СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика. 8 класс. Экспериментальные задания по теме «Электрические явления».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментальные задания взяты из методического пособия. Много лет я их применяю на своих уроках и во внеурочной деятельности.   

Просмотр содержимого документа
«Физика. 8 класс. Экспериментальные задания по теме «Электрические явления».»

Физика 8 класс

Экспериментальные задания по теме «Электрические явления»



Тема: Электризация тел. Два рода зарядов.

Проблемный эксперимент:

1. Положите на круглую опору деревянную линейку (можно использовать небольшую полиэтиленовую бутылку, наполненную водой). Потрите кусочком меха эбонитовую палочку и поднесите к деревянной линейке. Почему линейка пришла в движение?

2. Замените деревянную линейку на пластинку из фольги (сложенную несколько раз) и проведите аналогичный эксперимент.

3. Нарежьте мелкие полоски бумаги и покажите действие наэлектризованной палочки на мелкие предметы. Если вырезать из бумаги маленьких «человечков», то будет ещё интереснее. Они будут «танцевать».

Фронтальный эксперимент

1. Положите на полоску бумаги полоску з полиэтилена. Погладьте тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете?

2. Подвесьте небольшую алюминиевую гильзу на шёлковой или капроновой нити к штативу и прикоснитесь наэлектризованной палочкой из плексигласа, потерев её о бумагу. Как объяснить дальнейшее поведение гильзы? (Одноимённые электрические заряды отталкиваются друг от друга).

3. Подвесьте на изолирующей основе две алюминиевые гильзы. Одну зарядите от эбонитовой палочки потёртой о шерсть, а другую – от стеклянной палочки, потёртой о шёлк. Дайте объяснение наблюдаемому явлению. (Разноимённые электрические заряды притягиваются друг к другу).

4. Возьмите небольшую полиэтиленовую бутылку и положите на неё как на круглую опору наэлектризованную пластмассовую линейку. Медленно поднесите к ней такую же, наэлектризованную о шерсть, линейку. Наблюдайте за явлением отталкивания двух одинаково наэлектризованных тел. Что будете наблюдать, если:

а)поднести стеклянную палочку, потёртую о шёлк? б) поднести ручку, потёртую о бумагу?

Тема: Электроскоп. Электрическое поле.

Экспериментальные задачи

1. Надуйте небольшой воздушный шар, и у вас появится превосходный источник отрицательных зарядов. Как это сделать, имея в распоряжении лоскуток шёлковой ткани и шерстяной ткани? Проверьте на опыте, будет ли шар взаимодействовать с окружающими телами?

2. Поместите в стакан с водой стальную булавку (иголку) так, чтобы она плавала. Куда будет перемещаться булавка, если к ней поднести наэлектризованную палочку? (Вниз, т.к. притягивается и вода, образующая бугорок, с которого и будет скатываться булавка). Предложите решить вторую экспериментальную задачу методом научного прогнозирования: а)теоретическое предсказание; б) экспериментальная проверка гипотезы; в) сравнение теоретических и экспериментальных данных; г) формулирование вывода.

3. Сделайте небольшой лёгкий шарик из ваты, обёрнутый фольгой, подвесьте на тонкой капроновой нити к штативу. Зарядите его с помощью эбонитовой палочки и поднимите её снизу, заставьте «парить» в воздухе. Объясните наблюдаемое явление.

Тема: Объяснение электрических явлений.

Фронтальный эксперимент:

1. Наэлектризуйте пластмассовую расчёску или линейку путём трения их о волосы. Наблюдайте внимательно, как волос притягивается к расчёске.

Проблемный эксперимент: как на основе новых знаний о строении атома объяснить, почему одни вещества хорошо проводят электричества. а другие нет.

1. Возьмите два одинаковых электроскопа, один из них зарядите. Затем соедините электроскопы металлическим стержнем с помощью диэлектрической ручкой. Что вы наблюдаете?

2. Прикоснитесь к стержню электроскопа рукой. Как объяснить исчезновение заряда?

3. Повторите предыдущий опыт(1), соединяя электроскопы палочками из стекла, древесины, плексигласа, эбонита.

Занимательные демонстрации:

1. Потрите газетой надутый воздухом детский воздушный шарик, поднесите его к стене класса и отпустите. Шар останется у стены и будет находиться в таком положении длительное время.

2. Возьмите полиэтиленовую бутылку из-под напитка, сделайте в ней небольшое отверстие и налейте слегка подкрашенную воду. Наэлектризуйте пластмассовую линейку, откройте отверстие (предварительно закрытое кусочком пластилина) и поднесите к струе воды. Попытайтесь объяснить явление притяжения струи воды к наэлектризованному телу.



Литература:

1. Физика 8 класс. Поурочные планы по учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 8 класс». Часть 1/ Сост. И. И. Мокрова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!