СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья о создании в школе   условий для дальнейшего совершенствования физических возможностей организма детей и укрепления их здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Физическое воспитание детей младшего школьного возраста»

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста


Учитель физической культуры

МБОУ СОШ №19 г.Мичуринска

Курсаков Г.Е.

Физическое воспитание – организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы для обеспечения определённого уровня физического развития, формирования и совершенствования двигательных качеств, воспитания умений и навыков с целью лучшей подготовки и разнообразной деятельности, прежде всего к труду и военному делу. Для всестороннего развития человека необходимо соблюдение единства процесса умственного и физического воспитания.

В России создана стройная система физического воспитания населения. Её функционирование обеспечивается деятельностью государственных и общественных организаций.

Известно, что задачи физического воспитания многогранны. Они предусматривают совершенствование физического и двигательного развития ребёнка, развитие физических качеств, повышение выносливости организма к нагрузкам, работоспособности, устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов среды, сопротивляемости утомлению. Для того чтобы все эти задачи могли успешно решаться, необходимо и в школе создать все условия для дальнейшего совершенствования физических возможностей организма детей и укрепления их здоровья. Для этого, прежде всего, нужен правильный распорядок дня, при котором учебные занятия по общеобразовательным предметам могли бы рационально сочетаться с достаточным отдыхом, физическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе.

Для ребёнка седьмого года жизни ещё обязательны дневной сон 1,5-2 часа, ночной сон 10-11 часов, четырёхразовое питание, ежедневные прогулки, игры, двигательная активность в соответствии с возрастными биологическими потребностями организма. Необходимость дневного сна определяется тем, что дети этого возраста могут находиться в состоянии непрерывного бодрствования только 5-6 часов. Более продолжительное бодрствование – чрезмерная нагрузка для их нервной системы. Гигиенисты считают целесообразным и полезным для ребёнка ежедневные прогулки суммарной длительностью до 4-5 часов в холодное время года и максимальное пребывание на воздухе в течение дня – в тёплый период. При этом у ребёнка должна быть соответствующая условиям погоды одежда, которая была бы удобной, не мешала ему двигаться, играть, бегать. Прогулки позволяют существенно разнообразить деятельность детей. Чередование спокойных и подвижных игр, физических упражнений, трудовых процессов, наблюдений в природе определяет оздоровительный и воспитательный эффект данного компонента режима. При правильной организации и достаточной длительности прогулок удовлетворяется примерно 45% суточной потребности детей в активной двигательной деятельности. Сокращение же прогулок или плохая их организация усиливает гипокинезию, не обеспечивает полноценного отдыха детей. Осуществление каждого из видов деятельности в системе физического воспитания требует создания определённых условий, рациональной организации, использования правильной методики. Только в этом случае занятия физической культурой принесут несомненную пользу здоровью. Прежде всего – о месте проведения организованной двигательной деятельности. Если физкультурные занятия с детьми 6-7-летнего возраста проходят в помещении, то для них отводится специальное место, оборудованное необходимыми пособиями и инвентарём. Здесь должно быть достаточное освещение (не менее 200 люкс на уровне 0,5 м от пола), температура воздуха +17-180, влажность 40-55%. Занятия в холодный период года лучше проводить при одной открытой фрамуге, в тёплый период при открытых окнах или фрамугах. Всё спортивное оборудование по размерам и конструкции должно соответствовать возрастным возможностям 6-7-летних детей, быть исправным, безопасным в употреблении, устойчивым. Необходима ежедневная влажная уборка помещения.

Не рекомендуется проводить занятия физической культурой с детьми в коридорах, рекреационных помещениях, так как в них нельзя установить нужное оборудование, поддерживать должный воздушно-тепловой и гигиенический режим.

В месте проведения физкультурных занятий устанавливают скамейки, лесенки, стенки для лазанья, дуги для подлезания. В распоряжении детей должны также быть мячи разных размеров и веса, скакалки, гимнастические палки, другой мелкий инвентарь.

Для занятий физическими упражнениями на воздухе у детей должна быть спортивная форма. В осенне-весенний период это футболка с длинными рукавами, утеплённый спортивный костюм. Зимой поверх костюма надевается куртка из непродуваемой ткани. В тёплое время ребята могут заниматься в тренировочных трикотажных костюмах или в трусах и майках, в зависимости от температуры воздуха.

Спортивная площадка школы требует систематической уборки, регулярной очистки от мусора, посторонних предметов; поверхность грунта должна быть ровной, без ям и выбоин, в вечернее время на ней надо обеспечить освещение. Необходимо вести постоянный контроль за санитарным состоянием мест занятий физической культурой, уделять пристальное внимание предупреждению травматизма.

При гигиенической оценке организации физкультурного занятия с детьми 6-7 лет используются следующие показатели: общая продолжительность и длительность структурных частей, а также общая и моторная плотность. Для этого проводят индивидуальный хронометраж физкультурного занятия. Полученные результаты по общей продолжительности и длительности отдельных структурных частей врач сопоставляет с должными величинами для данного возраста, после этого он даёт заключение о правильной организации физкультурного занятия.

При определении общей плотности физкультурного занятия учитывают полезное время, т.е. время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснения учителя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря; время бездействия не учитывается. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени и общей продолжительности занятия, выраженное в процентах. Этот показатель должен составлять не менее 80-90%.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, затрачиваемого ребёнком на выполнение движений, к общей продолжительности занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности этот показатель находится в пределах 60-85%.

Наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота пульса. По её изменению во время физкультурного занятия и в восстановительном периоде можно оценить правильность его построения, а также соответствие нагрузки функциональным возможностям организма ребёнка. Частоту пульса определяют у ребёнка за 10 секундные отрезки времени – до занятия, после вводной части, ОРУ, основных движений, подвижной игры, заключительной части и в течение 3-5 мин. в восстановительном периоде. На основании полученных данных строят кривую физиологической нагрузки – графическое изображение частоты пульса. При правильно построенном занятии кривая физиологической нагрузки постепенно повышается от начала к основной его части. Максимальная частота пульса регистрируется во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и нарастание эмоционального возбуждения детей. Обычно во время вводной части пульс учащается на 15-20%, во время основной – на 50-60% (от исходной величины), а во время подвижной игры на 70-90%. В заключительной части занятия частота пульса снижается и превышает исходные данные лишь на 5-10%, а через 2-3 мин. после занятия возвращается к исходному уровню. Тренирующий эффект физкультурных занятий достигается, когда средний уровень частоты пульса (за всё) у детей 5-7 лет равен 140-150.

Внешние признаки утомления детей косвенно могут характеризовать допустимость нагрузки при проведении различных форм занятий физической культурой. Выделяют три степени утомления: небольшое, значительное, сильное. Небольшая степень утомления – вполне допустимая реакция организма на физическую нагрузку. При наличии признаков значительного утомления у детей учитель должен ограничить нагрузку для них, уменьшить число повторений упражнений, исключить наиболее трудные и удлинить отдых. Если у детей наблюдаются признаки сильного утомления, это означает, что предлагаемая нагрузка не соответствует уровню их физической подготовленности.

При поступлении ребёнка в школу врач обязательно определяет для каждого медицинскую группу – основная, подготовительная, специальная. К основной группе относят детей, не имеющих никаких противопоказаний и ограничений для занятий в полном объёме программы физического воспитания. К подготовительной группе относят детей, имеющих ограничения временного характера в объёме и интенсивности движений. Это часто болеющие дети, дети с отклонениями в состоянии здоровья функционального характера. Для каждого из них рекомендуется свой индивидуальный двигательный режим. К специальной группе относят детей с более выраженными отклонениями в состоянии здоровья, к которым нужен особый подход и которые нуждаются в специальном подборе упражнений. Однако при положительных сдвигах состояние здоровья на протяжении периода обучения врач может перевести детей подготовительной или специальной группы в основную, то есть на общий двигательный режим. Поэтому так важно проведение медицинских осмотров несколько раз в году. Необходимо, чтобы и педагог знал состояние здоровья каждого ребёнка класса. Это важно как для правильной постановки всей работы по физическому воспитанию, так и для эффективности самого педагогического процесса. Сведения о состоянии здоровья детей педагог получает от медицинской сестры или врача после проведения углубленного осмотра. Эти сведения заносятся в специальный журнал.

Организация учебно-воспитательного процесса при обучении 7-летних детей в школе имеет существенные отличия по сравнению с обучением школьников других возрастных групп. Продолжительность обучения этих детей уменьшена и составляет 32 учебные недели в году. Все учебные занятия организуются только в первую смену. Наилучшее время начала занятий в школе – 9 часов; предельная учебная нагрузка в неделю – 20 часов; дневная учебная нагрузка – 4 урока по 40 мин. Принимая во внимание, что для детей данного возраста особенно утомительно статическое напряжение (сидение за партой), нельзя требовать от учащихся длительного сохранения фиксированной позы во время урока. В середине урока учитель обязан организовать физкультурную минуту. Перемены между уроками устанавливаются продолжительностью в 15-20 мин, во время которых проводятся подвижные игры. После 2-3 занятий под руководством учителя ежедневно проводится динамическое занятие на воздухе длительностью не менее 40 мин, заполненное подвижными и спортивными играми и развлечениями.

Выполнение указанных рекомендаций крайне важно для успешной реализации задач физического воспитания в целом, которые тесно переплетаются со всеми разделами педагогической работы и могут успешно решаться комплексно, с учётом всех факторов, способствующих укреплению здоровья 6-7-летних детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!