СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Физическое воспитание терского казака"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная работа - исследование о физическом воспитании теских казаков, которое было проведено учащимся из казачье-кадетского класса.под руководством  учителя истории. Материал может быть использован на уроках истории в качестве регионального компонента,при изучении истории терского казачества, на классных часах 

Просмотр содержимого документа
«"Физическое воспитание терского казака"»

7


Введение.


В январе 2009 года Государственная Дума Ставропольского края приняла «Закон Ставропольского края о кадетском образовании и кадетских образовательных учреждениях», в котором предполагается создание в общеобразовательных учреждениях казачье-кадетских классов.

В 2010 году в МОУ СОШ № 26 были открыты два казачье-кадетских класса: 1 «А» и 6»В», а в 2011 году был открыт ещё один класс 5 «А». Тенденция к возрастанию количества таких классов будет развиваться. Практика показала, что обучение и воспитание детей в казачье-кадетских классах является более эффективным: дети становятся более дисциплинированными, обученными основам православия и военного дела, знакомятся с традициями и обычаями терского казачества.

В прошлом учебном году казачата познакомились с традициями терского казачества, но, поскольку многие ученики увлеклись конным спортом, рукопашным боем, они решили изучить культуру физического воспитания казачества.

Главная цель данной работы: воспитание гражданственности, трудолюбия, формирование здорового образа жизни.

Основные задачи работы:

  1. На основе изучения культуры физического воспитания терского казачества обеспечить культурное, нравственное и физическое развитие учащихся.

  2. Воспитывать чувство патриотизма, готовность к защите Отечества.

  3. Сохранять и развивать культурно - исторические традиции казачества.








1. Обзор литературы и обоснование направления исследования.

Проблема физического воспитания терского казачества описана во многих изданиях. Так, в книге О.Агафонова "Казачьи Войска Российской Империи» раскрываются причины складывания определенных традиций казаков, представляющих переплетение исконно славянских и традиций народов, проживающих рядом с ними. Для нас интересными были те страницы, где описывается отношение казака к коню, особенности формирования терского казачества, его боевое искусство.

Автор книги «Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории» Ю.Ф. Сухарев исследует проблему возникновения казачества и считает, что предками казаков были славяне и даже скифы. Большую роль в жизни казака играл конь, Об этом говорят поговорки: «Без коня казак кругом сирота», «Казак голоден, а конь его сыт», «Казаку конь себя дороже», «Казак без коня, что солдат без ружья».

А.А. Гордеев является автором исторического исследования, которое включает в себя четыре книги «Истории казачества» Первая книга А.А. Гордеева называется «Золотая Орда и зарождение казачества». В ней автор подвергает критике ту теорию, в которой говорится о происхождении казачества от беглого люда. Автор приводит доказательства того, что казаки входили в состав войска монголо-татар.

Определенный интерес вызвала у нас и книга М.А. Караулова «Терское казачество в прошлом и настоящем». В книге раскрывается история зарождения терского казачества, затрагиваются традиции казачьей семьи, с любовью описывается казачья вольница, описываются отношения с горцами.

Сборник «Терские казаки. История, традиции, нравы» содержит «Гимн терского казачества», «Схему казачьих Российских войск», «Кодекс казачьей чести», «Откуда пошло войско Терское», «Наша демократия» - о выборах казачьих органов управления, «Отношения с горцами», интересен также раздел «Что означают?» - о символах атамана.

Несомненно, среди всех книг о казачестве наибольший интерес вызывает книга В.А. Потто «Два века Терского казачества (1577 – 1801 г.)»

Мы – учащиеся 7 «В» казачье-кадетского класса уже второй год исследуем проблему зарождения терского казачества, знакомимся с традициями и обычаями наших предков – терских казаков. В прошлом году мы изучили семейные традиции терского казачества, свадебные и родильные обряды, познакомились с жилищами и одеждой казаков.

Некоторые из ребят нашего класса, после первого года обучения в кадетско-казачьем классе, увлеклись практическим изучением традиций терского казачества: Мельникова Вероника посещает фольклорно-танцевальный коллектив Георгиевского района «Терский пляс», с коллективом выступает уже на концертах этого коллектива не только на Ставрополье, но и на Дону. Арбеев Дмитрий увлекся джигитовкой, посещает конный клуб казака села Краснокумского Мячина П.В. Жумаев Алексей и Мелкумян Михаил активно занимаются в секциях рукопашного боя. Проблема физического воспитания стала осознанной и актуальной не только для мальчиков , но и для девочек нашего класса. Они не только с удовольствием занимаются на уроках физической культуры, но и активно участвуют в различных спортивных мероприятиях, походах и экскурсиях. В связи с выше изложенным у ребят появилась необходимость продолжения более углубленного изучения физического воспитания в семье казака.

2. Место, материал и методика работы.

Терское казачество своими корнями уходит вглубь веков. Старинные предания повествуют о живших у Гребенных гор вольных казаках, которые в 1380 году благословили и преподнесли в дар святую икону Богородицы (Гребневской) великому князю Дмитрию, возвращавшемуся с Куликовской битвы. Через 200 лет потомки этих казаков во главе с атаманом Андреем Шадрой пришли в Северный Дагестан и основали русские поселения на правом берегу Терека. Новоселы положили начало Гребенскому войску, не утруждавшему себя службой какому-либо государю и предпочитавшему иметь со всеми союзнические отношения.

Историк-краевед Г. Н. Прозрителев писал: «Наш Прикумский край – это золотое дно: там миллионы пудов хлеба, кож, вина, производство его выражается в огромной сумме. Села по р. Куме почти слились в одно сплошное поселение. Словом, это лучшее и богатейшее место в губернии».

Основной район исследования – село Краснокумское Георгиевского района которое было основано выходцами из казачьего сословия Георгиевской крепости в 1780 году.

При написании работы мы использовали следующие методы: :исследование литературных источников, работа с музейными экспонатами, беседы с представителями казачьего общества села Краснокумского, знакомство с казачьими фольклорными коллективами Домов культуры города Георгиевска, Георгиевского района и села Краснокумского.

3. Результаты исследования

3.1. Военная служба – главная обязанность казака.


Терские казаки, поселившись рядом с горскими селениями, быстро нашли общий язык с местными жителями, стали перенимать их обычаи, носить их оружие, родниться с ними. Казачьи жены вели хозяйство, вместе с мужьями выращивали пшеницу, просо, кукурузу, виноград и другие растения. Для терцев, которые не получали ни жалованья, ни продовольствия, роль своего хозяйства была существенной. Охотно шли в казаки и молодые горцы. Стать терским казаком мог любой. В начале XVIII века на территории проживания терских казаков среди кавказских народов стал быстро распространяться ислам. В край пришли воинственные калмыки-кочевники, активизировались кумыки и ногайцы. Жизнь казаков превратилась в беспрерывные военные стычки и отражение нападений. В начале XIX века все казачье мужское население считалось служилым с 15 лет на срок 25 лет. Число служилых казаков определялось числом семей, так что каждая семья выставляла одного казака. Казаки, несшие постоянную службу, получали жалованье, кто находился на местной службе, его не имели.

Положение казаков усугубилось начавшейся Кавказской войной, носившей партизанский характер. Особенности местности, открытой и удобной для нападения большими отрядами, требовали от линейцев быстроты и подвижности, поэтому все они были конными. Казаки служили не только в укреплениях: особая роль отводилась разъездам, разведке и конным засадам (залогам). В дневных патрулях и секретах участвовали все казаки. В залогу отбирались самые опытные и ловкие, имевшие сильных и резвых коней. В их задачу входило проникнуть вглубь неприятельской территории, следить за появлением врага, пропустив его вперед, определить его силу и численность, узнать направление движения. Линейцы-пластуны вели одиночную разведку возле своей территории. Все казаки считали своим долгом защищать союзников, что вызывало вражду к ним у недружественных горцев. Длительные столкновения с чеченцами, дагестанцами и другими вынудили казаков перенять тактику противника — на набег отвечать набегом, на засаду — засадой и т. д., причем методы борьбы были взаимно жестокими и изощренными. В 1808 году были сформированы две конно-артиллерийские роты, которые первыми среди линейцев получили форменное обмундирование — мундир, штаны, головной убор и обувь черкесского образца.

3.2. Форма обмундирования Терского казачьего войска

Основным отличием обмундирования терских и кубанских казаков от других казачьих войск России было то, что только два этих войска носили форму кавказского образца без лампасов: черкеску с бешметом присвоенного войску цвета, папаху, бурку. Черкеска была у офицеров и казаков черного цвета. На черкеске полагалось иметь газыри из серебра /белого металла Количество газырей на одной стороне груди доходило до 9.

Бешмет был светло- голубой. Стоячий воротник бешмета застегивался на крючки или обшитые голубой тканью пуговицы до пояса. Шаровары офицеров и нижних чинов представляли собой прямые брюки, заправляемые в сапоги. Брюки никогда не носились на выпуск, как не носилось и галифе.

Папаха была черной из смушки или мерлушки /шкура ягненка/ высотой от 15 до 25 см. Выпуклое, выступающее несколько выше меха верха папахи донце, было из светло-голубого сукна с крестообразно пришитой серебряной или белой лентой.

Фуражка первоначально относилась только к офицерскому обмундированию и имела общевойсковой покрой, но с голубым околышем и голубым кантом /выпушкой/ на тулье. На молебне фуражку держали в свободно опущенной левой руке кокардой вперед

Ни до первой мировой войны, ни во время гражданской, казаки-терцы трехцветных треугольников на рукавах не носили, т.к. последние были отличительным знаком Добровольческой армии генерала Деникина, в которую терцы ни когда не входили.

Бурки черного цвета носились казаками, как во время службы, так и при нахождении на льготе.

Деталью формы одежды терского казака являлся утвержденный в 1912 году нагрудный знак Терского войска. Этот знак состоял из изображения орла, герба Терской области, Кавказского креста и казачьей атрибутики в виде булавы и шашки.

Все казаки имели как принадлежность формы плетку /нагайку/ из сыромятной кожи и сплетенную определенным способом. Плетка имела деревянную рукоять с петлей для ношения на кисти руки или на эфесе шашки. За голенищем сапога казак плетку не носил.

Холодное оружие терского казака состояло из шашки и кинжала.

3.3. Искусство верховой езды.

У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.   Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. То же повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.
       При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие. Немало песен и дум посвящены их преданности друг другу. Большую часть своей жизни казаки проводили в седле. Передвигаясь то рысью, то иноходью, а то и галопом, переходящим в стремительный карьер, всадник использовал преимущества верховой езды. В походе казачий отряд шел в основном по оврагам – неторопливо, размеренно, сберегая силы для возможного боя.
Не придумать лучшего массажа, чем верховая езда. Согласно китайской терапии чжень-цю, кожный покров поясницы, ягодиц, тыльной стороны бедер имеет сравнительно немного нервных точек, которые находятся несколько глубже, чем соответствующие точки других участков человеческого тела, и требуют более ощутимого массажа. Верховая езда стимулирует эти точки. И если в случае стремительного аллюра частота ударов по мышцам наездника достигает 50 в минуту, то спокойный ход коня способствует снижению количества таких ударов до 10-20. Всадник полностью расслаблялся, то есть пребывал в важном для воина состоянии, готового к сокрушению даже численно превосходящего противника. Его мысли становились спокойными, рассудительными.
И не шли у казаков в бой «пятнадцатилетние капитаны» по простой причине – именно конь «диктовал» такие условия. Неокрепшая нервная система юных казаков-джур в первые минуты боя привела бы к неоправданно большим потерям. Перейдя на боевой аллюр, конь быстро «разогрел» бы его мысли, что, несомненно, повлекло за собой потерю ощущения адекватности в бою. В мирное время подготовка заключалась в приемах поглаживания, пощипывания, ручной вибрации. Все эти компоненты мышечной «разминки» перед боем и предоставляла неторопливая верховая езда.
Верный друг казака, конь приучил своего хозяина рационально передвигаться по земле. Свободная, волнообразная походка, сопровождавшаяся упором на всю стопу, выводила из себя аракчеевских фельдфебелей, когда они муштровали казацких наследников-рекрутов на плацу. «Что это ты, как за возом тянешься!» – негодовали они. Действительно, по немецким строевым меркам, укоренившимся во многих армиях мира, гусиный чеканный шаг стал образцом прохождения войск на парадах.  

3.4. Система выживания.

Будущего казака готовили с детства. «Татары шлы, ковылю жглы», – пела казачка сыну, укореняя в его сознании главное предназначение мужчины-защитника. Едва он начинал соображать, ему рассказывали о злодействах и набегах ворогов. С детства казачата знали об опасностях войны с горцами, особой значимости пластунской доли в защите Родины. Огромную роль здесь играли ветераны: они воспитывали детей рассказами о былом, заставляли их учить язык горцев. Суровая жизнь, труд и активные игры круглый год на свежем воздухе были военно-прикладной подготовкой. Типична в этом отношении игра «черкесы» – игровые рукопашные схватки с захватами и бросками. А в «комара» на досуге играли и взрослые казаки. Регулярные рукопашные состязания с большим количеством бойцов развивали у мужского казачьего населения высокие боевые качества. Пластуны были создателями и хранителями уникальной системы выживания в экстремальных условиях, основанной на физической подготовке, умении ориентироваться, переносить голод и холод. Пластун, сидя в засаде на корточках, порой не имел времени подняться и отбивался от врага сидя! Фигуры же, выполняемые в прыжке («разножка», «пистоль», «голубец», «черт»), предназначались для выбивания из седла степняков на их низкорослых конях. Разновидностью традиционных казачьих единоборств был обрядовый пляс с переходом в кулачный бой один на один («сам на сам»), свободный поединок без строгих правил. Он носил ритуально-состязательный характер, главным было не реальное поражение противника, а демонстрация силы и удали; движения были как прикладные, так и развивающие ловкость и координацию. Военно-прикладная подготовка базировались на специальных комплексах владения холодным оружием. В ближнем бою была эффективна нагайка, старинное казачье оружие: ею стаскивали противника с лошади, наносили серьезные ранения. Владение шашкой, кинжалом и нагайкой казаки развили до уровня искусства, и результаты были налицо.


Выводы и предложения.

Второй год ребята нашего казачье-кадетского класса изучают историю терского казачества. В первый год изучения мы попытались раскрыть лишь небольшую часть богатых традиций терского казачества. Жизнь наших предков – терских казаков настолько многообразна и интересна, что мы решили продолжить и в будущем её изучать. В этом учебном году мы решили заняться изучением проблемы физического воспитания терского казачества. Мы доказали, почему военная служба являлась всегда главной обязанностью казака, познакомились с формой обмундирования терского казачьего войска, с искусством верховой езды, с системой выживания у казачества. Но мы не только теоретически изучаем данные проблемы, но полученные знания применяем на практике. Мы готовим себя к службе Отечеству.






Литература

1.Край наш Ставрополье. Очерки истории./Нау. Ред. Д.В. Кочура, В.П. Невская, Ставрополь, 1999.

2. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России (1917 – 1941 гг.)Ставрополь, 1996.

3. Сухарев Ю.Ф. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. г. Чапаевск,2001.

2. Гордеев А А Золотая Орда и зарождение казачества. Москва «Страстной бульвар» 1992 .

3 Гордеев А А Со времен царствования Иоанна Грозного до царствования Петра1. Москва «Страстной бульвар» 1992.

4. Трагедия казачества. Москва « Молодая гвардия» 1994.

5. Караулов. М.А Терское казачество в прошлом и настоящем. Ставрополь, 1992.

6. Сборник «Терские казаки. История, традиции, нравы» Ставрополь 1992.

7. Потто. В.А Два века Терского казачества (1577 – 1801 г.). Ставрополь, «Кавказская библиотека», 1992.

8.Альманах «Казачий круг» Москва, «Русское слово» 1991.














Учащийся 7 «В» казачье-кадетского класса перед соревнованиями по джигитовке. (Фото Мячина П.В.)

Конь для казака – боевой друг и помощник. (Фото Арбеева Д.)



На занятиях по джигитовке. (Фото Арбеева Д.)



Очень важно научиться ухаживать за конем. Ученица 7 «В» казачье-кадетского класса – Сидоркина Валерия. (Фото Арбеева Д.)








Ученица казачье-кадетского 7 «В» класса Мельникова Вероника – участница концерта казачьего ансамбля «Терский пляс» на празднике в День защитника Отечества в с. Краснокумском 21.02.12.

(Фото уч-ся МБОУ СОШ № 26 Коротиной А.)


Казачки и казаки терские из ансамбля «Терский пляс».

(Фото уч-ся МБОУ СОШ № 26 Коротиной А.)





Одежда казака.

Сапоги казака. (Фото Арбеева Д.)


Шапка казака – папаха. (Фото Арбеева Д.)

Рубаха терского казака. (Фото Арбеева Д.)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!