы, приписывая миру те или иные свойства? Что же убеждает нас в достоверности знаний? Истинность наших знаний, качество умений и навыков вы сможете проверить, только применив их на практике и получив какой-то полезный для себя результат. В повседневной жизни, наряду с личным опытом, мы доверяем здравому смыслу, убедительности логических доказательств, авторитету знающих людей.

В отличие от большинства людей, ученые не всегда могут получить знания в готовом виде. Изучив все, что знали его предшественники, ученый оказывается на границе познанного и непознанного, и его задача – выяснить, открыть то, чего не знает еще никто, о чем нигде не прочтешь, ни у кого не спросишь.

Способы, с помощью которых физики получают новые знания, самые обычные; ими постоянно пользуется каждый из нас, это наблюдение и размышление. Но этого не достаточно, знания должны быть истинными. Знания должны отражать только то, что есть в Природе и останется в ней, даже если бы люди вовсе перестали существовать. Что может гарантировать истинность, достоверность знаний, добытых с помощью тщательных наблюдений и глубоких размышлений? Опыт-критерий справедливости научного знания. Давайте проведем несколько опытов:

  1. Опыт с горохом и манной крупой: взять полстакана гороха и столько же манной крупы, всыпать крупу в стакан с горохом и встряхнуть. Будет ли стакан после встряхивания полным? Сформулируйте гипотезу для объяснения данного явления.

  2. Опыт по диффузии: в стакан с горячей и холодной водой осторожно капнуть по одной капле чернил или раствора марганцовки. Сравните, как быстро распространяется окрашенная жидкость в горячей и холодной воде. Сформулируйте гипотезу, которая могла бы объяснить разницу в скорости распространения краски в воде.

Какие еще опыты вы можете предложить?

Помогают нам проводить наблюдения и опыты различные приборы, некоторые из них вы видите на столе. О них мы поговорим на следующем занятии.

Образец рабочей тетради


Домашнее задание: задание по группам по 2-3 человека,подготовить рассказ о

1 группа: физическихвеличинах и способах их измерения,

2 группа: астрономическихвеличинах и способах их измерения,

3 группа: географическихвеличинах и способах их измерения,

4 группа: химическихвеличинах и способах их измерения,

5 группа: математических величинах и способах их измерения.

Прочитать сказку Г. Остера «38 попугаев» (посмотреть мультфильм).

Подобрать рассказы о том, как измеряли различные величины в древности.


Урок 11: Как и для чего измеряют площадь разных поверхностей?

Основной материал: сообщения учащихся по теме урока;

Площадь – это количественная характеристика размеров поверхности. Её необходимо знать: 1) для расчета давления, которое оказывает тело на поверхность; 2)для определения освещенности поверхности; 3) для расчета скорости отдачи тепла нагретым телом. Способы определения площадей различных фигур:

  1. Рассчитать по формуле, которая зависит от формы поверхности.





S=abS= R2S = ah

  1. Если фигура имеет не правильную форму, то рассчитать площадь по формуле не получится, поэтому можно воспользоваться палеткой (от фр. рalette – пластинка). Палетка – прозрачная пластинка, с нанесенной на неё сеткой квадратиков стандартной формы (1 см2, 1 мм2). S = 12 + 6 =18 клеточек, S = 18·25 мм2= 450 мм2.



















































































Практическая работа « Измерение площадей различных фигур».

Цель работы: научиться определять площадь обложки учебника, поверхности парты, стены, основания цилиндра круглой формы, треугольной фигуры, плоской фигуры сложной формы, кленового листа, ладони, стопы и т. д.

Ход работы:

  1. Определить размерыобложки учебника, поверхности парты, стены (пола), круга, треугольной фигуры.

  2. Рассчитать площади этих фигур.

  3. Обвести контуры остальных фигур на клетчатой тетради.

  4. Определить площадь этих фигур, подсчитав количество целых клеточек.

  5. Сделать вывод.

  6. Ответить на контрольные вопросы: 1. В каком случае мы допускаем большую погрешность измерений? 2.Можно ли определить при помощи палетки определить площадь круга, треугольника? Совпадут ли эти значения с теми, которые мы получили при вычислениях?

Домашнее задание: подготовить сообщения о способах измерения объёмов тел; составить план проведения практической работы.

Урок 3: Физика и астрономия. Что мы знаем о строении Вселенной? Основной материал: строение Солнечной системы, Солнце и звезды, значение астрономии в жизни человека; сообщения учащихся по данной теме.Оборудование: рисунки, таблицы «Строение Солнечной системы», Солнце и звезды.Демонстрации: Презентация «Строение Солнечной системы».

Домашнее задание: подготовить сообщения о созвездиях, сделать рисунки созвездий для атласа «Легенды о созвездиях».

Урок 7: Физические величины и их измерение. Основной материал: физические величины и способы их измерения в древности и сейчас. Измерительные приборы и их основные характеристики. Цена деления прибора. Точность измерений, погрешности измерений. Паспорт прибора.Метрическая система мер и ее значение. Градуирование прибора. Сообщения учащихся. Демонстрации: приборы для измерения физических величин, Презентация «Измерение физических величин». Домашнее задание: подготовить сообщения о приборах: линейка, нониус, микрометр, штангенциркуль, кувиметр (для чего предназначены приборы и правила пользования ими).

Лабораторная работа 1 «Определение основных характеристик приборов».

Домашнее задание: домашняя лабораторная работа «Изготовление измерительного прибора» (нониус, кувиметр, штангенциркуль и т.д.)

Тесты к занятиям: правильные ответы подчеркнуты, или выделены цветом.

Тест № 1. Вводный.

  1. Природа это…

А. все, что нас окружает,

Б. животные, растения, насекомые, человек,

В. дома, машины, горы воздух,

Г. нет правильного ответа.

2. Какие из перечисленных понятий относятся к живой природе, а какие

к неживой?

Деревья, цветок, автомобиль, алмаз, гранит, стакан, часы, лягушка,

человек, груша, апельсин,вода, воздух, самолет, ножницы, собака,

котёнок, муха, паук.

  1. Какими методами изучают природу?

1._наблюдение_______

2._опыт /эксперимент_

3._измерения_________

4. Перечислите известные вам приборы и инструменты, запишите для

чего они предназначены.

1._часы, секундомер - для измерения времени

2._линейка, рулетка – для определения размеров тел или расстояний

3._термометр – для измерения температуры тела

4._весы – для измерения массы тела

5._мензурка или мерный стакан – для измерения объема тела

5. Что такое величина?

6. Какие единицы измерения вы знаете?

7. Запишите значение массы тел в указанных единицах по образцу:

1 кг =1000 г, 1 т =______кг, 200г = ______кг, 0,008 кг = _______г.

8. 1 м = 100 см, 1 дм = ___см, 1 дм = ___м, 2,5 м = ____дм = ___см.

9. При помощи какого прибора можно измерить площадь фигуры

неправильной формы?

  1. Для чего человек изучает природу?

Чтобы сохранить и улучшить условия жизни на нашей планете, для

этого надо хорошо знать законы природы.


Тест № 2. Вселенная.

  1. Астрономия – наука которая изучает…

А. Землю, Б. звезды, В. планеты,Г.Вселенную.

2. Какие из перечисленных созвездий есть на звездном небе?

Рак, Лисичка,Кошка, Воробей, Овен, Телец, Козерог, Скорпион,

Бабочка, Божья Коровка, Большая Медведица, Малая Медведица, Лев,

Орион, Телескоп.

3. Сколько созвездий на звездном небе?

А. 108,Б. 88, В. 28, Г.68,

4. Какими приборами пользуются для наблюдения звездного неба?

1.__бинокль_________________

2.__телескоп_________________

3.___________________________

5. Кто из перечисленных ученых внёс значительный вклад в

астрономию?

Архимед, Демокрит, Птолемей, Коперник, Джордано Бруно, Ньютон,

Ломоносов,Галилей, Паскаль, Аристотель.

  1. Какие небесные тела входят в состав нашей Солнечной системы?

Планеты, спутники планет, кометы, астероиды, метеоры, метеориты, галактики.

  1. Какие из перечисленных объектов относятся к планетам Солнечной системы?

Солнце, Земля, Церера, Меркурий, Юпитер, Марс, Венера, Орион, Сатурн, Луна, Уран, Нептун, Плутон, Харон.

  1. Какая оболочка Земли населена живыми организмами?

А. атмосфера, Б. литосфера,В. гидросфера, Г. биосфера.

9. Как называется воздушная оболочка Земли?

А. атмосфера, Б. литосфера, В. гидросфера, Г. биосфера.

10. Какую оболочку Земли образует суша?

А. атмосфера, Б. литосфера, В. гидросфера, Г. биосфера.


Тест № 3. Строение и свойства вещества.

  1. Какие из перечисленных понятий относятся к веществам, какие к физическим телам?

самолет,вода, железо, ножницы, конфета, сахар, воздух, стекло,

печенье, лед, бумага, цветок, Луна, песок, Земля, алюминий, кружка,

резина, мячик.

  1. Перечислите состояния вещества

  1. Твердое

  2. Жидкое

  3. Газообразное

  1. Из перечисленных веществ и смесей выпишите названия только

веществ:кислород, глина, серебро, морская вода, древесина, туман, дым, сталь, железо, воздух, молоко, нефть.

  1. Определите, какое из определений подходит к соответствующемуслову:

    Молекула

    Частицы, из которых состоят вещества, сохраняет свойства вещества

    Атом

    Мельчайшая видимая частица вещества

    Химический элемент

    Частица, из которой состоит живой организм


    Мельчайшая частица вещества, в переводе означает «неделимый»


    Определенный вид атома

  2. Объясните следующие понятия:

  1. Простое вещество_состоит из атомов одного элемента_

  2. Сложное вещество _состоит из атомов различных элементов

  3. Неорганическое вещество _вещества, из которых образованы тела неживой природы

  4. Органическое вещество _ вещества, из которыхобразованы тела живой природы

  5. Определите, какие из перечисленных ниже явлений относятся к физическим, а какие к химическим: вспышка молнии, гниение растений, скисание молока, таяние снега, спуск с горы на санках, дрова горят в печи, плавится металл, видна на небе радуга, звонит электрический звонок, вода кипит, машина едет, соединились сера и железо, появилась ржавчина на железном гвозде, образование углекислого газа при дыхании.

  6. Чем объяснить распространение в спокойном воздухе запахов бензина, дыма, духов и других пахучих веществ? Диффузия.

  7. Перечислите виды физических явлений:

  1. Механические

  2. Тепловые

  3. Электрические

  4. Звуковые

  5. Световые

  1. Имеет ли воздух вес? Да

  2. Воздух давит на все предметы, находящиеся на Земле.

  1. Изменяется ли это давление в течение суток? Да

  2. Изменяется ли это давление с высотой?Да

  3. Какими приборами измеряют давление атмосферы? Барометры.


Тест итоговый №1

  1. Какие науки изучают природу? Правильный ответ подчеркнуть.

Литература, история, физика, биология, математика, география, астрономия, обществознание, философия, химия, обж, информатика.

  1. Какие из перечисленных явлений относятся к физическим?

Сверкает молния, гремит гром, лягушка прыгает, ракета летит, свеча, горит, музыкант играет на скрипке, светится экран телевизора, девочка смотрится в зеркало, пень гниет, молоко скисает, сливки отстаиваются в холодильнике, идет дождь, кипит вода, ключ заржавел, из кислорода и водорода образовалась вода, под действием электрического токаиз медного купороса получили чистую медь.

  1. Явление природы это…

  1. Изменение агрегатного состояния вещества,

  2. Изменение положения тела в пространстве,

  3. Любое изменение в природе,

  4. Изменение состава вещества.

4. Перечислите методы познания природы:

1.____________________________________

2.____________________________________

3.____________________________________

4.____________________________________

5.____________________________________

5. Нужна ли физикам математика?

1. Да, 2. Нет, 3. Затрудняюсь ответить.












27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!